На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних
Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение
Индекс материала
Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних
Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних
Все страницы

1.1. Теоретические подходы к исследованию девиантного поведения

В науке понятие «девиантное поведение» имеет разную трактовку. Например, Я. И. Г илинский под девиантным понимает поведение людей, когда их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе нормам и правилам [22, с. 8]. Девиантное поведение, по определению И. С. Кона, - «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры или морали» [48, с. 237]. В. В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. При этом проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации [47]. По мнению А. Коэна, девиантное поведение - это такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы [51, с. 520-521].

В. Т. Кондрашенко отмечает, что «девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний» [49, с. 77]. С. А. Беличева отмечает, что «отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах» [10, с. 27]. Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [38, 39]. Ю. А. Клейберг предлагает свое понимание данного явления, трактуя его как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [46, с. 45].
На основе анализа психолого-педагогической, социологической, медицинской литературы конкретизируем представления о девиантном поведении личности.
Общее во всех трактовках девиантного поведения - это поведение, отклоняющееся от социальных, нравственных или правовых норм. Девиантное поведение выходит за рамки нормы. Нормы - это правила поведения в обществе, закрепленные моралью, а также правовыми и законодательными документами. Относительно нравственно-правовой нормы поведение человека может иметь два проявления: нормативное и ненормативное (отклоняющееся, безнравственное, противоправное, асоциальное, то есть девиантное) поведение.
Нормативное поведение - это социально одобряемое поведение, соблюдающее установленные обществом правила, находящееся в пределах норм морали и права, свойственное большинству людей. Установленные обществом правила поведения (нормативность поведения) закреплены нормами морали и права (социальными нормами), а также идеологией государства, определяющей цели и задачи воспитания и обучения граждан, обычаями и традициями народа, которые сохраняются в неформальных отношениях в семье, бытовом окружении. Нормативность формализована нормативными правовыми актами (конституция, закон, инструкция и т. д.).
Девиантное поведение - это социально осуждаемое поведение, нарушающее нормы морали, нравственности и (или) права.
Иногда гениальность, талантливость, уникальные способности относят к разновидности девиантного поведения. Данный подход не совсем верен, так как девиацию необходимо рассматривать в контексте именно социального поведения, которое соотносится в первую очередь с нормами морали и права. Некоторые исследователи указывают, что девиантное поведение находится на грани психической нормы и болезни [59, 64] и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом [42]. Действительно, в основе девиантного поведения - социальная дезадаптация личности. Вместе с тем понятие нормы в психологопедагогической науке не стандартизировано в отличие, например, от медицины, где норма - это здоровый человек. В педагогике нередко под нормой понимается желаемое поведение подростка, то есть то, которое соответствует предъявляемым требованиям и запросам взрослых - быть послушным, хорошо учиться, проявлять социальную активность, заботу о ближних и др. В таком случае в образовательном пространстве среднеуспевающий ученик, допускающий нарушения дисциплины в классе, будет считаться девиантным, что не совсем верно. Мы согласны с авторитетным белорусским ученым-психотерапев- том В. Т. Кондрашенко, который отмечал, что девиантное поведение - это отклонение от принятых норм, совершаемых в рамках психического здоровья [49, с. 77].
Полагаем, что отклоняющееся поведение подростков находится в пределах психической нормы. Это не психическое заболевание или
патология. Хотя девиации могут усугубляться и переходить в психические расстройства (например, систематическое употребление алкоголя может привести к зависимости).
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [46]. Другими словами, девиантное поведение выходит за рамки социальных норм и не характеризуется психическими и физическими (соматическими) отклонениями от нормы.
В. Е. Каган обосновано указывает, что заключение о девиантном поведении подростка требует крайней осторожности, так как суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития и сами являющиеся активными трансляторами девиантных форм; критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются [43]. В реальности мы часто сталкиваемся не с девиантным, а с не соответствующим запросам и ожиданиям взрослых, непонятным для них поведением. Дж. К. Коулмен [18] предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, то есть вольно или невольно формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.
Поведение подростков вообще, в том числе не соответствующее требованиям взрослых, а также девиантное, обусловлено психофизиологическими особенностями их развития. В контексте рассматриваемой проблемы к значимым возрастным особенностям подросткового периода необходимо отнести: незавершенность процесса формирования личности; отсутствие собственных механизмов преодоления трудностей; противоречивость чувств, сочетание чувствительности, ранимости, романтизма и жестокости, холодности; повышенное половое влечение; завышенную самооценку и неуверенность в себе; критическое восприятие общественной морали, установок родителей, стиля семейных отношений; отказ от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», бескомпромиссность; импульсивность; максимализм в оценках и неспособность к принятию аргументированных решений; упрямство и внушаемость; актуализацию интереса к вопросам жизни и смерти, своего места в обществе; недостаточно развитую способность объективно оценивать конкретные поступки, а также к самоконтролю поведения; отсутствие жизненного опыта, навыков конструктивного решения проблемы, широкого спектра представлений о способах удовлетворения потребностей и интересов, решения жизненных проблем; неспособность находить наиболее приемлемые способы разрешения сложных жизненных ситуаций; низкую сопротивляемость стрессу [1, 20, 21, 45, 56, 82, 84, 130].
Характерной чертой группового девиантного поведения подростков выступает жестокость и агрессивность. Бессердечность и крайняя враждебность друг к другу присущи подростковому внутригрупповому соперничеству, борьбе за власть в референтной группе. Нередко подростковое групповое взаимодействие сопровождает немотивированная агрессия, часто направленная на незнакомых людей.
При этом большинство ученых (М. И. Бердяев, Л. С. Выготский, А. Б. Добрович, И. С. Кон, А. Е. Личко, Х. Ремшмидт, М. Раттер, В. А. Су- хомлинский, В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович и др.) считают, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Как верно отмечает Х. Ремшмидт [86], в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Вместе с тем подростковый возраст несомненно представляет фактор риска для развития девиантного поведения. Современная молодежь стала раньше созревать (биологически и психически) и интенсивнее социализироваться. Ее психологическое развитие и социальная адаптация происходят в условиях информационного общества крайне быстро. Для подростков и молодых людей характерно раннее начало половой жизни, учебной и трудовой деятельности. Их психофизиологическое становление происходит в условиях легкодоступности алкоголя, употребление которого часто сопровождает суициды и парасуициды, снижая инстинкт самосохранения. Продажа алкоголя и пива в Республике Беларусь не имеет временных ограничений, их стоимость одна из самых низких в Европе.
Подростковый возраст, обусловленный гормональными изменениями, увеличением школьных и внеклассных нагрузок, активизацией межличностных отношений со сверстниками, возникновением ценностно-смысловых, экзистенциальных барьеров общения со взрослым и т. д., является кризисным этапом жизненного пути. Это может приводить к негативному мышлению и пессимистическому восприятию внешнего мира и самого себя.
Отмеченные особенности подросткового возраста становятся предпосылками развития отклоняющегося поведения. Но, как мы знаем, далеко не у всех. Современные исследователи единодушно утвержда
ют, что генезисом девиантного поведения подростков является неблагоприятное сочетание социальных условий и психологических факторов, приводящих к формированию устойчивых психических образований, свойств и качеств личности, детерминирующих социально неблагоприятное или вредоносное поведение. Негативные социальные условия повышают вероятность формирования девиантности. Вместе с тем степень выраженности отклоняющегося поведения зависит от психологических особенностей субъекта. Об этом прежде всего свидетельствуют следующие факты: в одной и той же социальной среде люди демонстрируют совершенно разное поведение; девиантное поведение формируется не только в условиях девиантной субкультуры, но сплошь и рядом в обычных социальных условиях; в одной и той же семье дети ведут себя по-разному; у людей с идентичными нервнопсихическими расстройствами в одних случаях имеет место девиантное поведение, в других - нет [38].
Девиантное поведение - это повторяющееся, относительно устойчивое поведение индивида, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным и нравственным нормам, имеющее отрицательные последствия для общества, приносящее моральный или физический вред жизни и здоровью другим людям либо самому индивиду. Данное поведение, как правило, имеет негативную оценку со стороны окружающих людей, общества и государства, сопровождается стигматизирующими , правовыми и иными последствиями (общественное осуждение и порицание; дисциплинарное, административное или уголовное наказание; принуждение; изоляция (ограничение или лишение свободы); лечение (в специальных лечебновоспитательных учреждениях или лечебно-трудовых профилакториях).



1.2. Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних


Большинство исследователей рассматривают девиантное поведение подростков с точки зрения причиняемого вреда обществу или самому себе. Например, Е. В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное) и аутоагрессивное (саморазрушительное) [38, 39]. С. А. Бе- личева, рассматривая социальные отклонения, отмечает следующие их типы: корыстной направленности (хищение, кража и т. п.); агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои); социально-пассивного типа (уклонения от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни) [10, с. 25]. А. Бандура подразделяет девиантов на несоциализированных (агрессивные подростки-одиночки); социализированных (объединенные в группы несовершеннолетние правонарушители); ситуативных правонарушителей (совершающие преступления в зависимости от ситуации) [7]. Исследователи Л. Е. Хевитт и Р. Л. Дже- кинс в основе деления видят социальные признаки и делят девиантов на три группы: дети-невротики (дети, имеющие сильное эмоциональное расстройство или перенапряжение нервной системы); асоциальные типы (правонарушители, у которых главную роль играет отсутствие вины и угрызение совести в момент и после совершения преступлений); псевдосоциальные нарушители (совершили преступления под влиянием среды, окружающей обстановки) [46].
Анализ научной литературы и практический опыт организации и осуществления исправительно-профилактической работы с делинквентами позволяет классифицировать девиантное поведение по вредоносным основаниям на две основные группы: саморазрушающее поведение, приносящее в первую очередь вред самому подростку, а также другим людям (аддиктивное поведение (виртуальная зависимость - игровая, компьютерная, интернет-зависимость; пищевая зависимость - анорексия, булимия; зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) - алкогольная и наркотическая зависимость, токсикомания, табакокурение); аутоагрессия (суицидальное поведение, членовредительство)); делинквентное поведение, приносящее вред другим людям и проявляющееся в провинностях, проступках, нарушающих нравственные (общепринятые) и (или) правовые нормы поведения (асоциальное (аморальное) поведение (не имеет административного или уголовного состава правонарушения, то есть отсутствует правовая ответственность: прогулы учебных занятий, употребление ненормативной лексики, грубость и оскорбления, побеги из дома, бродяжничество (попрошайничество), общение с антисоциальными (криминальными) компаниями, сексуальные девиации, не сопряженные с нарушением закона (манипуляции с половыми органами животных, половые отношения до полного физического созревания, включая частую смену партнеров, неразборчивость в половых сношениях, гомосексуализм) и др.); правонарушающее (преступное, противоправное) поведение (проявляется в проступках, нарушающих правовые нормы общества: хулиганство, издевательство над другими людьми, вандализм, вымогательство денег, предметов, одежды и т. д., угон велосипедов и мотоциклов, мошенничество, спекуляция, кражи, нанесение телесных повреждений, незаконный оборот наркотических средств, сексуальные преступления (педофилия, мужеложство, зоофилия, некрофилия, эксгибиционизм, проституция и др.) и т. д.).
Рассмотрим общую характеристику наиболее выраженных и характерных для несовершеннолетних девиаций поведения.
Аддиктивное поведение подростков. Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [14]. Аддиктивное поведение характеризуется своей деструктивностью и стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Признаки аддикции выделены Р. Брауном. Зависимость, по его мнению, характеризуется сверхценностью, эйфорией, ростом толерантности, симптомом отмены, конфликтом с окружающими и самим собой, возможностью рецидива [137]. У подростков наиболее часто встречается виртуальная зависимость, реже пищевая и химическая.
Интернет становится неотъемлемой частью жизни подростков. По сведениям Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2017 г. 87,7 % детей в возрасте 6-17 лет пользовались сетью Интернет [29]. Из них использовали интернет для просмотра и скачивания фильмов, прослушивания и скачивания музыки, скачивания программного обеспечения - 88,9 %, поиска информации - 83,2 %, игр - 85,8 %, общения в социальных сетях - 70,1 %, отправки, получения электронной почты, переговоров - 35,3 %, покупки, заказа товаров, услуг - 7,3 %. По данным лаборатории Касперского, постоянно использовали интернет 56 % несовершеннолетних, при этом около 80 % детей проводили в сети в среднем 3 ч в день .
Можно выделить следующие типы виртуальной аддикции личности подростков: интернет-брождения, или веб-серфинг (бесконтрольные путешествия по сети, постоянные покупки или участие в аукционах); виртуальное общение (предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальным, так называемыми кибер-отношениями, зависимость от общения в чатах, групповых игр и телеконференций); киберсексуальная зависимость (непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, обсуждению сексуальной тематики в чатах, специальных телеконференциях «для взрослых»); игромания (постоянное участие в компьютерных играх). Исследования свидетельствуют, что почти половина школьников старших классов (45,5 %), треть учащихся колледжей (29,3 %) и каждый десятый студент учреждения высшего образования (13,4 %) имеют признаки увлеченности компьютерными играми, поскольку играют почти каждый день в среднем более 2 ч [132].
Ведущим признаком виртуальной зависимости является появление в интернет-сети круга общения, который на определенное время становится более значимым, чем люди в реальной жизни.
Динамика развития виртуальной, компьютерной, интернет-зависимости, как отмечает А. Ф. Федоров, повторяет динамику развития химической зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности. Однако в отличие от химической компьютерная зависимость редко перерастает в хроническую. Ее пик приходится на подростковый и юношеский возраст [131].
В. Гриффит выделяет два типа мотивов, заставляющих детей и подростков вновь и вновь обращаться к компьютерной игре [25]. Игроки с первым типом играют ради удовольствия от самой игры и ради результата. Их привлекает возможное соперничество с другими игроками и вероятность удовлетворения мотива достижения. Для игроков со вторым типом мотивации игра становится формой ухода от реальности. Причиной такого увлечения может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, сложные отношения с родителями и сверстниками, то есть игра в таких случаях является формой реакции на стресс и способом ухода от действительности.
Виртуальная зависимость имеет разрушающее воздействие на психику. Анонимность, бесконтрольная возможность смотреть порно, экстремистские ролики, общение со случайными партнерами способствует формированию у подростков ложных представлений о реальном мире. В то же время подобное общение является небезопасным, подросток может выступать объектом преступного посягательства.
Признаки синдрома виртуальной зависимости: утрата контроля за временем, проводимым за компьютером (резкое увеличение времени пребывания за игрой, в интернет-пространстве); неспособность и невозможность ограничить деятельность в сети Интернет; непреодолимое желание играть, общаться в социальных сетях, бороздить интернет-пространство; склонность забывать о домашних уроках и обязанностях, учебе, важных делах; отсутствие интереса к реальному общению и деятельности вне сети Интернет; навязчивые мысли и образы игры; подъем настроения, чувство предвкушения, раздражительность и появление тревожно-депрессивного синдрома при ограничении деятельности в сети Интернет, а также в случае подавления желания
посещать глобальную сеть, ощущение нарастающей усталости и сонливости; обман близких, родителей, учителей по поводу количества времени, проведенного в сети Интернет.
Данную аддикцию сопровождает специфический синдром измененного сознания, проявляющийся в нарушении восприятия игры в виде «оживления» виртуальной реальности, идентификации с героем игры, «стирания качества графики». Между игрой и играющим формируется некоторого рода «раппорт», поэтому события и опыт игры начинают восприниматься как реальные. Возможен и депрессивный синдром. Однако депрессивный синдром может быть обусловлен как синдромом зависимости, так и другими причинами, поскольку нередко поводом для выраженной игровой увлеченности являются нерешенные психологические проблемы, вызывающие плохое настроение, а по прошествии времени сама игра может стать проблемой, превращаясь в дополнительный источник отрицательных эмоций [132].
Аутоагрессия. За последние 10 лет в Беларуси зафиксировано 318 детских суицидов (до 17 лет включительно), всплеск которых приходится на 2009-2010 гг. (рис. 1). Как правило, родители (опекуны) ребят не обращаются к специалистам по поводу изменений в их поведении (только 6,5 % из них оказывалась психоконсультационная или психиатрическая помощь). По статистическим данным, на одну девочку приходится 2,5 мальчика в возрасте 15-17 лет.

девиант 1

Рис. 1. Динамика уровня детских суицидов в Республики Беларусь в 2008-2009 гг.

По сведениям Республиканского научно-практического центра психического здоровья (РНПЦ), в 2017 г. среди детей показатели парасуицидов возросли на 22,1 % (с 244 до 298 случаев) и с 13,4 до 16,1 случаев на 100 тыс. детского населения. При этом их доля в общем числе зарегистрированных парасуицидов увеличилась с 4,7 до 6,2 %. Рост показателей парасуицидов в общей детской популяции отмечен в Минске (с 18,5 до 21,0), Витебской (с 17,1 до 20,8), Гомельской (с 8,2 до 9,8), Гродненской (с 12,1 до 15,7) и Минской областях (с 10,0 до 21,7); снижение в Брестской (с 15,5 до 12,9) и Могилевской областях (с 10,8 до 8,3). Количество парасуицидов среди девочек выше чем среди мальчиков во всех регионах республики.
Среди подростковых парасуицидов на первом месте острое отравление медикаментами (около 51 % от всех способов совершения суицидальной попытки), нередко вследствие употребления лекарственных средств из домашней аптечки; на втором - нанесение самоповреждений (около 36 % от всех случаев).
Выделяют различные типы суицидов. Э. Дюркгейм разграничивал эгоистические, альтруистические и аномичные самоубийства [32]. Эгоистические самоубийства совершаются в результате гипертрофированной индивидуализации человека, когда взаимоотношения между ним и окружающим ослабевают, личность отстраняется от общественной жизни. Для альтруистического суицида характерно принесение себя в жертву во имя общественного долга или иной высокоморальной для человека цели (например, подвиг Матросова в годы Великой Отечественной войны). Аномичное самоубийство становится реакцией человека на творящееся беззаконие в периоды трансформации существующего уклада жизни.
М. Абрахам, развивая идеи Э. Дюркгейма, изучает два вида протестных (аномичных) самоубийств: публичный, совершенный преимущественно в общественных местах и привлекающий внимание к жертве; кумулятивный (массовый), в рамках которого индивиды совершают самоубийство в частном порядке, но поскольку их число велико и они порождают общее недовольство, общество вынуждено обращать на них внимание [2].
В. А. Тихоненко [3, 127] и А. Е. Личко [56] подразделяют суициды на истинные и демонстративные. По мнению исследователей, истинный суицид не бывает спонтанным, ему всегда предшествует депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни, решение вызревает постепенно, составляется план действий. Демонстративное (демонстративно шантажное) поведение формируется на основе стремления привлечь к себе внимание, воздействовать на окружающих, как-то наказать их. Как правило, демонстративность проявляется соответствующими сигналами: прямое сообщение о суицидальных планах друзьям; оставление на видном месте прощальных записок, дневников; посты в социальных сетях; совершение суицидальных попыток в общественных местах, где возможна своевременная помощь, либо дома в момент возвращения родителей с работы; выбор «безопасных» способов (порезы рук, прием незначительной дозы снотворного). Однако нередко демонстративная попытка заканчивается завершенным суицидом.
Как правило, суицидальное поведение подростка формируется не в один момент и говорить об одной причине (факторе риска) было бы неверно. Однако значимое событие в жизни (конфликт с родителями, отвержение референтной группой, безответная любовь или расставание с любимым человеком, сексуальное насилие и т. д.) может подталкивать подростка к совершению самоубийства, поэтому предпочтительно говорить о психологических и внешних факторах, способствующих совершению самоубийства.
Э. Шнейдман, ведущий и наиболее известный американский суицидолог, основываясь на многолетних исследованиях, выделил общие черты суицида [135]:
целью всех суицидов является поиск решения (суицид является выходом из кризиса или невыносимой ситуации, это не случайное действие, его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно; он является единственно доступным ответом на труднейшие вопросы «Как из этого выбраться? Что делать?»; цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания);
задачей всех суицидов является выключение сознания в целях прекращения состояния непереносимой душевной боли (суицидент - всегда страдающий человек, испытывающий невыносимые страдания, вызванные, разрывом межличностных отношений, психическим или физическим насилием, заболеванием, жизненными проблемами и др.);
стимулом при суициде является невыносимая душевная боль (если человек, имеющий суицидальные намерения, движется к прекращению сознания, то душевная боль - это то, от чего он стремится убежать; в этом смысле суицид - это бегство от нестерпимых чувств, невыносимой боли и неприемлемых страданий);
стрессором при суициде являются нереализованные, заблокированные психологические потребности (суицид не следует понимать как бессмысленный и необоснованный поступок - он кажется логичным совершающему его человеку на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем; он является реакцией на его неудовлетворенные психологические потребности);
суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность («Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства) и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)»);
внутренним отношением к суициду является двойственность переживаний (амбивалентность) (типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается покончить с собой и взывает о помощи, причем оба эти действия являются истинными и непритворными; человек чувствует потребность лишить себя жизни и одновременно желает спасения и вмешательства других);
состоянием психики является сужение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности (синонимом сужения интеллектуальной сферы является «туннельное» сознание, заключающееся в резком ограничении выбора вариантов поведения (или - или); варианты выбора сужаются до альтернативы, при этом системы поддержки личности, например значимые люди, не столько игнорируются, сколько не помещаются в рамки «туннельного» сознания);
действием при суициде является бегство (оно отражает намерение человека уйти из зоны бедствия, где суицид является предельным, окончательным бегством; его можно предотвратить, закрывая выходы (например, отбирая у человека пистолет) или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни);
коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении (человек, намеревающийся совершить самоубийство, исподволь, сознательно или безотчетно подает сигналы бедствия: жалуется на беспомощность, взывает о поддержке, ищет возможности спасения; информирует окружающих о грядущем самоубийстве не враждой, яростью или уходом в себя, а именно сообщением о своих намерениях). Печально, что это сообщение далеко не всегда бывает услышано. Естественно, эти словесные сообщения и поведенческие проявления часто бывают косвенными, но человек внимательный в состоянии заметить их.
Асоциальное (аморальное) поведение. Употребление мата и криминального сленга («фени») является поведением, нарушающим нормы этики и нравственности. Согласно данным социологических исследований, около 80 % подростков ничего страшного не видят в употреблении так называемой ненормативной лексики, около 60 % сами употребляют нецензурные выражения [78, с. 98].
Среди подростков умение материться на бессознательном уровне считается признаком взрослости, а способность свободно «ботать по „фене“» - повышает «криминальный» авторитет в соответствующей референтной группе. Как правило, подростками нецензурная лексика используется в случае переживания сильных эмоциональных состояний (радость, возбуждение, восторг, агрессия, фрустрация); сопровождает драки, обиду, зависть, ненависть, плохое настроение, приближающийся экзамен и т. д. Мат преимущественно служит инструментом выражения отрицательных эмоций и негативных переживаний.
В настоящее время принято выделять следующие виды бродяжничества среди несовершеннолетних.
Истинные бродяги, для которых бродяжничество является главным источником существования, - это, как правило, сироты, а также дети, по разным причинам бежавшие из дома. Все они - лица без определенного места жительства (бомж). Первые побеги из дома дети совершают в возрасте от 7 до 9 лет. Чаще всего побеги из дому совершают подростки 10-13 лет. Подростки, склонные к побегу, обычно характеризуются такими чертами, как нестабильность поведения, повышенная возбудимость и эмоциональная незрелость. Неблагополучная семья, разногласия между родителями, алкоголизм родителей, насилие над ребенком, гиперопека над детьми выступают факторами, провоцирующими подростков к бродяжничеству. Истинное бродяжничество сопряжено с другими видами девиантного поведения - алкоголизмом, наркоманией, проституцией, воровством и т. п. При этом данная категория бродяг является разносчиком инфекционных заболеваний.
Профессиональные бродяги (нищие), для которых попрошайничество является средством зарабатывания денег и ведения «второй» социально адаптивной жизни, чаще всего стоят у «доходных» мест (церковь, рынок, подземный переход, оживленная улица) и находятся под контролем преступных группировок.
Ситуативные бродяги периодически прибегают к данному способу получения дополнительных материальных средств, изредка «подрабатывают». Как правило они имеют родителей (родителя), место жительства, учатся. Вместе с тем асоциальный образ жизни родителей, пьянство вынуждают подростка выходить на улицу в поисках дополнительных средств к существованию.
Существует разная классификация подростков, совершающих побеги из дома [84]. Очень часто их подразделяют на две группы: ушедших от кого-то или чего-то и ушедших к кому-то или к чему-то. Подростки первой группы не могут терпеть сложившуюся дома ситуацию, отношения с одним или обоими родителями. Подростки второй группы - это искатели удовольствий, которые стремятся туда, где им представится наибольшая свобода действий. По другой классификации подростки, убегающие из дома, делятся уже на три типа. Первый тип - это подростки, которые убегают от сложных взаимоотношений в семье, вызванных разного рода критическими обстоятельствами (трудность с финансами, уход одного из родителей или появление в семье отчима или мачехи). Второй тип - это беглецы от чрезмерного родительского контроля и чрезмерно жестких требований с их стороны. Третий тип - это подростки, убегающие от насилия (физического или сексуального).
По характеру реагирования подростков на стрессовые ситуации «бегунки» делятся по следующим уровням [84]. Подростки-беглецы первого уровня не испытывают большой отчужденности от других членов семьи. Их побег - это реакция на какой-то отдельный факт или событие. Беглецы второго уровня уходят или от старой жизни, или бегут к новой жизни. Они полагают, что решение возникшей у них проблемы - уход из семьи. Такие подростки тяжелее переживают стрессовые ситуации и в отношении возвращения домой испытывают двойственное чувство: с одной стороны, они хотели бы вернуться, а с другой - боятся повторения того, из-за чего они сбежали. Беглецы третьего уровня уходят для того, чтобы начать новую жизнь. Они заранее планируют свой уход и намереваются уйти навсегда.
М. И. Буянов выделяет несколько основных мотивов побегов из дома [16].
Жажда приключений - так называемая сенсорная жажда, то есть потребность во множестве новых и ярких впечатлений. По этой причине из дома бегут дети инфантильные, безудержные фантазеры, любители приключений. Для них это своеобразная игра, в которую они и сами с удовольствием играют и могут увлечь других детей, более внушаемых. Часто такие подростки бродяжничают в поисках новых впечатлений, не желая учиться в школе, поскольку там от них требуется усидчивость и трудолюбие. В школе и дома им скучно, вот они и отправляются «в бега», ночуют на чердаках, вокзалах, в подвалах. Эти типы бродяжничества с полным основанием можно отнести к результатам педагогической запущенности. С приобретением жизненного опыта (годам к 18-20) они прекращаются.
Побеги в знак протеста встречаются значительно чаще. Причина таких побегов - протест против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со стороны старших или сверстников. В результате подросток убегает из дома и школы. Такие формы протеста могут закрепиться, и побеги в дальнейшем могут совершаться в ответ на даже незначительные замечания или требования.
Бывает так, что в побегах подростков виноваты учителя: их неправильное поведение служит либо причиной, либо поводом к побегам школьников из школы и дома. Мотивом к такого вида побегов является «крик души».
Изгнанные - это подростки, которые просто вынуждены покинуть родной дом, так как их выгоняют родители.
Беглецы-исследователи ищут приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они обычно покидают дом, оставляя записку. Если их не задерживают правоохранительные органы, они обычно сами возвращаются домой.
Искатели приятного общества - девушки, часто конфликтующие с родителями по поводу главного, с их точки зрения, вопроса - свиданий с молодым человеком. Это проявляется в многочисленных скандалах по поводу требований родителей раньше приходить домой либо не
посещать те или иные важные, по мнению девушек, увеселительные мероприятия. Они обычно тайком исчезают из дома, а потом так же незаметно возвращаются. Встречаются и другие варианты - девушки остаются на ночь у своего бойфренда, а утром звонят родителям и просят разрешения вернуться домой. Беглецы-шантажистки обычно имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, круга друзей и выбора знакомых, поэтому они уходят из дома для того, чтобы заставить родителей принять их образ жизни.
Беглецы от проблем имеют еще более тяжелые и продолжительные конфликты и напряженные отношения с родителями со скандалами, битьем посуды и телесными повреждениями. В таких семьях постоянно ощущается угроза разрушения семьи. Большинство подростков из таких семей имеют многочисленные проблемы в школе, пытаются отключиться от них, употребляя наркотики или алкоголь.
Вандализм - бессмысленное уничтожение разрушение, осквернение культурных и материальных ценностей.
Выделяют несколько типов вандализма, которые характерны и для взрослых, и для подростков: вандализм как способ приобретения (основной мотив разрушения - материальная выгода); вандализм как мщение (разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление); вандализм как выражение гнева (разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом); вандализм как ответ на скуку (причина - желание развлечься; мотив - поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью); вандализм- исследование (цель разрушения - познание, желание узнать устройство механизма); вандализм как средство самоутверждения, изучения возможностей своего влияния на общество, привлечение внимания к себе [46].
Наиболее распространенной формой подросткового вандализма являются граффити (от ит. graffiti - древние надписи, главным образом бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т. п.). Такая современная «настенная живопись» выполняется разными способами - шариковой ручкой, маркерами, карандашами, краской, мелом, иногда вырезается ножом, выцарапывается острым предметом или даже выбивается. Граффити, содержащие разнообразные сообщения, ругательства, рисунки, изречения и символы, можно встретить не только на стенах домов или заборах, но и в транспорте, на столах в аудиториях учебных заведений и классах школ, на скамейках в парках, иногда на деревьях или асфальте. В настоящее время граффити наносит ощутимый ущерб городской среде.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Доля преступности несовершеннолетних в общей массе криминала относительно невелика (рис. 2). В период БССР она составляла 10-15 % (например, в
1971 г. - 12,8 %, 1981 г. - 15 %). В Республике Беларусь преступность несовершеннолетних постепенно снижается. Так, если в 2005 г. она составляла 8,2 %, то уже в 2016-2018 гг. снизилась до 3-3,5 %.

девиант 2

Рис. 2. Доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности

Наиболее часто несовершеннолетние преступники совершают кражи, далее следуют хулиганство и незаконный оборот наркотиков (более 75 % от числа всех совершаемых указанной категорией лиц преступлений), далее идут грабеж, угон транспортных средств (табл. 1).

Преступление

Год

2014

2015

2016

2017

Убийство и покушение на убийство

8

6

10

3

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

18

17

15

9

Изнасилование и покушение на изнасилование

7

7

6

4

Кража

1 396

1 465

1 219

1 021

Грабеж

118

81

91

83

Мошенничество

44

26

42

40

Хулиганство

260

353

323

310

Угон транспортного средства

108

107

77

63

Хищение путем использования компьютерной техники

38

38

48

53

Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе с целью сбыта

464

526

263

157

128

219

108

81


В последние годы особую приобретают преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой или сбытом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. С 2015 г. в стране снижена возрастная граница по уголовной ответственности для несовершеннолетних, обвиняемых в распространении наркотических средств (с 16 до 14 лет). В том же году впервые в Беларуси преступления несовершеннолетних, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вышли на второе место в списке преступлений, совершенных подростками. Резко выросло число подростков, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения, что связано с распространением среди подростков курительных смесей - спайсов. При этом существенно уменьшилось совершение преступлений несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения [83, с. 54].
В Республике Беларусь функционирует одна воспитательная колония, в которой отбывают наказание осужденные, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте. В 2000-2007 гг. в трех воспитательных колониях отбывали наказание 2 000-2 200 человек. В 2017 г. в исправительном учреждении «ВК-2» г. Бобруйска содержались 269 человек (на 3,6 % меньше, чем в 2016 г.), а к концу 2018 г. - 240 осужденных. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика осужденных к лишению свободы, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, представлена в табл. 2.

Таблица №2

Характеристика осужденных воспитательной колонии №» 2

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика

Статья УК

Количество
осужденных

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

328

96

Кража (в совокупности с более тяжкими статьями 18 человек)

205

65

Грабеж

206

7

Разбой

207

19

Мошенничество

209

1

Изнасилование и насильственные действия сексуального характера (мужеложство, лесбиянство, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей))

166,
167

13

Убийство

139

10

Умышленные тяжкие телесные повреждения

147

7

Хулиганство

339

25

 

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика

Статья УК

Количество
осужденных

Срок наказания

До 1 года - 9 осужденных

От 5 лет до 10 лет - 97 осужденных

От 1 года до 3 лет - 93 осужденных

От 10 до 15 лет - 9 осужденных

От 3 лет до 5 лет - 32 осужденных

Свыше 15 лет - нет осужденных

Количество раз отбывают наказание в местах лишения свободы

1-й раз - 236 осужденных                             | 2-й раз - 4 осужденных



Распространенность преступности несовершеннолетних по регионам Беларуси по итогам 2017 г. следующая: на первом месте Гомельская область (19 %), на втором - Минск (18,5 %), далее следуют Минская (16,5 %), Брестская (15 %), Могилевская (10,3 %), Витебская (11,7 %), Гродненская (9 %) области.
Интенсивность преступлений несовершеннолетних в городах по сравнению с сельской местностью выше. В данном случае немаловажную роль играет встречная миграция совершающих преступления несовершеннолетних (городские - во время сельхозработ, отдыха на селе; сельские - при проведении досуга в городе). Выборочные исследования показывают, что четыре из пяти преступлений совершаются несовершеннолетними вблизи от места жительства, учебы, работы. Около 50 % из них совершаются после 22.00. Доля рецидива в структуре преступности несовершеннолетних составляет 10-15 %, что намного ниже, чем среди взрослых.
Преступность несовершеннолетних всегда носила групповой характер (около 50 %). Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, примерно в 1,5-5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности. Наиболее часто преступные группы несовершеннолетних состоят из 2-3 человек. При этом большинство групп организуется, не имея четкой структуры и цели и не для совершения преступлений, они лишь отражают естественное стремление к общению и совместному проведению свободного времени [44].
Как правило, несовершеннолетние преступники - лица мужского пола (88 %). Так, в 2017 г. из 1 716 выявленных несовершеннолетних преступников - 1 516 мужчины. 3/4 всех несовершеннолетних совершают преступления в возрасте 16-17 лет.
Более половины осужденных к лишению свободы, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, воспитывались в полной семье. 74 % несовершеннолетних осужденных проживали в городе, 26 % - в сельской местности.

Начало преступной деятельности подростков (70 % общего числа) приходится на возраст 10-13 лет, а не 14-15, как это принято традиционно считать [83, с. 54]. Большинство несовершеннолетних до совершения преступления уже состояли на учете в органах внутренних дел, а часть из них содержались в специальных учебно-воспитательных учреждениях (специальные школы и профессионально-технические училища закрытого типа) для правонарушителей.
Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 23 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. Подросток должен быть постоянно чем-то занят. По мере увеличения свободного времени его интересы деформируются и приобретают негативный оттенок, от безделья его тянет к опасным приключениям с асоциальным уклоном. Из числа подростков, имеющих 2-3 ч свободного времени, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) состоят 18 %, но если это уже 5-7 ч, то на учете появится больше половины подростков с девиантным поведением - до 53 % [53, с. 195].
Источник: Стуканов В. Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних /В. Г. Стуканов ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». - Минск : Академия МВД, 2019. - 146, [2] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.