На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Рекомендации педагогам и психологам по предотвращению ситуации буллинга в условиях образовательной среды
Рекомендации педагогам и психологам по предотвращению ситуации буллинга в условиях образовательной среды
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Рохкина А.И.

В статье представлены описательная статистика для выявления отношения учителей к ситуации буллинга в образовательной среде, корреляционный анализ выявления взаимосвязи понимания и отношения учителей к ситуации буллинга в школе, сравнительный анализ для установления отношения учителей к проявлению буллинга по основным критериям - тип учреждения, гендер. Также предлагаются рекомендации педагогам и психологам по предотвращению ситуации бул- линга в образовательной среде.
Ключевые слова: буллинг, образовательная среда, учителя, школа, гимназия, рекомендации.


Recommendations for teachers and psychologists on the prevention
of the situation of bullying in the conditions
of the educational environment
The article presents descriptive statistics for revealing the attitude of teachers towards the situation of bullying in the educational environment, the correlation analysis of the identification of the relationship between the understanding and attitude of teachers to the situation of bullying in the school, a comparative analysis to establish the attitude of teachers towards the bullying according to the basic criteria - type of institution, gender. Also, recommendations are offered to educators and psychologists on the prevention of bullying in the educational environment.
Key words: bullying, educational environment, teachers, school, gymnasium, recommendations.


Для выявления отношения учителей к ситуации буллинга в образовательной среде мы провели описательную статистику и определили уровни выраженности шкал (таблица).

Таблица - Описательная статистика отношения учителей к ситуации буллинга

Шкалы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Шкала определения буллинга

68 %

11%

21%

Шкала определения хулиганства

53%

10%

37%

Шкала защиты против буллинга

39%

41%

20%

 

Из таблицы следует, что больше половины испытуемых по шкалам определения буллинга (68%) и определения хулиганства (53%) имеют высокий уровень. Это говорит о том, что учителя разграничивают понятия «буллинг» и «хулиганство» и тем самым могут исклю
чить выраженность этих явлений на уроках. По шкале «защита против буллинга» (41%) большая часть испытуемых находится на среднем уровне, они не совсем уверены, что программа профилактики буллин- га будет достаточно полезной для образовательных учреждений и учителя не думают, что лично смогут сделать что-то против буллинга.
Для выявления взаимосвязи понимания и отношения учителей к ситуации буллинга в школе был проведен корреляционный анализ, который показал, что шкала определения хулиганства коррелирует с возрастом учителей (г = -0,178, p < 0,05). Чем старше учителя, тем меньше они выявляют и различают буллинг от хулиганства. Возможно, это связано с профессиональным выгоранием педагогов, так как с возрастом они обнаруживают у себя чувство беспомощности, безнадежности, эмоциональные срывы, усталость, снижение энергетического тонуса и работоспособности, возникновение физического недомогания.
Для установления отношения учителей к проявлению буллинга в условиях образовательной среды был проведен сравнительный анализ (Т-тест) и определены основные критерии, где наиболее четко выражено это отношение - тип учреждения, гендер (критерии выделены на основании использованной анкеты).
В ходе сравнительного анализа было установлено, что в школе учителя в большей степени знают и понимают, что такое хулиганство и отличают его от буллинга, нежели учителя гимназий. Различия проявляются в понимании учителями определения хулиганства. Также видно, что учителя школы в большей степени разграничивают понятия «буллинг» и «хулиганство», они не принимают бросание вещей, толкание кого-то, похлопывание и постукивание за проявление буллинга.
В ходе сравнительного анализа не выявлено различий в понимании буллинга по критерию «гендер», возможно это связано с выборкой, так как учителей мужского пола на порядок меньше учителей женщин.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что больше половины испытуемых по шкалам определения буллинга (68%) и определение хулиганства (53%) имеют высокий уровень. По шкале «защита против буллинга» (41%) большая часть испытуемых находится на среднем уровне. В ходе корреляционного анализа мы выяснили, что чем больше возраст учителей, тем меньше они выявляют и различают буллинг от хулиганства. На основании сравнительного анализа видно, что учителя школы в большей степени разграничивают понятия «буллинг» и «хулиганство», нежели учителя гимназии.
На основании опроса учителей нами были составлены рекомендации педагогам и психологам по предотвращению ситуации буллинга в образовательной среде.
Предотвращение случаев травли среди сверстников является важнейшей задачей, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям. Проблема буллинга осложняется тем, что может носить скрытый характер и всегда представляет систематически повторяющееся явление, что осложняет работу специалистов и требует от них особых навыков и подготовки.
Современные исследователи, говоря о проблеме профилактики буллинга, отмечают в своих работах, что, скорее всего, невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Между тем, практика показывает, можно существенно снизить проявление школьного насилия.
Первую экспериментальную программу по борьбе с буллингом предложил Д. Ольвеус в 1982-1984 гг. Программа прошла апробацию в 42 норвежских школах. Через 8 и 20 месяцев после окончания эксперимента было проведено обследование обстановки в школах, в результате которого обнаружено стойкое снижение частоты возникновения эпизодов травли более, чем вдвое. По словам школьников, школа стала более безопасным местом; возросло количество надежных и длительных дружеских отношений; повысилась успеваемость; уменьшилось количество прогулов, краж, актов хулиганства и вандализма. Эти результаты сделали возможным внедрение программы Д. Ольвеуса в законодательном порядке в масштабах всей страны [1].


В настоящее время существует множество программ в разных странах мира по предотвращению школьной травли. Во все этих программах есть общие пункты, такие как:
- регулярные анонимные опросы школьников о существовании травли;
- обсуждение данной проблемы на классных, школьных и родительских собраниях;
- разработка самими учениками кодекса поведения;
- усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы;
- обучение учителей стратегиям профилактики травли.


В отечественной практике И.А. Алексеева в качестве наиболее эффективного рассматривает комплексный подход, согласно которому, помощь должна быть направлена одновременно на всех участников процесса - на пострадавшего ребенка, на детей - «агрессоров», на детей, которые наблюдают за агрессией, на учителей.
В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализовывается по трем направлениям.
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.


Ниже на примере двух стран, США и Швейцарии, приведен опыт комплексной работы по профилактике буллинга в школах. Результаты подобной работы как по отчетам самих учащихся, так и по мнению учителей достаточно обнадеживающие. Большинство педагогов США, психотерапевтов и консультантов в американских школах считают, что проблема профилактики притеснения - травли - насилия может быть решена поэтапно.


I этап (шаг), самый ответственный, заключается в том, чтобы признать, что такая проблема существует. Признание проблемы в рамках школы требует, чтобы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. Лучше, если человек, который будет руководить этим, обладает административной властью. Пока не будет достигнуто согласия, начинать работу смысла нет.
Главный аргумент инициативной группы для неприсоединившихся членов школьного сообщества следующий: «Если вы ничего не предпринимаете для решения проблемы, вы сами становитесь ее частью». Важно, чтобы к сотрудникам школы присоединились ученики и их родители. Вначале нужно определить масштаб проблемы. Это можно сделать различными путями.
Хорошим способом, по мнению А.М. Хорна, Б. Глейзера, Т.В. Сейджера, может быть опрос учеников о том:
- были ли у них до сих пор проблемы в школе;
- есть ли у них неприятности в настоящее время;
- знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности;
- если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще.
Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности).


II этап (шаг) - определение проблемы.
Не может существовать в каждой школе унифицированных признаков определения проблемы. Тем не менее инициативная группа взрослых и детей должна определить:
- суть проблемы (проблем);
- серьезность проблемы;
- частоту проблемы;
- привести соответствующие примеры.
После этого необходимо разработать совместный план действий. Далее инициативная группа оповещает все школьное сообщество о сути происходящего, о тех направлениях работы, которые будут реализоваться для профилактики насилия.
Например,
- создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
- лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
- соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной дискуссии;
- разработка этического кодекса школы;
- ясно выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо консультантам;
- создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.
Цель работы с последними: контроль агрессивных намерений обидчиков и их реабилитация.


III этап (шаг) - выполнение программы.
Если есть план, то он должен быть выполнен. Лучше, если выполнение этого плана начнется с начала очередного учебного года. Здесь может быть сопротивление отдельных групп и личностей, потому что:
- многие дети не считают притеснения (травлю) проблемой;
- некоторые родители ожидают от своих детей, что они будут агрессивными, а не наоборот;
- некоторые учителя не верят, что в их обязанности входит учить детей заботиться о себе.
Этими вопросами целесообразно лично заниматься ответственному лицу - координатору программы. Важное место занимает подготовка учителей к тому, что им делать в ситуации травли.


Вот примеры из методических рекомендаций:
- оставаться спокойным и руководить;
- воспринять случай или рассказ о нем серьезно;
- принять меры как можно скорее;
- подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым;
- предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку - сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
- постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;
- наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это сделать;
- ясно объяснить наказание и почему оно назначается.
Также этими авторами рекомендуется организовывать в школах суды над обидчиками, но делать это надо крайне осторожно.
Возможно для этих целей использовать «контактный телефон».
Один из аспектов выполнения подобных программ - всемирное развенчание мифа о том, что «агрессивное поведение - это нормально».
Для этих целей предлагается агрессивно-ориентированным школьникам пережить альтернативный опыт в виде различных тренингов из арсенала конфликтологии.
Вот основные идеи по работе с компаниями обидчиков:
- работая с обидчиками, «разделяй и властвуй» - обидчиков нужно экстренно и эффективно разоблачать;
- не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков;
- работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.


Мы предлагаем следующие практические рекомендации, направленные на минимизацию буллинга в школе:
1. Работа должна строится на совместном планировании и взаимодействии психолога, классных руководителей, администрации.
2. Работа специалистов строится как предупреждение возникновения буллинга в образовательной среде.
3. Работа по сбору информации, разработке индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развития должна быть систематической.
4. Считаем, что поведенческой стратегией предотвращения бул- линга в образовательном учреждении является привлечение персонала школы, учеников и их родителей к решению этой проблемы, повышение их осведомленности относительно ситуации буллинга в школе.


Как делать:
1. Решение проблемы буллинга в образовательном учреждении возможно при условии совместной работы всего школьного сообщества. Это означает, что учителя, администрация, школьные психологи, родители и ученики должны сотрудничать с целью максимально информативной оценки проблемы буллинга в школе и выработке эффективных способов реагирования на нее.
Психолог отбирает диагностические методики, разрабатывает анкеты, позволяющие оценить ситуацию буллинга в данном учреждении, проводит обработку данных. Педагоги и классные руководители с помощью наблюдения (деликатного) составляют психологические характеристики учащихся (класса), в которых стоит отразить специфику межличностных отношений учащегося с классом, особенности поведения, способы взаимодействия со сверстниками, наличие/отсутствие конфликтных отношений со сверстниками, особенности эмоционального реагирования учащегося на конфликтные ситуации, особенности поведения классного коллектива на переменах. Администрация образовательного учреждения может оказать содействие организационнодиагностическим процедурам.


2. Далее необходимо проведение анонимных обследований учителей и учеников с целью определения характера и распространенности буллинга в школе, а также проведение общешкольных собраний для обсуждения проблемы буллинга. С этой целью потребуется разработка анкет, позволяющих определить, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом, кто из них нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Подобные опросы можно также проводить на уровне родителей для того, чтобы определить степень их осведомленности о проблеме, и узнать, какие меры они считают возможными в плане предотвращения ситуации.
В школе должно быть сформулировано определение буллинга, на которое будут ориентироваться учителя при принятии решения о вмешательстве в ситуацию. Повышение осведомленности субъектов образовательного процесса о буллинге и его негативном влиянии возможно через плакаты, собрания, информационные бюллетени. Такое просвещение является первостепенным в связи с тем, что буллинг воспринимается, к сожалению, зачастую, как нормальная составляющая взросления.


3. Учителям необходимо научиться распознавать проблему. В первую очередь, нужно признать, что буллинг имеет место во всех типах школ, а также то, что проблема буллинга - это проблема не только с мальчиками (некоторые формы буллинга среди девочек менее открыты). Учителям необходимо занять более активную позицию при наблюдении буллинга, не игнорировать эту проблему, так как игнорирование проблемы ведет к усилению чувства власти и безнаказанности для обидчиков и потери чувства безопасности у жертв.


4. Важным шагом предотвращения буллинга в школе может стать создание общешкольного комитета по его предупреждению. В этот комитет могут входить как учителя, так и ученики, и их родители.


5. Учителям совместно с учениками необходимо разработать и принять правила против буллинга, проводить регулярные встречи с учениками класса с целью обсуждения ситуации буллинга и поощрять участие родителей в этих встречах. Следует объяснить ученикам, что «кодекс молчания» только подкрепляет буллинг в их школе, а обращение за помощью не является «доносительством». В процессе организованной беседы у учителей появится возможность ознакомиться с идеями учеников, узнать реальные рассказы о буллинге, определить реакцию учеников на буллинг.


6. В индивидуальной работе учителя необходима организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников («обидчиков» и «жертв»). При обнаружении ситуации буллинга стоит привлечь родителей «жертв» и обидчиков». Так как дети - «продолжение» личности родителей. В зависимости от ситуации, встречи могут быть проведены совместно с родителями и обидчиков, и его жертвы. Однако с целью минимизации напряженности встречу можно проводить с каждой семьей отдельно. К обсуждению проблемы следует привлечь школьного психолога, администрацию школы.
Кроме этого, предлагаем осуществлять практику кураторства для учащегося-жертвы из младших классов. Куратором выбирается старшеклассник-лидер, умеющий постоять и за себя и за своего подшефного.


Методика работы со старшеклассниками по предотвращению буллинга должна опираться на следующие принципы:

1. Принцип взаимодействия. Для осуществления эффективной помощи работа строится на совместном планировании и взаимодействии специалистов образовательного учреждения (психолога, педагогов), классных руководителей, администрации.
2. Принцип предупреждения. Работа специалистов строится как предупреждение возникновения ситуации буллинга в образовательной среде учреждения.
3. Принцип системности. Предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработки индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развития.
4. Принцип лонгитюдности. Необходимым условием является изучение динамики и оценка эффективности проведенной работы.


Рекомендации учителям по профилактике буллинга:
1. Результаты всех письменных работ оглашать только на обобщённом уровне, не называя фамилий ни хорошо написавших, ни плохо справившихся с работой.
2. Также не следует зачитывать смешные моменты из контрольных работ и сочинений. Все это учит ребят злорадству и может провоцировать буллинг.
3. Не следует также чрезмерно захваливать даже очень успешных учеников - это ведет к росту неприязни к ним со стороны их одноклассников, а также может способствовать зазнайству отличников.
4. Любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации. Например, любимый и часто употребляемый учителями прием для налаживания дисциплины на уроке: «Сейчас все достанут листочки и будут отвечать письменно на мои вопросы, все оценки - в журнал. Скажите спасибо Феде, это из-за его плохого поведения вы будете наказаны». Или попытка добиться от учеников признания: «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Таким образом учитель настраивает детей друг против друга и провоцирует их на то, чтобы они самостоятельно воспитали Федю или Васю, и делает последних «козлами отпущения».
5. Существует проблема вхождения новеньких в класс. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек. Травлю нового человека в классе можно избежать, если классный руководитель приведёт ребенка в класс, представит его ребятам и после наедине предупредит о сложившихся в коллективе отношениях.
6. Если в классе уже есть ребенок, которого недолюбливают или травят одноклассники, то его нельзя садить отдельно ото всех, усиливая тем самым его изоляцию. Также не следует сажать с тем, кто не будет активно возмущаться, с тихими и неагрессивными детьми, претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвергаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, можно обеспечить ему защиту. Иногда учителя просят ребенка оказать помощь и поддержку новому соседу.
7. Помогать непопулярным детям, показывать свою полезность для класса, потому что классный руководитель как никто другой знает о способностях своих подопечных и может помочь им проявить свои таланты. Я.Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представляющих интерес для сверстников, определяют его положение в группе. Мотивируя свои выборы, дошкольники, как и испытуемые старших возрастов, часто указывают на такие причины, как «хорошо рассказывает», «знает много сказок», «с ним интересно».
8. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.
9. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать либо не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.
10. Иногда учитель может стать инициатором появления у ученика обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь ребенка. В этом случае исправить положение можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая редкая и интересная фамилия. А что она означает?» Но еще лучше заранее изучить список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно произносить сложные.
11. Учитель сам разбивает класс на команды для участия в спортивных и интеллектуальных состязаниях. Обсуждение этого вопроса полностью исключено. В особо проблемных классах не проводятся соревнования и соперничества, так как это провоцирует новый конфликт и обвиняет отверженных.
12. Имеет смысл поговорить с обидчиками о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Так, например, в отсутствие намечающегося изгоя обсудить с классом, почему они все ополчились против него. Обратить их внимание на его положительные качества. И в заключение попросить ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу ему помочь?» После разговора учащиеся станут более терпимее к жертве. Да и сам подросток почувствует перемены, станет вести себя более адекватно.


Рекомендации по проведению беседы с «жертвами» и «обидчиками»


Когда в травле принимает участие сразу несколько человек, очень важно проводить первый разговор не сразу со всеми, а с каждым отдельно. Группа дает защиту. Уровень серьезности и степень воздействия совсем иные, когда учащийся находится один на один с учителем, проводить беседы с обидчиками надо одну за другой, чтобы у них не было возможности общаться руг с другом. Индивидуальная беседа должна быть короткой, не более 5 минут. Сразу после этого проводится общая беседа, она может занять около 10 минут. Все это происходит в течении одного урока - нужно договориться с учителями, в классах которых находятся учащиеся о том, чтобы забрать учеников. Учитель, который ведет урок, просит первого из учеников пойти туда, где планируется провести беседу, потому что с ним хотят поговорить (не уточняя, о чем именно). Или же классный руководитель может забрать ученика с урока, сказав, что необходимо побеседовать (не уточняя, о чем). Таким способом можно сделать проводимые мероприятия более зримыми для остальных школьников.


Непосредственная работа с «жертвами» и «обидчиками»:
1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;
2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;
3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения и указать меру ответственности за содеянное;
4) собрать всю группу и предложить каждому ее члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
5) подготовить членов группы ко встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»;
6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;
7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре».


Основные мероприятия по предотвращению проявления школьного буллинга на уровне тренинговой работы с детьми могут быть сведены к следующим:
- снижение враждебности, агрессивности, уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
- оптимизация межличностных отношений, психологического климата в отдельном классе и образовательном учреждении в целом;
- профилактика отклонений в эмоциональной сфере субъектов образовательного процесса, формирование навыков совладения собственными эмоциональными состояниями, в частности, адекватного и безопасного выражения гнева;
- повышение уровня коммуникативной культуры, конфликтологической компетентности учащихся;
- развитие стрессоустойчивых качеств личности всех субъектов образовательного процесса;
- развитие способности понимать свои чувства; переживания, состояния и интересы других детей, позиции позитивного принятия Другого;
- формирование стратегий и навыков принятия решения и преодоления сложных жизненных ситуаций;
- формирование навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки.
Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.
Скажите ребенку, подвергшемуся насилию: «Я тебе верю»; «Мне жаль, что с тобой это случилось»; «Это не твоя вина»; «Хорошо, что ты мне об этом сказал»; «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
Таким образом, проблема школьного буллинга представляет собой не безобидное явление, сопровождающее взросление личности, а фактор, свидетельствующий о личностном неблагополучии учащихся.


Список использованной литературы
1. Лэйн, Д.А. Школьная травля (БУЛЛИНГ) / Д.А. Лэйн
Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.