На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическая поддержка семей, воспитывающих трудных подростков
Психологическая поддержка семей, воспитывающих трудных подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бобровникова Наталия Сергеевна преподаватель, ассистент Гненкова Анастасия Олеговна студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: трудные подростки, межличностные отношения, общение.


У подростков в течение периода школьного обучения межличностные отношения изменяются и модернизируются. Во время пубертатного периода дети общаются со взрослыми и сверстниками. Случается, что между ними возникает конфликт, который заключается в остром противодействии друг другу и бывает различным по своему содержанию и нормам регуляции.
Форма и содержание межличностных отношений подростка со сверстниками и взрослыми в большей степени зависят от того, насколько гибко способны изменить ролевые позиции близкие взрослые. Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростком, учитывая появившееся у него чувство взрослости, эти отношения строятся на этой новой основе без каких-либо негативных кризисов. Значимый взрослый способен помочь ребенку занять собственное место в новых социальных отношениях.
Проблема межличностных отношений вызывает активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии и педагогике занимались Д.Б. Эльконин [6], Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский. Исследования именно этих ученых являются теоретической базой статьи.
Развитие коммуникативных навыков важно для подростков. Так как для индивидуума общение со сверстниками занимает ключевую роль в развитии личности подростка. Человек, который обладает навыками межличностных отношений, легко ориентируется в сложных коммуникативных ситуациях, разрешает конфликты, умеет работать в коллективе, спокойно реагирует на провокации, оказывает поддержку людям и располагает их к себе. В общении подростка со сверстниками и взрослыми важную роль играют речевые аспекты коммуникации. В фрагментах психолингвистического воздействия призма восприятия может быть разной. Так, подростки не всегда могут понять сленговые выражения: «краш», «хайпить», «ганг», «слеймить», «флексить».
Дружеская взаимосвязь девочек может становиться более открытой по отношению друг к другу. Такой тип называется «сестринство» - взаимосвязь девочек между собой, основанная на любви, солидарности или осознании собственного угнетения.
Критерии социализации для подростков:
1) установить близкие отношения с окружающими людьми, которые принесут удовлетворение;
2) заводить новые знакомства;
3) познать модели общения с противоположным полом;
4) быть принятым и признанным в социальных группах;
5) избрать социальные роли.
Для лиц старшего подросткового возраста важно вступить в какую- либо группу или компанию, завести новые знакомства с людьми, которые будут вызывать восхищение и стремление с ними общаться, стать более близкими друзьями. Подростки добиваются признания в группе, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях: олимпиадах, концертах, спортивных соревнованиях [5].
Взрослые навязывают подросткам обязанности, а те требуют расширения своих прав. У тинейджеров складываются две разные по своему значению для психического развития структуры взаимоотношений: одна - с взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Общественная деятельность, общие интересы формируют коллектив, а личные отношения - «малые группы» [2].
Ведущая деятельность подростка в пубертатном периоде - это общение. Для подростка главное - выговориться и быть услышанным. Поэтому индивид находит близкого друга, с которым можно построить доверительные, эмоциональные отношения, и пытается в то же время выйти из- под опеки родителей и стать более самостоятельным.
Психология подростка - отдельный аспект психологии. Границы взаимоотношений подростка с окружающими извилисты. Для адресанта не всегда понятно, где они нарушены. Именно с этой целью подростку необходима психологическая помощь для устранения недопонимания с окружающими.
Благодаря общению со сверстниками подростки узнают много нового и интересного, что не могут узнать от взрослого. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола тинейджер получает от ровесников, поэтому ее отсутствие может остановить психосексуальное развитие или придаст ему нездоровый характер [1].
Если проанализировать научную литературу, то можно сделать вывод, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие личности подростка [4]. Однако конфликт может возникнуть между сверстниками из-за нарушения морального кодекса товарищества. Поэтому такое явление приводит к нарушению социального поведения подростка. Понятие «девиантное поведение» - это отклонение поведения от социальных норм и принципов. Делинквентность - общее юридическое понятие, означающее нарушение законов.
Действительно, проблемы межличностной коммуникации негативно влияют на стихийно-групповое общение подростков и формирование личности. Для подростка референтная группа имеет влияние, так как усвоение общественных норм и ценностей происходит через неформальную группу. Подросток, который является изгоем в классе, семье, вынужден искать себе подобных в сфере стихийно-группового общения для самореализации и самоутверждения. Иногда стихийно-групповое общение усиливает девиантное поведение, так как групповое общение иногда носит антиобщественную, криминальную направленность, тогда и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной [1].
Поэтому такие науки, как философия, социальная психология, психология, социология и педагогика, изучают проблему межличностного общения, и она до сих пор является актуальной и ключевой в наше время. Можно выделить причины межличностных проблем у подростков, это могут быть индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.
Подростковый возраст является периодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутренних конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Тинейджер сам оценивает свои сильные и слабые стороны, чтобы собрать знания о своих ключевых навыках: умственных, спортивных, коммуникативных, социальных, для того чтобы получить ясное представление о себе и о том, каким он хочет стать в будущем.
Межличностные отношения представляют собой целостную систему индивидуальных избирательных сознательных ассоциаций человека с различными аспектами объективной реальности. Это образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение, которое лично относится к людям и их внутреннему состоянию.
Чтобы у подростка было полноценное психическое развитие, ему необходимо межличностное отношение. Успешность всех видов деятельности зависит от коммуникации со сверстниками, подросток пытается интегрироваться в социальную среду, развивая свои психические особенности.
В подростковом возрасте происходит усиленное усвоение социальных ценностей, ребёнок для себя формирует жизненные позиции, ставит перед собой цели, выделяет нравственные понятия, акцентирует качества своей личности.
Межличностные отношения представляют собой целостную систему индивидуальных избирательных сознательных ассоциаций человека с различными аспектами объективной реальности. Это образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение, которое лично относится к людям и их внутреннему состоянию. Межличностные отношения функционируют как внутренняя сторона содержания общих действий и определяют взаимную доступность субъектов для определенного типа взаимодействия, которое сопровождается эмоциональным опытом: положительным, безразличным или отрицательным. В то же время во взаимодействии людей, которое всегда является общением, четко понимаются три компонента: взаимное признание, отношение друг к другу и взаимодействие человека с человеком в общении. Об эффективности межличностных отношений судят по состоянию удовлетворенности и неудовлетворенности группы и ее членов.

Список литературы
1. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению / А.В. Батаршев. - М.: Вла- дос, 2001.
2. Бернс Р.Я. Концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р.Я. Бернс. - Самара: Изд. дом «Бахрах», 2003.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 312 с.
4. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 111 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
6. Эльконин Б. Введение в психологию развития / Б. Эльконин [Электронный ресурс].
7. Ярошевский М.Г. В поисках новой психологии / М.Г. Ярошевский, Л.С. Выготский. - М.: Либроком, 2013. - 302 с.

Источник: Общество, педагогика, психология: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 404 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.