Теоретико-методологические основания исследования девиантного поведения несовершеннолетних |
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Теоретические подходы к исследованию девиантного поведенияВ науке понятие «девиантное поведение» имеет разную трактовку. Например, Я. И. Г илинский под девиантным понимает поведение людей, когда их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе нормам и правилам [22, с. 8]. Девиантное поведение, по определению И. С. Кона, - «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры или морали» [48, с. 237]. В. В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. При этом проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации [47]. По мнению А. Коэна, девиантное поведение - это такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы [51, с. 520-521]. В. Т. Кондрашенко отмечает, что «девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний» [49, с. 77]. С. А. Беличева отмечает, что «отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах» [10, с. 27]. Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [38, 39]. Ю. А. Клейберг предлагает свое понимание данного явления, трактуя его как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [46, с. 45].
|
Рис. 1. Динамика уровня детских суицидов в Республики Беларусь в 2008-2009 гг.
По сведениям Республиканского научно-практического центра психического здоровья (РНПЦ), в 2017 г. среди детей показатели парасуицидов возросли на 22,1 % (с 244 до 298 случаев) и с 13,4 до 16,1 случаев на 100 тыс. детского населения. При этом их доля в общем числе зарегистрированных парасуицидов увеличилась с 4,7 до 6,2 %. Рост показателей парасуицидов в общей детской популяции отмечен в Минске (с 18,5 до 21,0), Витебской (с 17,1 до 20,8), Гомельской (с 8,2 до 9,8), Гродненской (с 12,1 до 15,7) и Минской областях (с 10,0 до 21,7); снижение в Брестской (с 15,5 до 12,9) и Могилевской областях (с 10,8 до 8,3). Количество парасуицидов среди девочек выше чем среди мальчиков во всех регионах республики.
Среди подростковых парасуицидов на первом месте острое отравление медикаментами (около 51 % от всех способов совершения суицидальной попытки), нередко вследствие употребления лекарственных средств из домашней аптечки; на втором - нанесение самоповреждений (около 36 % от всех случаев).
Выделяют различные типы суицидов. Э. Дюркгейм разграничивал эгоистические, альтруистические и аномичные самоубийства [32]. Эгоистические самоубийства совершаются в результате гипертрофированной индивидуализации человека, когда взаимоотношения между ним и окружающим ослабевают, личность отстраняется от общественной жизни. Для альтруистического суицида характерно принесение себя в жертву во имя общественного долга или иной высокоморальной для человека цели (например, подвиг Матросова в годы Великой Отечественной войны). Аномичное самоубийство становится реакцией человека на творящееся беззаконие в периоды трансформации существующего уклада жизни.
М. Абрахам, развивая идеи Э. Дюркгейма, изучает два вида протестных (аномичных) самоубийств: публичный, совершенный преимущественно в общественных местах и привлекающий внимание к жертве; кумулятивный (массовый), в рамках которого индивиды совершают самоубийство в частном порядке, но поскольку их число велико и они порождают общее недовольство, общество вынуждено обращать на них внимание [2].
В. А. Тихоненко [3, 127] и А. Е. Личко [56] подразделяют суициды на истинные и демонстративные. По мнению исследователей, истинный суицид не бывает спонтанным, ему всегда предшествует депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни, решение вызревает постепенно, составляется план действий. Демонстративное (демонстративно шантажное) поведение формируется на основе стремления привлечь к себе внимание, воздействовать на окружающих, как-то наказать их. Как правило, демонстративность проявляется соответствующими сигналами: прямое сообщение о суицидальных планах друзьям; оставление на видном месте прощальных записок, дневников; посты в социальных сетях; совершение суицидальных попыток в общественных местах, где возможна своевременная помощь, либо дома в момент возвращения родителей с работы; выбор «безопасных» способов (порезы рук, прием незначительной дозы снотворного). Однако нередко демонстративная попытка заканчивается завершенным суицидом.
Как правило, суицидальное поведение подростка формируется не в один момент и говорить об одной причине (факторе риска) было бы неверно. Однако значимое событие в жизни (конфликт с родителями, отвержение референтной группой, безответная любовь или расставание с любимым человеком, сексуальное насилие и т. д.) может подталкивать подростка к совершению самоубийства, поэтому предпочтительно говорить о психологических и внешних факторах, способствующих совершению самоубийства.
Э. Шнейдман, ведущий и наиболее известный американский суицидолог, основываясь на многолетних исследованиях, выделил общие черты суицида [135]:
целью всех суицидов является поиск решения (суицид является выходом из кризиса или невыносимой ситуации, это не случайное действие, его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно; он является единственно доступным ответом на труднейшие вопросы «Как из этого выбраться? Что делать?»; цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания);
задачей всех суицидов является выключение сознания в целях прекращения состояния непереносимой душевной боли (суицидент - всегда страдающий человек, испытывающий невыносимые страдания, вызванные, разрывом межличностных отношений, психическим или физическим насилием, заболеванием, жизненными проблемами и др.);
стимулом при суициде является невыносимая душевная боль (если человек, имеющий суицидальные намерения, движется к прекращению сознания, то душевная боль - это то, от чего он стремится убежать; в этом смысле суицид - это бегство от нестерпимых чувств, невыносимой боли и неприемлемых страданий);
стрессором при суициде являются нереализованные, заблокированные психологические потребности (суицид не следует понимать как бессмысленный и необоснованный поступок - он кажется логичным совершающему его человеку на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем; он является реакцией на его неудовлетворенные психологические потребности);
суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность («Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства) и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)»);
внутренним отношением к суициду является двойственность переживаний (амбивалентность) (типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается покончить с собой и взывает о помощи, причем оба эти действия являются истинными и непритворными; человек чувствует потребность лишить себя жизни и одновременно желает спасения и вмешательства других);
состоянием психики является сужение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности (синонимом сужения интеллектуальной сферы является «туннельное» сознание, заключающееся в резком ограничении выбора вариантов поведения (или - или); варианты выбора сужаются до альтернативы, при этом системы поддержки личности, например значимые люди, не столько игнорируются, сколько не помещаются в рамки «туннельного» сознания);
действием при суициде является бегство (оно отражает намерение человека уйти из зоны бедствия, где суицид является предельным, окончательным бегством; его можно предотвратить, закрывая выходы (например, отбирая у человека пистолет) или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни);
коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении (человек, намеревающийся совершить самоубийство, исподволь, сознательно или безотчетно подает сигналы бедствия: жалуется на беспомощность, взывает о поддержке, ищет возможности спасения; информирует окружающих о грядущем самоубийстве не враждой, яростью или уходом в себя, а именно сообщением о своих намерениях). Печально, что это сообщение далеко не всегда бывает услышано. Естественно, эти словесные сообщения и поведенческие проявления часто бывают косвенными, но человек внимательный в состоянии заметить их.
Асоциальное (аморальное) поведение. Употребление мата и криминального сленга («фени») является поведением, нарушающим нормы этики и нравственности. Согласно данным социологических исследований, около 80 % подростков ничего страшного не видят в употреблении так называемой ненормативной лексики, около 60 % сами употребляют нецензурные выражения [78, с. 98].
Среди подростков умение материться на бессознательном уровне считается признаком взрослости, а способность свободно «ботать по „фене“» - повышает «криминальный» авторитет в соответствующей референтной группе. Как правило, подростками нецензурная лексика используется в случае переживания сильных эмоциональных состояний (радость, возбуждение, восторг, агрессия, фрустрация); сопровождает драки, обиду, зависть, ненависть, плохое настроение, приближающийся экзамен и т. д. Мат преимущественно служит инструментом выражения отрицательных эмоций и негативных переживаний.
В настоящее время принято выделять следующие виды бродяжничества среди несовершеннолетних.
Истинные бродяги, для которых бродяжничество является главным источником существования, - это, как правило, сироты, а также дети, по разным причинам бежавшие из дома. Все они - лица без определенного места жительства (бомж). Первые побеги из дома дети совершают в возрасте от 7 до 9 лет. Чаще всего побеги из дому совершают подростки 10-13 лет. Подростки, склонные к побегу, обычно характеризуются такими чертами, как нестабильность поведения, повышенная возбудимость и эмоциональная незрелость. Неблагополучная семья, разногласия между родителями, алкоголизм родителей, насилие над ребенком, гиперопека над детьми выступают факторами, провоцирующими подростков к бродяжничеству. Истинное бродяжничество сопряжено с другими видами девиантного поведения - алкоголизмом, наркоманией, проституцией, воровством и т. п. При этом данная категория бродяг является разносчиком инфекционных заболеваний.
Профессиональные бродяги (нищие), для которых попрошайничество является средством зарабатывания денег и ведения «второй» социально адаптивной жизни, чаще всего стоят у «доходных» мест (церковь, рынок, подземный переход, оживленная улица) и находятся под контролем преступных группировок.
Ситуативные бродяги периодически прибегают к данному способу получения дополнительных материальных средств, изредка «подрабатывают». Как правило они имеют родителей (родителя), место жительства, учатся. Вместе с тем асоциальный образ жизни родителей, пьянство вынуждают подростка выходить на улицу в поисках дополнительных средств к существованию.
Существует разная классификация подростков, совершающих побеги из дома [84]. Очень часто их подразделяют на две группы: ушедших от кого-то или чего-то и ушедших к кому-то или к чему-то. Подростки первой группы не могут терпеть сложившуюся дома ситуацию, отношения с одним или обоими родителями. Подростки второй группы - это искатели удовольствий, которые стремятся туда, где им представится наибольшая свобода действий. По другой классификации подростки, убегающие из дома, делятся уже на три типа. Первый тип - это подростки, которые убегают от сложных взаимоотношений в семье, вызванных разного рода критическими обстоятельствами (трудность с финансами, уход одного из родителей или появление в семье отчима или мачехи). Второй тип - это беглецы от чрезмерного родительского контроля и чрезмерно жестких требований с их стороны. Третий тип - это подростки, убегающие от насилия (физического или сексуального).
По характеру реагирования подростков на стрессовые ситуации «бегунки» делятся по следующим уровням [84]. Подростки-беглецы первого уровня не испытывают большой отчужденности от других членов семьи. Их побег - это реакция на какой-то отдельный факт или событие. Беглецы второго уровня уходят или от старой жизни, или бегут к новой жизни. Они полагают, что решение возникшей у них проблемы - уход из семьи. Такие подростки тяжелее переживают стрессовые ситуации и в отношении возвращения домой испытывают двойственное чувство: с одной стороны, они хотели бы вернуться, а с другой - боятся повторения того, из-за чего они сбежали. Беглецы третьего уровня уходят для того, чтобы начать новую жизнь. Они заранее планируют свой уход и намереваются уйти навсегда.
М. И. Буянов выделяет несколько основных мотивов побегов из дома [16].
Жажда приключений - так называемая сенсорная жажда, то есть потребность во множестве новых и ярких впечатлений. По этой причине из дома бегут дети инфантильные, безудержные фантазеры, любители приключений. Для них это своеобразная игра, в которую они и сами с удовольствием играют и могут увлечь других детей, более внушаемых. Часто такие подростки бродяжничают в поисках новых впечатлений, не желая учиться в школе, поскольку там от них требуется усидчивость и трудолюбие. В школе и дома им скучно, вот они и отправляются «в бега», ночуют на чердаках, вокзалах, в подвалах. Эти типы бродяжничества с полным основанием можно отнести к результатам педагогической запущенности. С приобретением жизненного опыта (годам к 18-20) они прекращаются.
Побеги в знак протеста встречаются значительно чаще. Причина таких побегов - протест против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со стороны старших или сверстников. В результате подросток убегает из дома и школы. Такие формы протеста могут закрепиться, и побеги в дальнейшем могут совершаться в ответ на даже незначительные замечания или требования.
Бывает так, что в побегах подростков виноваты учителя: их неправильное поведение служит либо причиной, либо поводом к побегам школьников из школы и дома. Мотивом к такого вида побегов является «крик души».
Изгнанные - это подростки, которые просто вынуждены покинуть родной дом, так как их выгоняют родители.
Беглецы-исследователи ищут приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они обычно покидают дом, оставляя записку. Если их не задерживают правоохранительные органы, они обычно сами возвращаются домой.
Искатели приятного общества - девушки, часто конфликтующие с родителями по поводу главного, с их точки зрения, вопроса - свиданий с молодым человеком. Это проявляется в многочисленных скандалах по поводу требований родителей раньше приходить домой либо не
посещать те или иные важные, по мнению девушек, увеселительные мероприятия. Они обычно тайком исчезают из дома, а потом так же незаметно возвращаются. Встречаются и другие варианты - девушки остаются на ночь у своего бойфренда, а утром звонят родителям и просят разрешения вернуться домой. Беглецы-шантажистки обычно имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, круга друзей и выбора знакомых, поэтому они уходят из дома для того, чтобы заставить родителей принять их образ жизни.
Беглецы от проблем имеют еще более тяжелые и продолжительные конфликты и напряженные отношения с родителями со скандалами, битьем посуды и телесными повреждениями. В таких семьях постоянно ощущается угроза разрушения семьи. Большинство подростков из таких семей имеют многочисленные проблемы в школе, пытаются отключиться от них, употребляя наркотики или алкоголь.
Вандализм - бессмысленное уничтожение разрушение, осквернение культурных и материальных ценностей.
Выделяют несколько типов вандализма, которые характерны и для взрослых, и для подростков: вандализм как способ приобретения (основной мотив разрушения - материальная выгода); вандализм как мщение (разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление); вандализм как выражение гнева (разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом); вандализм как ответ на скуку (причина - желание развлечься; мотив - поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью); вандализм- исследование (цель разрушения - познание, желание узнать устройство механизма); вандализм как средство самоутверждения, изучения возможностей своего влияния на общество, привлечение внимания к себе [46].
Наиболее распространенной формой подросткового вандализма являются граффити (от ит. graffiti - древние надписи, главным образом бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т. п.). Такая современная «настенная живопись» выполняется разными способами - шариковой ручкой, маркерами, карандашами, краской, мелом, иногда вырезается ножом, выцарапывается острым предметом или даже выбивается. Граффити, содержащие разнообразные сообщения, ругательства, рисунки, изречения и символы, можно встретить не только на стенах домов или заборах, но и в транспорте, на столах в аудиториях учебных заведений и классах школ, на скамейках в парках, иногда на деревьях или асфальте. В настоящее время граффити наносит ощутимый ущерб городской среде.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Доля преступности несовершеннолетних в общей массе криминала относительно невелика (рис. 2). В период БССР она составляла 10-15 % (например, в
1971 г. - 12,8 %, 1981 г. - 15 %). В Республике Беларусь преступность несовершеннолетних постепенно снижается. Так, если в 2005 г. она составляла 8,2 %, то уже в 2016-2018 гг. снизилась до 3-3,5 %.
Рис. 2. Доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности
Наиболее часто несовершеннолетние преступники совершают кражи, далее следуют хулиганство и незаконный оборот наркотиков (более 75 % от числа всех совершаемых указанной категорией лиц преступлений), далее идут грабеж, угон транспортных средств (табл. 1).
Преступление |
Год |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Убийство и покушение на убийство |
8 |
6 |
10 |
3 |
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения |
18 |
17 |
15 |
9 |
Изнасилование и покушение на изнасилование |
7 |
7 |
6 |
4 |
Кража |
1 396 |
1 465 |
1 219 |
1 021 |
Грабеж |
118 |
81 |
91 |
83 |
Мошенничество |
44 |
26 |
42 |
40 |
Хулиганство |
260 |
353 |
323 |
310 |
Угон транспортного средства |
108 |
107 |
77 |
63 |
Хищение путем использования компьютерной техники |
38 |
38 |
48 |
53 |
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе с целью сбыта |
464 |
526 |
263 |
157 |
128 |
219 |
108 |
81 |
В последние годы особую приобретают преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой или сбытом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. С 2015 г. в стране снижена возрастная граница по уголовной ответственности для несовершеннолетних, обвиняемых в распространении наркотических средств (с 16 до 14 лет). В том же году впервые в Беларуси преступления несовершеннолетних, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вышли на второе место в списке преступлений, совершенных подростками. Резко выросло число подростков, совершивших преступления в состоянии наркотического возбуждения, что связано с распространением среди подростков курительных смесей - спайсов. При этом существенно уменьшилось совершение преступлений несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения [83, с. 54].
В Республике Беларусь функционирует одна воспитательная колония, в которой отбывают наказание осужденные, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте. В 2000-2007 гг. в трех воспитательных колониях отбывали наказание 2 000-2 200 человек. В 2017 г. в исправительном учреждении «ВК-2» г. Бобруйска содержались 269 человек (на 3,6 % меньше, чем в 2016 г.), а к концу 2018 г. - 240 осужденных. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика осужденных к лишению свободы, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, представлена в табл. 2.
Таблица №2
Характеристика осужденных воспитательной колонии №» 2
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика |
Статья УК |
Количество |
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов |
328 |
96 |
Кража (в совокупности с более тяжкими статьями 18 человек) |
205 |
65 |
Грабеж |
206 |
7 |
Разбой |
207 |
19 |
Мошенничество |
209 |
1 |
Изнасилование и насильственные действия сексуального характера (мужеложство, лесбиянство, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей)) |
166, |
13 |
Убийство |
139 |
10 |
Умышленные тяжкие телесные повреждения |
147 |
7 |
Хулиганство |
339 |
25 |
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика |
Статья УК |
Количество |
|
Срок наказания |
|||
До 1 года - 9 осужденных |
От 5 лет до 10 лет - 97 осужденных |
||
От 1 года до 3 лет - 93 осужденных |
От 10 до 15 лет - 9 осужденных |
||
От 3 лет до 5 лет - 32 осужденных |
Свыше 15 лет - нет осужденных |
||
Количество раз отбывают наказание в местах лишения свободы |
|||
1-й раз - 236 осужденных | 2-й раз - 4 осужденных |
Распространенность преступности несовершеннолетних по регионам Беларуси по итогам 2017 г. следующая: на первом месте Гомельская область (19 %), на втором - Минск (18,5 %), далее следуют Минская (16,5 %), Брестская (15 %), Могилевская (10,3 %), Витебская (11,7 %), Гродненская (9 %) области.
Интенсивность преступлений несовершеннолетних в городах по сравнению с сельской местностью выше. В данном случае немаловажную роль играет встречная миграция совершающих преступления несовершеннолетних (городские - во время сельхозработ, отдыха на селе; сельские - при проведении досуга в городе). Выборочные исследования показывают, что четыре из пяти преступлений совершаются несовершеннолетними вблизи от места жительства, учебы, работы. Около 50 % из них совершаются после 22.00. Доля рецидива в структуре преступности несовершеннолетних составляет 10-15 %, что намного ниже, чем среди взрослых.
Преступность несовершеннолетних всегда носила групповой характер (около 50 %). Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, примерно в 1,5-5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности. Наиболее часто преступные группы несовершеннолетних состоят из 2-3 человек. При этом большинство групп организуется, не имея четкой структуры и цели и не для совершения преступлений, они лишь отражают естественное стремление к общению и совместному проведению свободного времени [44].
Как правило, несовершеннолетние преступники - лица мужского пола (88 %). Так, в 2017 г. из 1 716 выявленных несовершеннолетних преступников - 1 516 мужчины. 3/4 всех несовершеннолетних совершают преступления в возрасте 16-17 лет.
Более половины осужденных к лишению свободы, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, воспитывались в полной семье. 74 % несовершеннолетних осужденных проживали в городе, 26 % - в сельской местности.
Начало преступной деятельности подростков (70 % общего числа) приходится на возраст 10-13 лет, а не 14-15, как это принято традиционно считать [83, с. 54]. Большинство несовершеннолетних до совершения преступления уже состояли на учете в органах внутренних дел, а часть из них содержались в специальных учебно-воспитательных учреждениях (специальные школы и профессионально-технические училища закрытого типа) для правонарушителей.
Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 23 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. Подросток должен быть постоянно чем-то занят. По мере увеличения свободного времени его интересы деформируются и приобретают негативный оттенок, от безделья его тянет к опасным приключениям с асоциальным уклоном. Из числа подростков, имеющих 2-3 ч свободного времени, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) состоят 18 %, но если это уже 5-7 ч, то на учете появится больше половины подростков с девиантным поведением - до 53 % [53, с. 195].
Источник: Стуканов В. Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних /В. Г. Стуканов ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». - Минск : Академия МВД, 2019. - 146, [2] с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |