На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Процессы эмоционально-волевой сферы подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Процессы эмоционально-волевой сферы подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Потемина Алёна Сергеевна бакалавр, магистрант ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: актуальность проблемы исследования эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте определяется потребностями ряда общественных институтов, которые непосредственно включены в процесс формирования и воспитания членов общества.


Цель исследования: разработка модели управления процессами эмоционально-волевой сферой подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Методы: теоретический анализ, формирующий эксперимент, качественная и количественная обработка данных.


Ключевые слова: подростки, трудная жизненная ситуация (ТЖС), эмоционально-волевая сфера.


Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Эмоции выполняют регулятивную функцию, которая выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды.
Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована такими авторами, как А.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Селивановым, Н.Д. Левитовым, А.И. Высоцким, В.А. Иванниковым, Е.П. Ильиным и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование. Многие ученые, которые исследуют психологию подросткового периода, часто обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что может проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности, а иногда даже и в агрессивности. В исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Л.С. Славиной показано, что в основе неуспеваемости, плохого поведения, проблем во взаимоотношении со сверстниками и старшими, лежит недостаточный уровень в развитии эмоциональной сферы детей [1; 6; 8]. Эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля [2]. То, каким образом будут усваиваться знания и умения, полученные в процессе воспитания, и как они будут использованы в дальнейшем ради достижения цели, важнейшим образом зависит от эмоционального отношения подростка к окружающим его людям и к окружающему его миру в целом. Так же изучением проблем развития личности подростков занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Афанасьев, В.В. Давыдов, Р.В. Чиркина, А.В. Монроз и др. [3; 4; 7; 9; 10]. Также стоит отметить зарубежных авторов таких, как Э. Эриксон, Х. Ремшмидт, М. Кле и др. Во многих исследованиях эмоции и воля рассматриваются как самостоятельные сферы личности, а их объединение объясняется необходимостью изучения проблем регуляции поведения личности в различных ситуациях. Эмоции позволяют личности отражать окружающую действительности в непосредственном переживании. Переживание позволяет наделять объекты и события особой значимостью и определить собственное отношение к ним [5]. Б. Спиноза в своих учениях об аффектах, говорил о динамическом единстве эмоций с другими психическими явлениями, полагая, что они оказывают не только регулирующее, но и в некоторых случаях дезорганизующее влияние на деятельность [11].
Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу некой своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими взрослую жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения, таким как неприятие воспитательных мероприятий. Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Но, как и упоминалось выше, эмоции преобладают над волей. У детей подросткового возраста весьма ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу более эмоционально привлекательного поведения, за счет поведения необходимого.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это ситуация, субъективно воспринимающаяся человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство и т. д.).
Для ребенка трудная жизненная ситуация - это ситуация, в которой он не может жить нормально и которую не может исправить сам.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем - выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации.
В трудных жизненных ситуациях чаще оказываются неблагополучные семьи, а именно: многодетные, неполные, малообеспеченные, безработные, семьи, где все или некоторые ее члены являются людьми с ограниченными возможностями здоровья. У подростка из таких семей часто бывает низкая самооценка, он плохо функционирует в обществе. Это может негативно повлиять на будущую жизнь такого ребенка.
Актуальность проблемы исследования эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте определяется потребностями ряда общественных институтов, которые непосредственно включены в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.


Список литературы
1. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е.Д. Божович. - М.: Знание, 1979. - 37 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. С. 138-144.
3. Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. - СПб.: Филиал Института социологии РАН, 1993. - 167 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
5. Левина М.С. Психологические аспекты развития эмоциональной сферы подростков из семей, находящихся в социально опасном положении / М.С. Левина // Молодой ученый. - Псков, 2019. - С. 331-333.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва / А.Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. - С. 57-79.
7. Монроз А.В. Особенности изменения взаимосвязи устойчивых форм волевой саморегуляции с уровнем осмысленности жизни с подросткового по юношеский возраст / А.В. Мон- роз // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 35 с.
8. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды / Л.С. Славина; под ред. В.Э. Чудновского. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.
9. Чиркина Р.В. Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р.В. Чиркина. - М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2008. - 31с.
10. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе / Т.И. Шульга // Вопр. пси- хол. - 1994. - №1. - С. 105-110.
11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин // Психологи Отечества. - Институт практической психологии, МОДЭК, 2001. - 540 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.