На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии COVID-19 - угроза или возможность для российского образования?
COVID-19 - угроза или возможность для российского образования?
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Тен Ангелина Владимировна студентка Научный руководитель Бачурина Юлия Владимировна старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край

Аннотация: в статье представлено сопоставление двух видов образования: очного и дистанционного - и описываются последствия влияния карантинного режима на каждое из них.


Ключевые слова: онлайн-обучение, коронавирус, образование, вуз, дистант, будущее.

С приходом в нашу спокойную жизнь нового вируса COVID-19 нагрянули весьма суровые перемены. Но так ли они суровы на самом деле, как твердят нам без умолку телевизоры? Возможно ли расценить условия пандемии как некую возможность для системы вузовского образования? Сколько еще продолжать борьбу за старое или подстраиваться под новое предстоит образованию в России - не известно. Можно лишь предполагать, чем это обернется для веками существующих вузов.


В тот день, когда впервые был объявлен карантин, не все вузы сумели быстро перестроиться на новый формат. Во многом этому препятствовали сразу несколько причин:
1. Техническое оснащение некоторых учебных заведений оказалось не столь достаточным для переведения целого вуза в формат онлайн.
2. Компьютерная безграмотность преподавателей старой закалки также имеет значительное влияние на реализацию онлайн формата обучения. Проблема имеет не столько государственный, сколько личный характер. Эти люди выросли задолго до популяризации компьютеров и интернета, а потому им сложнее всего перестроиться. Многие также просто не хотят учиться новому формату, что значительно тормозит скорость оптимизации образования под нынешние условия.
3. Технические возможности некоторых студентов также оказались недостаточными для того, чтобы полноценно обучаться в режиме онлайн. Речь идет об иногородних учащихся, кто живет в населенных пунктах с менее развитой телекоммуникацией. К сожалению, и такие в России остались.


Все эти проблемы неизбежно приводят к значительному снижению качества образования. Ведь что такое очное образование? Это не только передача материала напрямую от преподавателей к студентам, но также и академический дух, студенческая жизнь, развитие потенциалов, талантов, которые в дистанционном формате окажутся просто незаметными.

Это живое общение.
А как дела обстоят у онлайн-платформ, чье образование всегда было в таком формате? В отличие от стандартных вузов, онлайн-пространство не привязано к локальной точке, что существенно упрощает дело. Ситуация с карантином не сказалась плохо на рынке онлайн-образования. Максим Гральник, основатель бизнес-школы «Univerus» поделился новостями из мира онлайн-образования. «В чем плюсы онлайн-курсов лично для меня, как владельца бизнес-школы? В том, что в этой области отлично работает сарафанное радио. Люди всегда обсуждают между собой, чему они научились, делятся впечатлениями. Если вы сделали свою работу хорошо, то без клиентов не останетесь.» - делится Максим Гральник с порталом Яндекс.Дзен. Но и здесь есть свои минусы. Некоторым сложно сконцентрироваться и дойти до конца курса, однако, разве так не происходит и с вузовским образованием?
А теперь представим ситуацию, что дистанционный формат обучения остался с нами навсегда. Что тогда ждет наши вузы? Сегодняшние студенты - это совершенно другое поколение, оно настолько новое, что сравнить его с предыдущим каким-либо поколением гораздо сложнее, нежели еще более ранние, и прийти к какому-либо однозначному утверждению, что от него можно ожидать - не менее сложно. Одно становится ясно уже сейчас - от того, что было лет десять назад, могут остаться лишь намеки, что оно когда-либо было. Сегодняшние студенты - будущие специалисты, которые не будут работать «на дядю», просто чтобы заработать себе на жизнь. Все чаще замечаются молодые люди, которым важно быть не простой шестеренкой, а незаменимым механизмом. Им важно быть нужными, важными для того дела, в котором они развиваются. С образованием все точно так же. Вовлечение студентов встает на первый план. Поэтому преподавателям в новом формате еще более глубоко нужно задуматься не только над тем, «о чем?» говорить на лекциях, но и «как?» это сделать максимально вовлеченно и эффективно. И речь идет даже не о технологических возможностях, а о новых образовательных методиках. Концентрация на обсуждении и рефлексии уже заранее прочитанного или проделанного, кейс-метод, симуляции, проектная работа - всё, что погружает студента не в пассивно-воспринимающую, а активную деятельную позицию, - попадает в повестку образовательной трансформации. Во время онлайн-занятий они должны что-то делать, а не просто слушать: играть в онлайн-симуляции, реагировать, взаимодействовать - это ключевое отличие дистантного взаимодействия от физического. Таким образом, чтобы добиться успеха в таком формате обучения, меняться важно не только студентам, но и преподавателям, осваивать все новые технологии, а вузам оснащать свои заведения необходимым инвентарем и расширять свои технические возможности. Несомненно, это был бы очень мощный прорыв в сфере образования и переход его на совершенно новый уровень.
Есть ли будущее у вузовского образования в онлайн - можно лишь попытаться догадаться. Но как раньше уже не будет. Карантин оставит свой неизгладимый след в истории образования России. И многие учебные заведения уже сейчас стараются мыслить более стратегически, осознавая масштабы той проблемы, которую может принести какой-то вирус. В будущем можно ожидать от многих вузов некой готовности к подобным ситуациям.


Список литературы
1. Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного режима / Рамблер/новости [Электронный ресурс]
2. Как коронавирус повлиял на онлайн-образование / SPORT24 [Электронный ресурс].
3. Будущее образование в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги / РБК
[Электронный ресурс].

Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.