На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Использование игр с песком в условиях материнской школы как средство социализации детей раннего возраста
Использование игр с песком в условиях материнской школы как средство социализации детей раннего возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Костромина Наталья Анатольевна
Ясли-сад № 68, Могилев
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений [1].

Проблемы социализации исследовали отечественные и зарубежные авторы. А.В. Петровский, Н. Смелзер, А.В. Мудрик, Г.М. Андреева раскрыли сущность процесса социализации. Л.М. Митина, И.Н. Зарецкая акцентировали свое внимание на связи социализации с обучением и воспитанием. Г.И. Соловников, А.В. Мудрик, Т. Парсокс в своих работах большое внимание уделяют семье.
Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, во время которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Ведь человек уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. В научной литературе под социализацией понимается процесс, в контексте которого люди учатся жить друг с другом. Социализация являет собой непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь человека.
В решении проблем ранней социализации детей в современном обществе, существенную роль играет «Материнская школа» как приоритетная организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до трех лет, не посещающих учреждения дошкольного образования, и их родителей.
Согласно Концепции государственной программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015-2020 годы, одним из приоритетов государственной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение доступности дошкольного образования за счет развития сети учреждений дошкольного образования, открытия в них групп кратковременного пребывания. В зависимости от запросов законных представителей несовершеннолетних в учреждении дошкольного образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания [2]. Одним из видов таких групп, исходя из нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, является «Материнская школа».
Одним из наиболее эффективных средств успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях «Материнской школы» является песочная терапия. Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В любом случае, опыт и наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей. Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка, а песок - наиболее органичная и знакомая для ребенка среда. Еще в 19 веке знаменитый основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «...самая лучшая игрушка для детей - куча песка...». Т.М. Гробенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечают, что песок является универсальным средством для обучения и развития детей [5].
Игры с песком - важное средство социализации ребенка, становления и обогащения опыта общения со сверстниками. Песок - это богатая сенсорная среда, поскольку стимулирует работу сразу многих органов чувств. Погружая руки в песок, пересыпая его из ладошки в ладошку, зажимая в кулачках, оставляя отпечатки на песке, у ребенка естественным способом развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика рук, координация движений.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, у него быстрее и легче проходит процесс адаптации к условиям учреждения дошкольного образования и к социуму в целом, смягчаются стрессовые переживания.
В «Материнской школе» актуальна совместная работа с песком в диадах «педагог-ребенок», «родитель-ребенок», «ребенок-ребенок», в триаде «педагог-родитель-ребенок», а также песок используется в групповых формах работы.
Дети раннего возраста часто не могут выразить свои переживания из- за отсутствия активной речи. Игры с песком могут оказаться полезными для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания. Развивают коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации.
В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. Быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении знаний и умений об окружающем мире. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
Игры с песком способствуют возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Процесс игры с песком представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития. Ребенок строит новые взаимоотношения с самим собой и с другими людьми.
Нами была проведена диагностика успешности процесса адаптации детей к условиям учреждения дошкольного образования. Так, у детей раннего возраста, посещавших материнскую школу, высокий уровень адаптации имеют 79 %, средний уровень - 21 %. Для сравнения: у детей, не посещавших материнскую школу, высокий уровень - у 42 % детей, средний имеют 58 %.
Таким образом, «Материнская школа» с использованием игр с песком способствует социализации, успешной адаптации детей к условиям учреждения дошкольного образования.

Библиография:
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
2. Концепция государственной программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015-2020 годы (проект) / Ком. по образованию Мингорисполкома, Мин. гор. ин-т развития образования. - Минск: [б. и.], 2013. - 26 с.
3. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. - Минск: Нац. Ин-т образования, 2012. - 416 с.
4. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 432 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2005. - 340 с.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.