На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Актуализация проблемы неопределённости: современные вызовы и стратегии поведения
Актуализация проблемы неопределённости: современные вызовы и стратегии поведения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. А. Зубрихина
Региональный научно-образовательный математический центр
«Дальневосточный центр математических исследований»
Владивосток, Россия

2020 год отмечается как беспрецедентный из-за глобальности и скорости изменений, которые были вызваны распространением новой коронавирусной инфекции. Эти изменения затронули множество отраслей человеческой деятельности - прежде всего экономику и здравоохранение.

В условиях начавшегося мирового кризиса, а также вследствие иных причин - например, негативных факторов глобализации (таких как политическая нестабильность, миграционный кризис в Европе и США, ускоряющийся темп жизни, усугубление социального неравенства, экспоненциальный рост технологий (явление «технологической сингулярности»)), актуальность прибрела проблема неопределённости. Более того, её острота не в последнюю очередь обусловлена тенденцией к дальнейшему усложнению и раздроблению мира на множество отдельных структур.
Ряд исследователей (И. Р. Пригожин, А. М. Дорожкин, И. Стенгерс, А. Марий и др.), обращаясь к этой проблеме, отделяют понятие неопределённости (indeterminacy) от схожих по значению терминов - таких как неясность (ambiguity), случайность (probability), запутанность (complexity) [1. P.72], хаос (chaos) [2] и абсурд (absurd) [3].
Неопределенность можно рассматривать с точки зрения четырёх аспектов: как отражающую свойства объекта (1); условия взаимодействия объекта и субъекта (2); особенности субъективного восприятия (3); особенности взаимодействия новых знаний с наличным знанием (4) [4. C. 5].
В свою очередь, переживание человеком неопределённости имеет внешнюю (онтологическую) и внутреннюю (гносеологическую) стороны.
Первый случай соотносится с объективными характеристиками действительности (при онтологической неопределённости мир воспринимается как недружественное и полное угроз пространство). Во втором случае существует глубокое психологическое переживание человеком ситуации (гнетущее чувство отчуждения от мира по причине неполноты, нехватки знаний о нём; невозможности применения привычных моделей поведения в ситуации с неизвестными параметрами).
Переживание неопределённости схоже с утратой контроля над действительностью [5]. Длительное пребывание в подобном состоянии влияет на индивида на эмоциональном, поведенческом, когнитивном уровнях. Негативными последствиями являются рост тревожности, чувство дискомфорта, стресса [1. P. 68]. Невыносимое чувство тревоги, вызванное пребыванием человека в состоянии неопределённости, адресует его к во- прошанию глубинных основ собственного «Я»: «Кто я есть?», «В чём состоит смысл жизни?». Избавление от чувства неопределённости подразумевает стремление человека получить точный ответ на вопрос и достичь предельной ясности [6].
Тем не менее неопределённость является основополагающей как в универсуме, так и в бытии человека. Так, большинство исследователей - И. Р. Пригожин, А. М. Дорожкин, И. Стенгерс, А. С. Борщов - признают её в качестве неотъемлемого свойства действительности. Поскольку сложный характер систем и наличие многообразия связей между ними предполагает, что говорить о том или ином сценарии развития системы мы можем лишь со значительной долей вероятности [4. C. 7], следовательно, вероятность (в которой всегда присутствует неопределённость) есть изначально заложенный параметр развития системы [7. С. 10].
Человек, сам того не замечая, в повседневной жизни постоянно пребывает в условиях «стандартного» фона неопределённости. Данный фон включает риск внезапной болезни, травмы, аварии, жизненного потрясения или даже летального исхода. С возрастом этот процент только растёт [8]. О терпимости человека к допустимому уровню непредсказуемости можно также судить исходя из положительного реагирования и доверия людей той информации, о которой открыто заявляется, что в ней присутствует неопределенность в фактах и цифрах [8; 9].
Тем не менее в тех случаях, когда уровень неопределённости становится для индивида неприемлемым, существуют различные стратегии поведения, и одной из них является толерантное отношение к неопределённости.
Толерантность проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях [1. P. 71]. Когнитивный уровень включает в себя признание проблемы неопределённости, восприятие её как поля возможностей, доверия к ней, выработки у индивида уверенности в собственных силах. Эмоциональный уровень заключает любопытство и творческое взаимодействие с неизвестностью. На поведенческом уровне осуществляются фокусировка внимания, действие, поиск, принятие решений, выработка установки на самообучение в течение жизни и нескольких уровней навыков (базовыми из которых являются экзистенциальные [10]).
Неопределённость является неотъемлемым свойством действительности и не противоречит предсказуемым и обратимым процессам. Порядок и беспорядок присутствуют друг в друге, и непредсказуемость является залогом к прогрессивному развитию, но не помехой.

 

Список литературы
1. Marij A., Caitlin H. M. et. al. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 180. P. 62-75.
2. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. Т. 1-4. 2816 с.
3. Философский словарь // Gufo.me. 2020.
4. Дорожкин А. М., Соколова О. И. Понятие «неопределенность» в современной науке и философии // Вестник ВятГУ. 2015. № 12. С. 5-13.
5. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.
6. Kim J. Taking moral indeterminacy seriously: in defence of compatibility between moral realism and indeterminacy. Research-repository St-andrews. ac.uk. 2019.
7. Борщов А. С. Роль неопределенности в развитии // Изв. Саратов. ун-та. Серия: Философия, Психология, Педагогика. 2015. № 4. С. 9-14.
8. Roberts S. Embracing the Uncertainties // Nytimes.com. The Coronavirus Outbreak. 2020.
9. Bles A. M. van der, Linden S. van der, et. al. The effects of communicating uncertainty on public trust in facts and numbers // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2020. Vol. 117 (14). P. 7672-7683.
10. Андрийчук А. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире // Issuu.com: Успех. 2018.

Источник: Новые вызовы неопределенности : Материалы Всеросс. науч.- практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. - 132 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.