Симакова Татьяна Александровна, ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент (Академия ФСИН России) Купцов Иван Иванович, профессор кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, профессор (Академия ФСИН России) Аннотация. Проблема устойчивости личности при социальной нестабильности рассматривается в контексте анализа возникновения негативных состояний, связанных с самоизоляцией в условиях карантина. Особенный акцент делается на личностных механизмах саморегуляции, стабилизирующих состояние личности в неблагоприятных социальных условиях самоизоляции.
Ключевые слова: устойчивость личности, неблагоприятные социальные условия, механизмы саморегуляции личности.
Психологическая устойчивость личности является системообразующим качеством, определяющим оптимальность протекания жизнедеятельности человека, в условиях социальной нестабильности дефицитарность данного качества подвергает существенному испытанию возможности человека по преодолению внешних и внутренних затруднений. Безрукова В. С. указывая на интегративность устойчивости личности, называет в составе ее компонентов следующие качества личности: гуманность, сознательность, достоинство, чувство долга и ответственности, верность нравственным идеалам и законам, инициативность в их соблюдении [1]. В настоящее время в условиях самоизоляции, связанных с объявлением карантина, все основные сферы человеческой жизнедеятельности претерпевают серьезные изменения. Нарастание тревоги, небывалая подвижность социальных процессов и непредсказуемость событий оборачиваются проблемой дефицита психологической устойчивости личности за счет необходимости осуществления постоянного выбора и возрастания персональной ответственности современного человека не только за благополучие и ценности, но и за жизнь. И. А. Гундаров доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, специалист в области эпидемиологии и профилактической медицины анализируя ситуацию, связанную с возникновением и распространением коронавируса пишет следующее «влияет ли психическая атмосфера на смертность? Да. Падение иммунитета, иммунная система зависит от психического состояния [2]. В этой связи актуальность психологической устойчивости личности человека в процессе самостоятельного принятия решений, совершении поступков и проживания персональной ответственности не вызывают сомнения. Острота проблемы усугубляется отсутствием четких внешних ориентиров, традиционно существующих в условиях стабильного общества в виде социально значимых идеалов, нравственных ценностей, персональной готовности к преодолению сложностей, личностной выносливости, устойчивости семейных отношений, взаимовыручки. На наш взгляд, основой психологической устойчивости личности является культура рефлексивного самовосприятия человека, продуцируемая двойственной природой активности человека, позволяющая оптимально вписывать себя в современную картину мира. При этом, названное качество личности, являясь интегративным образованием личности, позволяет человеку конструктивно относится и к оценке собственных ресурсов, и к дефицитам, лежащих в основе противоречий, затрудняющих самоактуализацию в проживаемых условиях окружающей действительности. К сожалению, условия самоизоляции показывают низкий уровень рефлексивной культуры как развернутую способность к внутренней диалогичности, строящуюся в свою очередь на умении общения с самим собой в обстоятельствах резкого ограничения социальных контактов из-за угрозы заражения. Сложившаяся ситуация обналичивает лакуну современного образования по развитию у современного человека навыков самовосприятия, самопонимания, саморегуляциии самокоррекции. Не смотря на декларирование ценностей гуманизации обучения, воспитания и развития как повышенного внимания к внутреннему миру человека, приоритет внешней активности современного человека остается преобладающим в содержательном контексте современного образования. Самоизоляция провоцирует современного человека, большей частью занятого событиями окружающего мира, обратить внимание на себя, свои чувства, переживания, внутренние конфликты, готовность оставаться собой в изменившихся условиях социума, свою способность сохранить жизненные ценности, не поддаваясь ни панике, ни безрассудному игнорированию реальности угрозы заражения. В сложившейся ситуации трудно предполагать успешность само поддержки людей с дефицитом устойчивости личности вне контекста интеграции теоретического, прикладного и практического уровней современного психологического понимания природы человека. Строя планы по самосовершенствованию, важно принимать во внимание то, что намерения человека формируются в области духовного пространства, которое является результатом психического отражения (протекающего через призму его познанности своей многомерной природы) его сущности, которая в свою очередь обладает закономерностями телесного существования. Практическая психологическая самокоррекция может достигать положительного результата только при условии понимания многомодусности человеческой реальности, интегрирующей индивидный, личностный, субъектный, индивидуальный и универсальный статусы человека. Потеря психологической устойчивости личности происходит как следствие внутренней рассогласованности, потеря привычных условий жизнедеятельности может являться и является одним из основных предикатов утраты психологической устойчивости личности. Низкий уровень рефлексивной культуры в случаях потери привычного образа жизнедеятельности является условием автоматического запуска защитных механизмов, выполняющих функции самоподдержки психики индивида (вытеснение, отрицание, реактивное образование, проекция, смещение, рационализация, сублимация, регрессия и др.). Психологическая защита как особый элемент саморегулирующей системы не осознается человеком и при этом имеет нелинейный характер, то есть ее появление до определенной степени способно поддерживать человека, но проходя определенный уровень, поддержка начинает приобретать характер потери оценки адекватности происходящих событий, тем самым ставя под угрозу не только психологическое благополучие человека, но и саму жизнь. Переходя на практический уровень проблемы сохранения психологической устойчивости личности в условиях самоизоляции важно строить просветительскую работу на основе комплексного принципа понимания природы человека. Обратимся к ресурсу народного фольклора, когда сказочный герой обращался к Бабе Яге с просьбой о помощи немедленного совершения подвига в борьбе с нагрянувшим злом, та ему неизменно советовала до начала борьбы и совершения подвига в баньке попариться, покушать, выспаться, и только потом дело пытать. В этом контексте раскрывается метафорическое послание о первостепенном значении индивидного модуса, отражающего биологическую сущность человека. Оптимизация психологической устойчивости личности в контексте индивидного модуса человеческой реальности предполагает саморегуляцию режима сна и бодрствования (дефицит сна, отрицательно сказываясь на внимании, памяти, мыслительных процессах, может провоцировать роковые ошибки), режима питания (профилактика заедания тревоги и стресса, излишняя витаминизация часто вреднее нехватки витаминов), режима физических нагрузок, выполнение упражнений конструктивно балансирующих полушарную асимметрию головного мозга.Оптимизация психологической устойчивости личностного модуса человеческой реальности включает когнитивный, коммуникативный, социально-перцептивный, мотивационный, эмоционально-волевой, креативный и ценностно-смысловой компоненты. Основные функции когнитивного компонента заключается в проявлении критичности мышления, умении селекционировать фейковую и реальную информацию, подвергать информацию перепроверке, следить за избыточностью токсичности информации, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями как основы принятия адекватных решений в возникающих нестандартных ситуациях. Функции коммуникативного компонента психологической устойчивости личности заключаются в предотвращении деструктивных конфликтных ситуаций, в умении распознавать одновременную перегруженность основных функций общения (информационной, перцептивной и интерактивной) со стороны партнеров коммуникации, предотвращая тем самым осложнение или полный разрыв коммуникации. Социально-перцептивный компонент в контексте психологической устойчивости личности предполагает понимание намерений участников общения, распознавание деструкций (осознанных в виде мошенничества, и неосознанных как проявление психологических защит смещения, проекции, реактивного образования, регрессии), прогнозирование поступков и действий окружающих людей. Саморегуляция мотивационного компонента психологической устойчивости личности предполагает распознавание скрытых мотивов своего поведения и поведения окружающих людей, поскольку в основе деструктивных поступков не всегда лежат отрицательные мотивы, оптимальное проживание ситуации борьбы мотивов в изменяющихся условиях окружающей действительности, умение конструктивной ненасильственной (за счет уместного баланса мотивов успеха и избегания неудач) самоактивации, поддержание целевых долгосрочных установок, нахождение ресурсов для опредмечивания потребностей. Эмоционально-волевой компонент психологической устойчивости личности предполагает принятие всех проживаемых эмоциональных состояний, распознавание аутотентичных (естественны) и рекетных (навязанных) эмоций и чувств, проявление волевых качеств (как сдерживающих, так и усиливающих активность личности) не имеющих в своей основе насильственную природу подавления нежелательных форм поведения. Креативность в контексте устойчивости личности проявляется в умении неординарного нахождения ресурсов разрешения возникающих противоречий. Ценностно-смысловой компонент ориентирован на смыслотворчество и сохранность ценностей, обеспечивающих целостность личности в изменяющихся условиях окружающей среды. Субъектный модус человеческой реальности предполагает развернутость в актуальном времени чувств ответственности, активности и инициативности. Модус индивидуальности ориентирован на уникальность и неповторимость человека признавая общие закономерности психики, русский философ И.А. Ильин в статье «О равенстве и справедливости» говорил о том, что всеобщее равенство между людьми возможно только при условии признания неравенства и непохожести людей. Универсальность как модус человеческой реальности в контексте устойчивости личности человека предполагает освобождение его от иллюзии контролируемости событий мирового порядка, это ни в коей мере не обозначает беспомощность человека перед лицом происходящих событий, но принятие того, что объективная реальность всегда сложнее и многомернее субъективного образа, отражающего ее. Принятие конечности своего бытия человеком вовсе не делает его безответственным или беспомощным, напротив это наделяет его особой мерой ответственности, не позволяя умереть при жизни или обесценить жизнь в «неподходящих» условиях изменившейся реальности. Человек как «конечная бесконечность» по определению В. Н. Слободчикова [3], далеко не в полной мере способен контролировать вопросы жизни и смерти, но качество жизни во многом он определяет сам. В заключении психологическую устойчивость личности как многомерное комплексное образование можно соотнести с литературным образом, который гениальный русский поэт А. С. Пушкин выразил четырьмя словами:
Самостоянье человека, Залог величия его.
Среди немалого количества фейковых поэтических строк, появившихся в социальных сетях за последние недели, приписываемых выдающемуся русскому поэту, нашлись и подлинные строки «...Хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. ... Вздор, душа моя; не хандри - холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы», написанные А. С. Пушкиным 22 июля 1831 года П. А. Плетнёву.
Список литературы 1. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) Екатеринбург // В. С. Безрукова. 2000. 937 с. 2. Гундаров И.А. О коронавирусе. 3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие. Изд.: Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, 2013. 375 с.
Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с. |