На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Школа и учитель: ретроспективный взгляд на перемены
Школа и учитель: ретроспективный взгляд на перемены
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С.  В. Проноза
Новосибирский государственный технический университет
Новосибирск, Россия

Современный мир характеризуется высокой скоростью изменений и ростом неопределенности. Эта тенденция затрагивает и один самых консервативных социальных институтов - школу. Неожиданный перевод всей страны на дистанционное обучение, вводимые с сентября новые практики, ограничивающие общение детей между классами, невнятные перспективы дальнейшего очного обучения - вот текущее «сейчас» российской школы. Кроме того, последние десятилетия школа находится в процессе непрерывного реформирования. Как в нашей стране, так и за рубежом реформирование образования приводит к формализации работы учителя и снятию с него личной ответственности, что, в свою очередь, подрывает идею учительства как более широкой социальной миссии [1-3]. Недовольство общества результатами реформирования образования вызвало рост числа детей на семейной форме образования и появление инициатив по переизданию советских и дореволюционных учебников. За последние сто с небольшим лет в истории нашей страны было немало переломных моментов, немало серьезных реформ школы (и не все они с позиций текущего времени оцениваются положительно). Ретроспективный взгляд на моменты изменений мог бы способствовать прогнозу на будущее нашей школы, сейчас находящейся в процессе очередного реформирования. Поэтому возникают исследовательские вопросы: как отражаются социальные изменения (и связанные с ними реформы) на школьных практиках? Реализует нововведения тот же самый учитель или при значительном реформировании происходит смена учительского состава?
Была обнаружена слабая изученность учительских повседневных практик как со стороны социологии и социальной психологии, так и со стороны социальной педагогики, не позволяющая сколько-нибудь подробно ответить на первый вопрос. Имеющиеся исследования инновационного потенциала учительства как в годы Перестройки, так и в последние десятилетия, неизменно находят потенциал слабым, что косвенно свидетельствует о сложности внедрения каких-либо изменений в учительские практики. Для ответа на второй вопрос было высказано предположение, что ключевые повороты в истории страны и связанная с ними смена кадров находят отражение в изменениях демографического состава учительства. По причине несопоставимости статистических данных удалось проследить за длительный период лишь динамику гендерного состава учительства. Как известно, одной из проблем российского учительства считается высокая степень феминизации профессии. Причем в научной литературе рост доли женщин среди учителей при рассмотрении коротких периодов истории российской школы часто объясняют локальными причинами: вынужденным отходничеством в пореформенные годы в конце XIX в., недостатком мужчин в годы войн и революций, что, безусловно, связывает состав учительства с действующими социальными факторами. Интересно увидеть общую динамику, имеются ли колебания гендерного состава учительства, неизбежные в случае, если указанный фактор перестает действовать. Статистические данные позволяют проследить долю женщин среди российских учителей (Российская империя, РСФСР, Россия) с 1880 г. до наших дней. На основе данных сборников «Культурное строительство РСФСР», сборников ВШЭ «Образование в цифрах» построен график доли женщин среди российских учителей (см. рисунок). Данные за отдельные годы были взяты из публикаций [4-6].

женщины учителя

Как видно из графика, происходил непрерывный, первые 50 лет почти линейный, рост доли женщин. Единственное значимое падение (1938 г.) происходило в годы бурного роста и реконструкции российской школы, когда вводились следующие ступени обучения и устанавливались программы и режимы работы школы. Выделяющийся на графике подъем к 1950 г., вероятно, являвшийся «эхом войны», постепенно сходит на нет. Действий других социальных факторов на этих, довольно общих, данных обнаружить не удалось.
Также были обнаружены интересные данные Всесоюзной школьной переписи 1927 г.: с учетом сделанных по причине войн и революций перерывов в стаже доля дореволюционного учительства в трех славянских республиках (в том числе РСФСР) оценена как половина всего учительства [4]. Учитывая общий значительный рост учительских кадров в послереволюционные годы в связи с задачей ликвидации безграмотности, можно сделать вывод о том, что значительный поворот образовательной политики, произошедший после революционных событий 1917 г., на практике осуществлял фактически «один и тот же» учитель. В связи с этим еще более актуальным оказывается вопрос о том, как выглядит отражение школьных реформ в зеркале учительских повседневных практик.

Список литературы
Beach D., Bagley C. Changing professional discourses in teacher education policy back towards a training paradigm: a comparative study // European Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 36, no. 4. P. 379-392.
Hargreaves A., Goodson I. Educational change over time? The sustainability and nonsustainability of three decades of secondary school change and continuity // Educational administration quarterly. 2006. Vol. 42, no. 1. P. 3-41.
Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций: Монография / О. В. Аксенова, Н. В. Левченко и др.; отв. ред. О. В. Аксенова; ИС РАН. Электрон. текст (объем 3,01 Мб). М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 207 с.
Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г.: В 2 т. М.: План- хозгиз, 1930.
Учительство как социально-профессиональная группа / В. С. Собкин, П. С. Писарский, Ю. О. Коломиец; под ред. В. С. Собкина; Российская академия образования. M., 1996. 53 с.
Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Польза, 1912. 224 с.

Источник: Новые вызовы неопределенности : Материалы Всеросс. науч.- практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. - 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.