На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Чувство юмора как один из факторов самоактуализации личности
Чувство юмора как один из факторов самоактуализации личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аксёнова Ольга Евгеньевна
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка, Минск

В процессе обучения очень важно, чтобы студент чувствовал себя психологически здоровым, эмоционально благополучным, с хорошим чувством юмора. Если будущий психолог не имеет чувство юмора, то он не сможет адекватно воспринимать эмоции и чувства других людей, что скажется на активности и эффективности его профессиональной деятельности. Перед нами стояла задача исследовать стили юмора студентов-психологов. В данной статье мы попытались раскрыть, что такое юмор, какие стили юмора существуют, какие стили юмора преобладают у студентов- психологов Института психологии.
Мало кто задумывался, почему у кого-то чувство юмора есть, а у кого- то чувство юмора совсем отсутствует. Кто-то совсем не понимает шуток других людей, кому-то кажется, что окружающий мир нерадостный.

В толковом словаре С.И. Ожегова написано, что юмор - это понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо [10].
Данная тема актуальна для всех, так как многие люди любят сами смеяться и улыбаться, и, кроме того, им приятно, когда радуются окружающие. Но особенно актуальна эта тема для будущих психологов. З. Фрейд писал, что юмор подавляет развитие аффекта, занимает его место. По его мнению, юмор появляется в состоянии огорчения - шутить приятнее, чем расстраиваться, а отрицательная энергия высвобождается. Наличие у человека чувства юмора почти всегда сопровождают высокие показатели IQ [13].
Чувство юмора придает человеку оптимизма и уверенности в себе, иногда вызывает чувства власти и превосходства над другими людьми.
Инструмент юмора - это шутка. Удачно придуманная шутка снимает напряжение, уныние, тревогу страх. Это умение может входить в профессиональные компетенции. Шутка - это очень эффективное, не имеющее побочных эффектов, средство борьбы со стрессом.
«Каждая пережитая нами юмористическая ситуация делает нас чуточку мудрее», - считает профессор Стэндфордского университета У Фрай.
Юмор улучшает память. В 1994 при эксперименте было доказано, что люди запоминают лучше предложения, содержащие юмористический текст. Некоторые психологи, зная этот принцип, используют его при преподавании: смешат студентов или приходят на лекции в нелепой одежде.
Юмор является сущностью человеческой индивидуальности. Ему под силу менять развитие ситуации и выступать механизмом регуляции эмоций. Он может вызвать усиление положительных чувств или ослабление отрицательных эмоций, таких как напряжение, тревогу, гнев, подавленность. Юмору под силу устранять конфликты в отношениях, вызывать чувства расположения, способствовать эффективному общению [5].
Юмор используется в различных сферах: в рекламе (рекламодатели считают, что это повышает их процент продаж); в политике (политики используют юмор в своих компаниях, считая, что это позволяет им воздействовать на людей и увеличить количество голосов). Хотя исследования показывают, что нет преимущества в такой подачи информации. При влиянии на периферийный путь обработки информации юмор создает положительное настроение, что способствует уменьшению вероятности отказа на полученную информацию.
Понять роль юмора в убеждении можно в первую очередь через понимания факторов убеждения.
Юмор влияет скорее не на количество воспринимаемой информации, а на эмоциональную сферу, повышая настроение. Юмор цепляет внимание на юмористических аспектах передаваемой информации и отвлекает от логических аргументов. Часто создаётся впечатление, что личная заинтересованность рассказчика менее важна, что повышает доверие со стороны аудитории.
Сейчас очень популярны юмористические ассоциации, в которых принимают участие ведущие профессоры различных учебных заведений.
Были проведены конференции по проблематики юмора: «Язык юмора, юмор языка», «Юмор и метафора», «Юмор между наук», «Юмор в терапии», проводятся летние школы по обучению использования юмора.
Создаются официальные сообщества по изучению юмора, которые уже есть в Австралии, Японии, Норвегии, Дании, Италии, Франции, Испании. Юмор используется в таких сообществах как «The Cancer Club» и «Humor Quest». «The Cancer Club» существует как источник поддержки жизни для людей умирающих от рака. Американские специалисты по психологии и пропаганде юмора, активно популяризуют юмор в научно-популярных книгах.
У Поланд выявляет стадии развития чувства юмора:
- полное отсутствие чувства юмора;
- уровень неосознаваемых шуток, когда клиент может употреблять смешные слова, имена, или названия, не осознавая их комичности;
- наличие развитого чувства юмора при одновременной тенденции к его подавлению в случае, если юмор воспринимается как что-то неприятное, после чего могут быть конфликты;
- развитое и спонтанное чувство юмора [8].
Согласно Ж.Керш и Н. Куипер выделяются три типа юмора:
1. Сальный юмор - это тип юмора, характеризующийся агрессивностью.
2. Нарочитый юмор - обычно люди с данным чувством юмора демонстрируют собственное остроумие.
3. Социальный юмор - он демонстрирует установление эмоционально тёплых межличностных отношений [9].
Р. Мартин полагал, что восприятие юмора может оказать положительное воздействие на состояние здоровья человека за счёт:
- возникающих при смехе физиологических изменений;
- хорошего эмоционального состояния;
- специфического юмористического взгляда на жизнь;
- усиления социальной поддержки, повышения социальной адаптации [11].
Феномен неосознаваемого остроумия рассматривают и другие авторы. Большое количество психотерапевтов считают, что, возможно, есть такие люди, у которых полностью отсутствует чувство юмора.
В психологии юмор исследуется достаточно широко, при этом он часто используется как инструмент психотерапевтического воздействия на клиента, а также является показателем уровня здоровья и благополучия личности.
Г. Миндесс с соавторами разработал тест чувства юмора (Antioch- HumorTest), в основу которого легла предложенная им классификация. Существует ещё ряд авторов, которые разрабатывали тесты юмора, это и Р. Мартин, и К. Крейк, и Ж. Торсон.
Существует целый ряд исследований, направленных на взаимосвязь между чувством юмора и другими личностными чертами. Учёными было установлено, что чувство юмора связано с некоторыми чертами личности, например, экстраверсия, оптимизм, уверенность в себе, независимость, тревожность.
Некоторые учёные попытались выделить типы личности, которые обладают уникальностью чувства юмора. А. Зив выделил и охарактеризовал четыре таких типа:
- эмоциональные экстраверты: это холерические личности с агрессивным чувством юмора; они импульсивны, активны и агрессивны;
- стабильные экстраверты: данному типу характерен лёгкий юмор, касающийся межличностных отношений; к этому типу относятся сангвиники, люди, заботящиеся об окружающих и лёгкие в общении;
- стабильные интроверты: личности этого типа как правило флегматичные, подозрительные и пассивные люди; именно поэтому у них преобладает интеллектуальный юмор;
- эмоциональные интроверты: к данному типу относятся мрачные, пессимистичные, тревожные и меланхоличные личности, которые вовсе не понимают юмор.
Мы попытались исследовать стили юмора студентов-психологов третьего курса. Перед нами стояли задачи:
- теоретически исследовать такие понятия, как юмор, чувство юмора;
- выявить наиболее типичные стили юмора у студентов - психологов. Мы выбрали опросник стилей юмора (Humor Styles Questionnaire, HSQ),
который разработали Р. Мартин и П. Дорис в 2001 году. Методика предназначена для диагностики предпочтительного использования разных видов юмора, различающихся по своей адаптивности и направленности. Опросник состоит из 32 суждений, каждое из которых испытуемый должен оценить по шкале от 1 до 7. По итогам опроса студент получает определенное количество баллов по каждому стилю юмора. Стиль, набравший наибольшее количество баллов характерен для испытуемого.
Авторы опросника выделяют четыре стиля чувства юмора:
- аффилиативный (поддерживающий, направленный на других);
- самоподдерживающий (поддерживающий, направленный на себя);
- агрессивный (люди с данным стилем юмора часто могут кого-то обидеть);
- самоуничижительный (деструктивный, направленный на себя).
В исследовании приняли участие 50 студентов третьего курса Института психологии «Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка».
Подсчитав полученные результаты нашей выборки, получились следующие цифры: аффилиативный юмор - 10 испытуемых, самоподдерживающий юмор - 20 испытуемых, агрессивный юмор - 10 испытуемых и самоуничижительный юмор - 10 испытуемых.
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что у 40 % испытуемых преобладает самоподдерживающий стиль юмора. Это говорит о том, что студент-психолог третьего курса смотрит на жизнь с оптимизмом, умеет сохранять чувство юмора, когда возникают затруднения и проблемы, то есть студент сам может контролировать эмоции и справляться со стрессом. Также студенты обладают независимостью, имеют низкий уровень тревожности, любознательны, удовлетворены качеством своей жизни, и могут успешно общаться с другими людьми. Так как в нашей выборке было зафиксировано только 7 студентов мужского пола, то выводы Р Мартина, что для женщин более характерен аффилиативный и самоподдерживающий юмор, абсолютно верны.
Определение юмора в психологии сложный и неоднозначный процесс.
Способность человека к проявлению юмора развивалась на протяжении всего периода развития высших психических функций. Чувство юмора рассматривается как один из факторов самоактуализации личности [7].
Исследовав студентов, можно сделать вывод, что будущим психологам присущ самоподдерживающий (поддерживающий, направленный на себя) стиль юмора, под которым подразумевается оптимистичный взгляд на мир, умение юморить, когда всё плохо и имеется ряд проблем, то есть студенты могут сами регулировать свои эмоции и хорошо справляться со стрессом. Конечно, у студентов присутствуют и самоуничижительный (деструктивный, направленный на себя), и агрессивный стиль юмора, но у большинства -самоподдерживающий стиль юмора. Это очень важно для будущей профессиональной деятельности.
Юмор развивает фантазию и изобретательность, способствует положительным эмоциям, стимулируют творческое мышление, помогает понять окружающих и себя. Смех может заменить сеанс релаксации, уменьшает тревожность и стресс, вырабатывая при этом эндорфины.
Великий поэт Уильям Шекспир как-то сказал: «Веселое сердце живет долго». Психологами было замечено, что многие больные сердечными заболеваниями редко смеялись, но очень часто, намного чаще здоровых, сердились.
Смех - это хороший способ лечения, который применяют в таких странах, как Швеция, Голландия, Германия, Бельгия и другие. В большинстве европейских стран, да и в Беларуси тоже, клоуны являются постоянными посетителями больниц и реабилитационных центров.

Библиография
1. Абульханова-СлавскаяК.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001 // Электронная версия: www.fdp.hse.ru/data/ 082/535/135/psix-lich.doc
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - Проблемы общей психологии - 504 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4 - Детская психология - 432 с.
5. Ершова Р.В., Шарапова Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии // Вестник РУДН.Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 3. - с. 16-22.
6. Иванова Е.М., Митина О.В. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина. // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. - Т.6. - № 2.- 120 с.
7. Киямова Р.З. Психологические особенности чувства юмора и самоактуализации личности // В мире научных открытий. - 2013. - № 11. - с. 128-140.
8. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 2002. - 27 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 567 с.
10. Мартин Р Психология юмора. Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Азъ», 1992. - 598 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
13. Фрейд З.Остроумие и его отношение к бессознательному. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. - 480 с.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.