Ершова Нина Николаевна, Кондратова Анастасия Ильинична Вятский государственный университет, Киров, Одаренность является одним из феноменов человеческой природы, который еще недостаточно изучен. В исследованиях ученых термин «одаренность» многозначен. В психологии одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуальнопсихологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности (Е.С. Белова, Д.Б. Богоявленская, Л.М. Матюшкин, В.А. Моляко, Н.В. Саврасов, В.М.Слуцкий, Д.В. Ушакова, и др.). Термин «одаренный ребенок» можно рассмотреть с двух сторон. Узкое значение - обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
Более широкое значение: одаренный - ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Таким образом, одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1]. Проблема социальной адаптации одаренных детей одна из актуальных в практике образовательных организаций. Низкий уровень социального взаимодействия с окружающими, нарушения в межличностных отношениях со сверстниками, склонность к социальной дезадаптации, изоляции объясняется рядом специфических особенностей одаренных детей, которые характеризует Н.А. Сиушева [2]: - во-первых, это независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; - во-вторых, высокая требовательность к себе, к другим, ответственность и контроль поведения и деятельности; - в-третьих, внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции одаренного ребенка, что приводит их к социальной автономности [3]. С социальной автономностью связана неприязнь одаренных детей к традиционному обучению. Поэтому многие «одаренные дети редко бывают отличниками» [3]. Большую трудность в социальном развитии одаренных школьников создает преобладающий у них эгоцентризм (познавательный, моральный, коммуникативный). Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано «с ограниченностью коммуникативного опыта одаренного ребенка» [3]. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. При этом у одаренных школьников наблюдается снижение интереса к коллективным играм, которые предпочитают им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх; отсутствие опыта сотрудничества [4]. Помочь одаренному ребенку развить коммуникативные навыки, приобретать опыт сотрудничества со сверстниками, овладевать разными видами коллективной творческой деятельности, восстановить нормальные взаимоотношения с другими детьми возможно в процессе создания эффективного психологического сопровождения социальной адаптации одаренных школьников в группе сверстников в образовательной организации. Мы предположили, что социальная адаптация одаренных школьников в группе сверстников будет успешной при создании следующих психологических условий: - регулярной практике организации коллективно-творческих дел в коллективе одаренных детей и их сверстников; - стимулировании развития субъектной позиции одаренного ребенка в коллективе сверстников; - развития коммуникативных компетенций одаренных детей. Чтобы понять причину проблем одаренных школьников, нами было проведено исследование особенностей социальной адаптации одаренных школьников в группе сверстников. В психологии чаще всего социальная адаптация понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации человека. Социальная адаптация определяется умением общаться со сверстниками и взрослыми, знанием основных правил общения; хорошей ориентацией как в знакомых, так и не в знакомых ситуациях; способностью управлять своим поведением[4]. В нашем исследовании приняли участие 40 подростков 14-17 лет (25 девушек, 15 юношей), являющихся участниками группы Образовательного Центра «Сириус». На первом констатирующем этапе исследования была проведена комплексная диагностика специфики их социальной адаптации. Диагностическим инструментарием выступили: методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда) и методика диагностики проявлений социальной активности и инициативности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова). Как показали результаты диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда у подростков: - по интегральному показателю «Адаптивность»: дезадаптивность преобладает у 74 % респондентов (26 человек), адаптивность - у 26 % (14 человек); - по интегральному показателю «Приятие»: неприятие других преобладает у 80 % респондентов (30 человек); приятие других - у 20 % (10 человек); - по интегральному показателю «Интернальность»: внутренний контроль преобладает у 74 % респондентов (31 человек); внешний контроль - у 26 % (9 человек); - по интегральному показателю «Самовосприятие»: приятие себя было выявлено у 66 % респондентов (28 человек); неприятие себя - у 34 % (12 человек); - по интегральному показателю «Комфортности»: эмоциональный комфорт испытывает 20 % респондентов(10 человек): эмоциональный дискомфорт - 80 % (30 человек); - по интегральному показателю «Доминирование»: стремление к доминированию проявляли 86 % респондентов (33 человека); сотрудничество - 14 % (7 человек). Преобладание показателей дезадаптивности (74 %), неприятия других (80 %) свидетельствуют о несформированности у одаренных подростков коммуникативных навыков, стремления к общению и взаимодействию на равных. От этого возникает у большинства из них эмоциональный дискомфорт (80 %). Основной причиной является несформированность отношений, стремление большинства подростков к доминированию (86 %) и невозможность реализовать эту потребность в новом коллективе незнакомых сверстников. Оценка уровня проявлений социальной активности и инициативности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова) проводилась на основе экспертных оценок воспитателем, вожатым и психологом Образовательного Центра «Сириус». Как показывают результаты оценки уровня проявлений социальной активности и инициативности: - высокий уровень проявлений социальной активности и инициативности был выявлен у 56 % одаренных школьников; - средний уровень у 33 % респондентов; - низкий уровень был выявлен у 11 % респондентов. Таким образом, у одаренных подростков преобладает высокий уровень проявлений социальной активности и инициативности (56 %). Высокие значения по этому показателю возможно объяснить характерной для одаренных детей потребностью самоутверждения в коллективе; так, они хотят помочь коллективному делу и своей инициативой воодушевить друзей, стремятся внести свой вклад в достижение общей цели, их инициативность побуждается заботой об окружающих и повышенной ответственностью. Но, по результатам методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, мы могли увидеть высокие значения по шкале «Приятие себя», «Доминирование», «Внутренний контроль», поэтому наряду с этим, к проявлению инициативы их подталкивает все же повышенный личный интерес: желание зарекомендовать себя с лучшей стороны, повысить свой авторитет, намерение как можно больше взять от жизни и учебы, желание быть заметными и лучшими в любом направлении. Исходя из вышеобозначенного, мы видим, что у одаренных детей существуют проблемы, требующие оказания им психолого-педагогической помощи: низкий уровень социального взаимодействия с окружающими, нарушения в межличностных отношениях со сверстниками, склонность к социальной дезадаптации, изоляции; трудности осуществления индивидуального подхода в обучении, раннего выявления одаренности, коррекции разностороннего развития личности детей и др. На основании проведенного эмпирического исследования можно говорить о том, что с данной категорией детей необходимо проводить специально-организованные, профессиональные социально-педагогические работы, заключающиеся в выявлении, определении и разрешении проблем одарённого ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом данной работы является психологическое сопровождение социальной адаптации одаренных школьников в группе сверстников в виде коллективно-творческой деятельности, проведении мероприятий и тренингов, направленных на умение коммуницировать со сверстниками и взрослыми, направленных на выделение субъектной позиции одаренного ребенка. Список литературы:
1. Программа «Одаренный ребенок» / Основные положения: Венгер Л.А. и др. - М.: Сфера, 2012. - 64 с. 2. Сиушева Н.А. Социально-педагогическое сопровождение развития одарённости подростков во временном детском объединении // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 60-61. 3. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко - М.: Академия, 2008. - 137 с. 4. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. -М.: Издательский центр «Академия» - 2002. - 388с.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.
|