На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиология эмоционально-потребностной сферы - Потребности
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы - Потребности
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология
Индекс материала
Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
Потребности
Эмоции
Все страницы

 

2. Потребности

Чувство преобладает над рассудком,
но не над разумом.

А. Блок
Источником активности животного и человека является необходимость удовлетворять потребности. Одними из основных являются потребности в удовлетворении голода и жажды. Чувства голода и жажды нельзя приписать какому-то одному конкретному органу чувств или части тела, поэтому они называются общими ощущениями. К ним также относятся усталость, ощущение духоты и половое влечение. Общей их чертой является то, что все они вызываются одним или несколькими адекватными стимулами, возникающими в самом организме, а не в окружающей среде.
2.1. Чувство жажды
Чувство жажды возникает у человека при потере организмом количества воды, превышающего 0,5 % веса тела (около 350 мл у человека массой 70 кг). Данная величина называется порогом жажды и предупреждает возникновение ее ощущения при слишком незначительном обезвоживании организма.
Физиологические потери воды (с мочой, потом, паром в выдыхаемом воздухе) ведут к ее удалению из вне- и внутриклеточных пространств. Уменьшение внеклеточной жидкости приводит к возникновению гиповолемической жажды, а снижение объема внутриклеточной жидкости сопровождается возникновением осмотической жажды. Наиболее интенсивной является жажда при одновременном снижении количества внеклеточной и внутриклеточной жидкости. При этом в целом осмотическая жажда играет более значимую роль, чем гиповолемическая.
Количество внеклеточной жидкости регулируется рецепторами растяжения, расположенными в стенках крупных полых вен вблизи сердца, а объем внутриклеточной жидкости регулируется за счет деятельности осморецепторов, расположенных в супраоптическом и паравентрикулярном ядрах гипоталамуса. При этом любые колебания водно-солевого баланса сопровождаются изменением концентрации в крови антидиуретического гормона (вазопрессина). Избыточное питье, подавляя высвобождение вазопрессина, стимулирует диурез и наоборот.
Адаптация к ощущению жажды отсутствует. Утоление жажды связано с деятельностью двух механизмов: преабсорбного и постабсорбного. Преабсорбный механизм утоления жажды заключается в том, что между моментами начала питья и устранения дефицита воды внутри клеток проходит значительное время, в течение которого вода всасывается в желудочно-кишечном тракте и попадает в кровоток. При этом ощущение жажды проходит задолго до компенсации дефицита воды во вне- и внутриклеточном пространствах, что предупреждает потребление излишка воды еще до ее всасывания. Постабсорбный механизм утоления жажды заключается в поступлении воды во внутри- и внеклеточные пространства.
Потребление воды в результате ее недостатка называется первичным питьем, а отсутствие данной явной потребности — вторичным питьем. Последнее является основным путем пополнения запасов воды в организме, т. е. организм склонен обеспечивать свои потребности в воде впрок, еще не испытывая ее недостатка. В некоторых случаях первичное питье по сути представляет собой стрессовую реакцию.
2.2. Чувство голода
Прием пищи человек приспосабливает к текущим потребностям организма в энергии, расходуемой на мышечную работу, химические процессы и потерю тепла. Это кратковременная регуляция потребления пищи. Она накладывается на долговременную регуляцию потребления пищи, которая возмещает временную неадекватность рациона и обеспечивает возвращение к норме веса тела (например, после болезни).
Теории и механизмы голода:
• механостатическая — чувство голода возникает в области желудка, когда он пуст, что связано с активацией механорецепторов стенки желудка и сокращениями пустого желудка;
• глюкостатическая — уменьшение доступности глюкозы для клеток связано с мощными сокращениями желудка и ощущением голода. В промежуточном мозге, печени, желудке и тонком кишечнике расположены глюкорецепторы, которые реагируют на снижение доступности глюкозы, способствуя возникновению голода;
• термостатическая — снижение общей теплопродукции организма запускает реакцию поиска пищи с целью удовлетворения голода. Терморецепторы, реагирующие на изменение теплопродукции организма, располагаются в промежуточном мозге;
• липостатическая — предполагается существование липорецепторов, которые реагируют на изменения концентрации в крови промежуточных продуктов метаболизма жиров, воспринимаемых организмом как сигналы голода или сытости.
Считают, что механостатический и термостатический механизмы голода являются основой кратковременной регуляции потребления пищи, а липостатический механизм голода служит главным образом для долговременной регуляции потребления пищи. Глюкостатический механизм голода участвует в обоих видах регуляции потребления пищи.
Потребление пищи у человека может происходить при отсутствии чувства голода, т. е. впрок. Это питание не компенсирует существующий дефицит энергии, а обеспечивает ее запас на будущее. Такое явление может быть обусловлено психологическими моментами, например неизвестностью времени следующего потребления пищи.
Утоление голода связано с деятельностью двух механизмов: преабсорбтивной и постабсорбтивной сытости. Преабсорбтивная сытость является результатом собственно процесса поглощения пищи, который обычно прекращается задолго до того, как в результате ее переваривания исчезает дефицит энергии. Постабсорбтивная сытость предупреждает немедленное возобновление голода.
Центр сытости располагается в вентромедиальных ядрах гипоталамуса, а центр голода находится в латеральных ядрах гипоталамуса. Нарушение деятельности вентромедиального ядра приводит к гиперфагии — повышенному потреблению пищи и ожирению, а повреждение латерального ядра ведет к афагии — полному отказу от пищи и адипсии — полному отказу от приема воды.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.