На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология эмоционально-потребностной сферы - Эмоции
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы - Эмоции
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
Потребности
Эмоции
Все страницы

 

3. Психофизиология эмоций

У человечества есть только одно
эффективное оружие — смех.
Марк Твен
Эмоции — особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.
Эмоциональные состояния — активность организма, реализующаяся в определенных поведенческих реакциях человека.
Эмоциональный фон — настроение, которое трансформируется в зависимости от конкретной ситуации.

3.1. Функции эмоций

• Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сообщают о полезности или вредности какого-либо воз-действия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Значение данной функции состоит в том, что организм мгновенно может мобилизоваться в ответ на воздействие внешнего раздражителя.
• Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями. Удовлетворение потребности, как правило, сопровождается положительными эмоциями и ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности.

3.2. Классификация эмоций

• Низшие эмоции связаны с биологическими потребностями организма и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.
• Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Они формируются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
• Ведущие эмоции сигнализируют человеку о цели поведения и обеспечивают его адаптацию.
• Ситуативные эмоции возникают в результате оценки отдельных этапов или поведения в целом, побуждают человека действовать в прежнем направлении или изменять поведение и способы достижения цели.

3.3. Теории возникновения эмоций

• Теория когнитивной активации С. Шехтера базируется на исследованиях, в которых с помощью фармакологических веществ манипулировали состоянием испытуемых, усиливая их возбуждение, о чем они и не догадывались. Затем экспериментаторы создавали обстановку непринужденного веселья или, наоборот, напряженности. В первом случае люди чувствовали себя счастливыми и раскованными, во втором — их охватывало чувство гнева. Таким образом, было показано, что содержанием эмоции можно управлять, если побудить испытуемого приписывать нейтральным стимулам роль источника своего возбуждения. По мнению С. Шехтера, для возникновения эмоции необходимы два компонента: активация организма и заключение субъекта о причинах его возбуждения (Шехтер С., Сингер Дж., 2002).
• Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова основана на некогнитивных факторах. Со-гласно данной теории положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом или в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Появление отрицательных эмоций связано с дефицитом имеющейся информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности, что определяет низкую вероятность достижения цели. За счет дополнительной информации у субъекта возрастает вероятность удовлетворения потребности, что усиливает положительные эмоции и минимизирует отрицательные. П. В. Симонов полагает, что функция прогнозирования вероятности удовлетворения потребности поделена между двумя информационными структурами мозга — лобными отделами новой коры и гиппокампом. При этом лобная кора ориентирует поведение на высоковероятные события в отличие от гиппокампа, реа-гирующего на сигналы маловероятных событий (Симо-нов П. В., 1998).
• Биологическая теория эмоций П. К. Анохина сформулирована на основе его же теории функциональных систем. Согласно биологической теории, положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, если параметры реально полученного результата совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает чувство удовлетворения, положительные эмоции. Если параметры полученного результата не совпадают с запрограммированными, то появляются отрицательные эмоции, что приводит к формированию новой комбинации возбуждений, необходимых для организации нового поведенческого акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия (Анохин П. К., 1975).
• Теория циркуляции эмоций И. Пейпеца связывает возникновение эмоций с лимбической системой. Основное отличие лимбической системы от других отделов центральной нервной системы состоит в наличии двусторонних реципрокных связей между ее структурами, образующими замкнутые круги, по которым циркулируют импульсы, обеспечивающие функциональное взаимодействие между различными частями лимбической системы. Это так называемый «круг Пейпеца», в который входят: гиппокамп — мамиллярные тела — передние ядра таламуса — кора поясной извилины — парагиппокампальная извилина — гиппокамп. Данный круг отвечает не только за эмоции, но и за формирование памяти и обучение (Данилова Н. Н., 2012).
• Современная теория эмоций рассматривает лимбико-гипоталамический комплекс как нервный субстрат эмоций. Включение гипоталамуса в данную систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными струтурами головного мозга создают структурно-функциональную основу для возникновения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.
Однако несмотря на успехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций.

3.4. Морфофункциональная основа эмоций

Экспериментально были обнаружены структуры головного мозга, возбуждение которых вызывало эмоции с противоположным знаком (положительные и отрицательные). В 1954 году П. Милнер и Дж. Олдс продемонстрировали эффект самораздражения у крыс. Они вживляли электроды в область латерального гипоталамуса крысы, помещали ее в специально оборудованную клетку с рычагом, при нажиме на который в мозг крысы поступал удар тока. Перемещаясь в клетке, крыса случайно задевала рычаг и производила самораздражение этого участка мозга. Постепенно крыса все больше времени проводила у рычага и все чаще производила нажимы на него, создавая постоянное самораздражение. Стимуляция областей самораздражения вызывала у нее положительные эмоции и служила более сильным подкреплением, чем даже пища. Впоследствии крысе вживляли электроды в другие отделы промежуточного и среднего мозга, после нажима на рычаг крыса избегала находиться рядом с ним. Так были обнаружены области мозга, возбуждение которых сопровождается возникновением отрицательных эмоций.
Области мозга, возбуждение которых приводит к возникновению положительных (приятных) эмоций, были названы центрами удовольствия. К ним относится медиальный переднемозговой пучок, связывающий гипоталамус и лимбическую систему с лобными долями, область покрышки, прилегающее ядро, черная субстанция и хвостатое ядро. Области мозга, возбуждение которых приводит к возникновению отрицательных (неприятных) эмоций, были названы центрами неудовольствия. Они находятся в центральном сером веществе и гипоталамусе.

3.5. Функциональная асимметрия мозга и эмоции

Существуют четыре основные гипотезы относительно участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.
• Согласно одной из гипотез, восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария, а левое полушарие рассматривают как «неэмоциональную структуру» (Tucker D. M., 1981). При нарушениях функционирования правого полушария становится невозможным понимание эмоций собеседника, распознавание лицевой экспрессии эмоций, люди теряют способность передать свое переживание интонацией голоса.
• Согласно другой гипотезе, оба полушария вносят свой вклад в формирование эмоций. При этом правое полушарие отвечает за восприятие и оценку эмоций, правая лобная область головного мозга активизируется при отрицательных эмоциях, а левая лобная область — при положительных эмоциях. Поэтому при нарушении функционирования левого полушария люди становятся беспокойными, пессимистически настроенными, часто плачут, жалуются на плохое самочувствие. При снижении активности правого полушария возникает беспричинная эйфория,
индифферентное настроение, частый смех (Деглин В. Л., 1996). Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз раздельно в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на кадры с выражением печали, а левое — на кадры радостного содержания. Согласно Л. Р. Зенкову (2004), выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. При выключении правого полушария ситуация оценивается как простая, ясная, понятная, что вызывает преобладание положительных эмоций. В исследовании новорожденным давали пробовать сладкий сироп или раствор лимонной кислоты. Проглатывание сладкой жидкости вызывало интерес на лице ребенка и активацию левой лобной коры. Гримаса отвращения и активация правой лобной коры были реакциями на кислый сок.
• Согласно третьей гипотезе (Fox N. A., Davidson R. J., 1988), левая и правая лобная кора являются структурами соответственно для выражения тенденций «приближения» и «отказа». Противостояние этих двух тенденций и определяет знак эмоции. Доминирование тенденции «приближения» сочетается с активацией левой лобной коры и появлением положительных эмоций, а доминирование тенденции «отказа» — с активацией правой лобной коры и появлением отрицательных эмоций.
• Согласно современной гипотезе, ведущую роль в регуляции эмоций играет левое полушарие. При улучшении настроения наблюдается активация его структур, а при ухудшении — угнетение. Проявление эмоций в поведении связывают с деятельностью правого полушария.

3.6. Индивидуальные различия и эмоции

Характер реагирования индивида на происходящие события тесно связан с особенностями темперамента. Экстраверты характеризуются положительными эмоциями (радости и интереса), а интроверты — отрицательными эмоциями (страха и гнева). При этом экстраверты более чувствительны к награде, а интроверты — к наказанию. Измерение показателей локального мозгового кровотока у интровертов в отличие от экстравертов выявило усиление кровотока в височных областях, что объясняется сильными связями коры интровертов с лимбической системой
(миндалиной) — структурой, ответственной за реакции страха. Лица с высокой личностной тревожностью предпочитают более часто реагировать даже на нейтральные стимулы беспокойством, тревожностью, страхом. Повышенная тревожность субъекта коррелирует с высокой частотой сердечных сокращений и преобладанием симпатической регуляции, обычно наблюдаемой во время стресса (Данилова Н. Н., 2012).
В исследованиях Дж. Кагана показано существование генетической предрасположенности у человека к социальному страху, в частности проявляющемуся в боязни аудитории. Автор выделяет расторможенный и заторможенный типы темперамента. Дети с расторможенным типом отличаются устойчивой социабельностью, говорливостью, спонтанно возникающими эмоциями. Дети с заторможенным темпера-ментом пугливы, застенчивы, ведут себя тихо. У них обнаружено более высокое содержание в крови гормона стресса кортизола, уровень которого сохранялся выше нормы даже во время сна. При изучении поведения обезьян также была выявлена генетически запрограммированная готовность животного отвечать страхом на внешние стимулы. При этом животные различаются порогами активации системы страха. Лабораторные животные в отличие от своих диких сородичей не обнаруживают страха при виде змеи, однако быстро обучаются реагировать страхом, глядя на других обезьян. Однако среди них встречаются обезьяны, которых невозможно научить пугаться при виде змеи (Данилова Н. Н., 2012).
Эмоциональное общение в значительной степени зависит от индивидуальной способности передавать и принимать эмоциональные сигналы собеседника через мимику, позу, жесты, интонацию речи. В социально ориентированной концепции эмоционального ума П. Салавей и Дж. Майер настаивают на необходимости выделять индивидуальные различия, которые проявляются в совокупно-сти таких свойств, как способность к эмоциональной экспрессии, эмоциональной перцепции и сопереживанию (эмпатии). Важность этих качеств ума для делового общения отразилась в правиле, которому следуют многие руководители: принимать на работу по коэффициенту интеллекта (IQ), а повышать в должности по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению (Данилова Н. Н., 2012).
Согласно концепции о системе четырех мозговых структур П. В. Симонова, индивидуальное предпочтение реагировать более часто определенной эмоцией зависит от доминирования определенной структуры головного мозга (лобная кора, гиппокамп, гипоталамус, миндалина). Преобладание у человека функций лобной коры и гипоталамуса определяет целеустремленное поведение, причем субъект будет игнорировать все, что отвлекает его от намеченной цели. Данные особенности поведения характерны для холериков — сильного и возбудимого типа. Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели. Преобладание системы гиппокамп—миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями и склонностью переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика — слабого типа. Преобладание системы гипоталамус—гиппокамп характеризуется потребностью реагировать на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует сангвинику — сильному, уравновешенному, подвижному типу. Доминирование системы миндалина—лобная кора определяет человека, который игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика — сильного, уравновешенного и инертного типа.
По концепции четырех структур каждый тип нервной системы связан с определенной группой эмоций. Согласно данной модели, поведение холерика направлено на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности. Оно обладает чертами преодоления, борьбы, поэтому доминирующими эмоциями являются гнев, ярость, агрессивность. Поведение меланхолика отличается нерешительностью и тяготеет к обороне. Эмоции страха, неуверенности, растерянности наиболее типичны для него. Чаще других положительные эмоции испытывает сангвиник. Его отличают любознательность, открытость, интерес к событиям. Флегматик также тяготеет к положительным эмоциям, так как его внутренний мир хорошо устроен, потребности сбалансированы, а система контроля отлично развита.
В модели четырех структур отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур (лобная кора и гиппокамп) определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем (гипоталамус и миндалина) характерно для субъекта с устойчивыми внутренними мотивами и их малой зависимостью от внешних влияний. Такие черты свойственны для интроверта. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку (Симонов П. В., 1998).

Контрольные вопросы
1. Объясните суть теории драйва.
2. Дайте характеристику чувства жажды и чувства голода.
3. Дайте определение эмоций.
4. Перечислите функции эмоций.
5. Дайте классификацию эмоций.
6. Охарактеризуйте теории возникновения эмоций.
7. Опишите гипотезы участия левого и правого полушарий головного мозга в регуляции эмоционального поведения.
8. Какие структуры головного мозга определяют характер эмоций?
Список рекомендуемой литературы
1. Александров Ю. И. Основы психофизиологии. М. : ИНФРА-М, 1997. 340 с.
2. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб. : ПИТЕР, 2004. 496 с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 225 с.
4. Баринова М. О., Зарипов В. Н. Основы психофизиологии : метод. рекомендации. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. 51 с.
5. Греченко Т. Н. Психофизиология. М. : Гардарики, 1999. 196 с.
6. Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.
7. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Киев : Женевская инициатива в психиатрии : Ассоциация психиатров Украины, 1996. 152 с.
8. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). М. : МЕДпресс-информ, 2004. 368 с.
9. Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.
10. Николаева Е. И. Психофизиология : психологическая физиология с основами физиологической психологии. СПб. : ПЭР СЭ, 2008. 624 с.
11. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга : потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН, 1998. 98 с.
12. Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотиваций и эмоций. М. : ЧеРо, 2002. С. 462—480.
Источник: Баринова М. О. Психофизиология : текст лекций / М. О. Баринова. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7807-1088-8



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.