Школа и учитель: ретроспективный взгляд на перемены |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии | |
С. В. Проноза Современный мир характеризуется высокой скоростью изменений и ростом неопределенности. Эта тенденция затрагивает и один самых консервативных социальных институтов - школу. Неожиданный перевод всей страны на дистанционное обучение, вводимые с сентября новые практики, ограничивающие общение детей между классами, невнятные перспективы дальнейшего очного обучения - вот текущее «сейчас» российской школы. Кроме того, последние десятилетия школа находится в процессе непрерывного реформирования. Как в нашей стране, так и за рубежом реформирование образования приводит к формализации работы учителя и снятию с него личной ответственности, что, в свою очередь, подрывает идею учительства как более широкой социальной миссии [1-3]. Недовольство общества результатами реформирования образования вызвало рост числа детей на семейной форме образования и появление инициатив по переизданию советских и дореволюционных учебников. За последние сто с небольшим лет в истории нашей страны было немало переломных моментов, немало серьезных реформ школы (и не все они с позиций текущего времени оцениваются положительно). Ретроспективный взгляд на моменты изменений мог бы способствовать прогнозу на будущее нашей школы, сейчас находящейся в процессе очередного реформирования. Поэтому возникают исследовательские вопросы: как отражаются социальные изменения (и связанные с ними реформы) на школьных практиках? Реализует нововведения тот же самый учитель или при значительном реформировании происходит смена учительского состава? Как видно из графика, происходил непрерывный, первые 50 лет почти линейный, рост доли женщин. Единственное значимое падение (1938 г.) происходило в годы бурного роста и реконструкции российской школы, когда вводились следующие ступени обучения и устанавливались программы и режимы работы школы. Выделяющийся на графике подъем к 1950 г., вероятно, являвшийся «эхом войны», постепенно сходит на нет. Действий других социальных факторов на этих, довольно общих, данных обнаружить не удалось. Список литературы Источник: Новые вызовы неопределенности : Материалы Всеросс. науч.- практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. - 132 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |