На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Недостатки дистанционного обучения, выявленные в период пандемии
Недостатки дистанционного обучения, выявленные в период пандемии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Никишова Ольга Александровна старший преподаватель Зотова Валентина Юрьевна старший преподаватель Гроховская Татьяна Васильевна ассистент
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» г. Тамбов, Тамбовская область

Ключевые слова: информационные образовательные технологии, цифровые технологии, дистанционное обучение, онлайн-обучение, коронавирусная инфекция, пандемия.


В первые десятилетия XX века концепция традиционного образования сильно изменилась. Появление Интернета и новых информационных технологий привело к тому, что физическое присутствие в аудитории больше не является единственным вариантом обучения.

Ситуация, сложившаяся вследствие распространения коронавирусной инфекции, и повсеместный вынужденный переход на онлайн-обучение сыграли большую положительную роли именно в том, что позволили нам увидеть и почувствовать недостатки дистанционного обучения. Если до пандемии мы много говорили о том, как много преимуществ нам сулит использование информационных технологий в образовательном процессе, то сейчас мы констатируем, что проблемы, связанные с такой формой обучения, не прекращают накапливаться. Причём это мнение не только отечественных, но и наших зарубежных коллег. Некоторые проблемы дистанционного обучения обусловлены используемыми технологиями, другие имеют административный характер, третьи связаны с методами обучения.
В самом начале периода изоляции, вызванного COVID-19, был отмечен рост профессиональной вовлечённости преподавателей в образовательный процесс. В непростых, непривычных условиях они сумели обеспечить педагогическую преемственность и непрерывность данного процесса. Благодаря их упорному труду и руководству обучающиеся смогли продолжать изучать новое, когда школы и университеты были закрыты. Это задача, по словам преподавателей, потребовала от них большего объёма работы и большей организованности.
Основные проблемы дистанционного обучения сводятся к следующему:
1. Качество обучения. Большая роль здесь отводится администрации учебного заведения и отношению преподавателя к процессу. К сожалению, в некоторых случаях администрация вузов считает, что использование определённой технологии само по себе улучшает качество обучения. Но технология не обучает студентов, обучают их преподаватели. Поэтому проблема заключается прежде всего в использовании технологии в организации и проведении занятий. Довольно часто преподаватели не могут разработать свои занятия так, чтобы воспользоваться преимуществами имеющихся технологий. К сожалению, чаще всего это касается не молодых, но самых опытных преподавателей, что не способствует улучшению качества обучения. Таким образом, эффективность дистанционного обучения зависит от подготовки преподавателя не только в теоретическом, но и в информационном плане, от его понимания потребностей отдельных студентов и целой группы, от готовности студентов к дистанционному обучению и от понимания администрацией вуза проблем студентов и преподавателей, связанных с использованием цифровых технологий. Некоторые зарубежные преподаватели напрямую заявляют, что «если администрация и преподаватели по-настоящему не вовлечены в данный процесс, то это оказывает негативное влияние на весь опыт дистанционного обучения. И ничем этого не возместить...» [4].
2. В качестве второй проблемы отметим высокую вероятность отвлечения внимания обучающихся. Во-первых, в условиях дистанционного обучения преподаватель лишён возможности контролировать аудиторию. Во- вторых, находясь дома, студент неизбежно отвлекается во время занятий на сторонние предметы, связанные с домашней обстановкой. Студенту необходимо сохранять высокую мотивацию и сосредоточенность, если он хочет добиться успеха при дистанционной форме обучения. Дистанционное обучение - не лучшая форма для тех, кто не имеет таких качеств как самодисциплина и ответственность, и склонен откладывать дела на потом.
3. Стоимость обучения. Считается, что стоимость дистанционного обучения ниже, чем стоимость регулярного очного обучения. Но имеются скрытые издержки. Например, у некоторых преподавателей и студентов возникает необходимость в покупке (или замене) компьютера с большей производительностью и большим объёмом памяти, в обеспечении надёжного интернет-соединения, что может повлечь приобретение дополнительного оборудования (Web-камера, сканер, принтер и т. д.), переход на более дорогостоящий тариф интернет-провайдера. В западных странах было отмечено увеличение спроса на большие мониторы, которые обеспечивают преподавателю лучший обзор аудитории. Некоторые приобретали второй монитор, чтобы на одном запускать демонстрацию экрана, а на втором наблюдать за присутствующими на занятиях. Кроме того, дистанционное обучение подразумевает дополнительные расходы на электроэнергию.
Необходимость перехода не дистанционное обучение вынудило многих потратить определённую сумму на оборудование рабочего пространства. Многие преподаватели не имеют отдельного рабочего кабинета и были вынуждены пойти на определённые траты, чтобы перенести или переоборудовать своё рабочее место, приобрести доску и маркеры, ширмы и панно, чтобы создать иллюзию учебной аудитории и отделить своё рабочее место от места работы других членов своей семьи, которые также вынуждены были оставаться дома.
Источником дополнительных расходов для преподавателей стало и то, что многие программы, которые они привыкли использовать в работе, установлены на компьютерах, которые находятся в стенах ВУЗа. Разумеется, перевезти такие компьютеры к себе домой им никто не позволил. Т.е. им пришлось искать альтернативу среди бесплатных программ или же на собственные средства приобретать необходимые для работы программные продукты.
Ещё один весьма важный момент - это вызов специалиста на дом и оплата его услуг за счёт собственных средств при возникновении различного рода неполадок, тогда как в учебном заведении проблемы связанные с неправильной работой оборудования решаются штатными сотрудниками.
Как в России, так и за рубежом все вышеперечисленные расходы легли на плечи преподавателей и студентов (их родителей).
4. Отсутствие социального взаимодействия.
Очное обучение дает студентам и преподавателям возможность встречаться и взаимодействовать с другими людьми. Дистанционное обучение лишает нас живого общения. И то, что мы можем взаимодействовать через чаты, видеоконференции, дискуссионные доски, электронную почту, не может заменить того, что могут дать преподаватели и получить студенты при непосредственном общении. Видеолекция может содержать весь необходимый теоретический материал, но если студенту что-то непонятно или возник дополнительный вопрос? Да, можно его задать в чате или отправить преподавателю по электронной почте. Но часто вопросы требуют развёрнутого ответа. Есть ли у преподавателя возможность письменно ответить каждому студенту? А если ответ повлечёт за собой очередной вопрос? Организовать дискуссию в режиме онлайн-конференции тоже не всегда получается. Многие из нас на собственном опыте убедились, что одновременное подключение большого количества участников приводит к возникновению звуковых помех и они вынуждены по очереди включать и отключать микрофоны или организатор конференции отключает звук у всех участников, а потом выборочно или по реакции даёт слово одному из них.
5. Негативные последствия для здоровья.
Ухудшение зрения, боли в области лучезапястного сустава, гиподинамия, ухудшение сна, головные боли, «неблагополучные психические реакции пограничного уровня» - это ещё неполный перечень негативного влияния постоянного пребывания за компьютером или планшетом на наш организм.
Очень большая опасность заключается в ликвидации у обучающихся системного и аналитического мышления. Ссылаясь на исследования американских ученых Эдриана Уорда и Мартена Боса, врач-психотерапевт Андрей Курпатов показал, что само наличие рядом смартфона влияет на «объем оперативной памяти и на подвижный интеллект» [1], так как пользователь подсознательно передает гаджету часть своих мыслительных способностей. «Вы глупеете, когда с вами рядом есть телефон», - заявил эксперт [1]. «Из цивилизации текста, системного мышления, мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного» [1].
Авторы статьи не выступают против дистанционного обучения. Цифровые технологии стали неотъемлемой часть нашей жизни и отказаться от них не представляется возможным, к тому же мы не отвергаем и преимуществ их использования в процессе обучения: возможность присутствовать на лекциях лучших учёных всего мира, доступ к лучшим библиотекам и базам данных, возможность общения с коллегами из других стран и городов - перечень можно продолжать бесконечно. Основную задачу на сегодняшний момент мы видим в том, как на основе опыта дистанционного обучения в период пандемии извлечь из использования цифровых технологий лучшее для образовательного процесса, не подменяя им традиционного обучения. Сделать из образовательных информационных технологий действенный, качественный инструмент получения знаний без ухудшения психического и физического здоровья как студентов, так и преподавателей.
Перед преподавателями стоит непростая задача, которую мы сможем решить только в тесном сотрудничестве с физиологами, врачами, психологами. Поскольку проблема приобрела более широкий, интеграционный характер. Нам не только предстоит ответить на вопрос, как и какие информационные технологии использовать в процессе обучения, но и как правильно спланировать режим работы обучающего и преподавателя за компьютером, как избежать нервных перегрузок, физической утомляемости, сохранить психическое и физическое здоровье всех участников образовательного процесса.

 

Список литературы
1. Цифровые технологии против детей: физиологические и психические последствия дистанционного обучения // О. Скопина. - Киров, 2020 [Электронный ресурс].
2. Billaud I. Defis et consequences de l’enseignement a distance // France: college Lionel- Groulx. 2020.
3. Les depenses des enseignants sont plus elevees que jamais avec l’apprentissage a distance // BoredTeachers 2020.
4. Les problemes de l’enseignement a distance et ses avantages // Equipe de BienEnseigner. 2020.
Источник: Общество, педагогика, психология: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 404 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.