На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Феномен творческого мышления в разных психологических школах
Феномен творческого мышления в разных психологических школах
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Леонтьева Виктория Юрьевна студентка
Наличаева София Александровна канд. психол. наук, доцент
Филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» г. Севастополь

Аннотация: проблема творческого мышления является актуальной и значимой в современной психологии. Целью исследования является теоретический анализ феномена творческого мышления в разных психологических школах. Творческое мышление рассматривается с разных сторон, с результативной и процессуальной. Данная проблема является важной в аспекте разработки психодиагностического инструментария для оценки особенностей творческого мышления при профориентации и профотборе.

Ключевые слова: интеллект, творчество, творческое мышление, психический процесс, восприятие, инсайт, мотив.

Актуальность данной темы связана с тем, что в психологической науке предложено множество разнообразных трактовок феномена творческого мышления. И на данный момент существует неоднозначность в его понимании. В психологической науке стоит задача поиска новых путей изучения, построения новых концепций творческого мышления, а также интеграции уже имеющихся теоретических и эмпирических данных в новые подходы. Актуальность работы определяется потребностью теоретического обзора феномена творческого мышления в рамках различных психологических школ.
Целью работы является осуществление теоретического анализа феномена творческого мышления в разных психологических школах. Задачей - описание особенностей понимания феномена творческого мышления в различных психологических подходах. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, синтез, систематизации теоретических и эмпирических данных).
Изучение такого феномена как творческое мышление берёт своё начало в русле философской мысли. В период античности - примерно с IV в. до н. э. по V в. н. э. - такие философы, как Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, задавались вопросами природы творчества. Стоит отметить, что многие идеи философов дали начало для развития дальнейших психологических концепций.
В рамках ассоциативной психологической школы всё когнитивные процессы объяснялись в двух основных терминах: идей и ассоциаций (работы Д. Гартли, Дж. Пристли, А. Бена и др.). Последний же использовался как объяснительный принцип. Отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности и активности, а рациональное сводилось к чувственному. Творческий акт рассматривался как репродуктивный процесс, в результате которого происходит лишь перекомбинация исходных
элементов. Однако А. Бен высказал мысль о том, что для творческого мышления необходима борьба устоявшихся ассоциаций. К сожалению, в данной психологической школе детально не объяснялись закономерностей процесса творческого мышления [6].
В Вюрцбургской школе К. Марбе, О. Кюльпе, Н. Ах и другие исследователи начали рассматривать мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Эксперименты в данной школе ограничивались методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления. Один из последователей данного течения, Отто Зельц, дал описание процесса решения творческих задач через описание «антиципирующей схемы» [5]. Он говорил о репродуктивных и продуктивных аспектах мышления как о единой интеллектуальной деятельности. Впоследствии данная идея изучалась в отечественной психологии.
Бихевиористы понимали творческое мышление с представителями ассоциативной школы схожим образом (Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др.). Рассматривали как изменение сходных элементов задачи [8], в результате которого не возникает ничего нового, происходит лишь усложнение или перекомбинация. Разница лишь в процессе достижения: само решение задачи происходит на основе или механических проб и ошибок и закрепления случайного решения, или путём воспроизведения уже сформированной системы операций.
Гештальт-психологи М. Вертгеймер, В. Кёллер, К. Коффка выделили новый аспект мышления. Творческое мышление ими определялось как процесс синтеза структуры на основе прошлого опыта субъекта, преломленного через актуальную проблемную ситуацию. Рассматривая творческое мышление как продуктивное, ими было открыто понятие инсайта или озарения - нового видения проблемы. Инсайт стали рассматривать как отельную стадию творческого процесса, были выделены различные виды инсайта.
В рамках психоаналитического подхода впервые было обращено внимание на значимость бессознательного в мышлении и на фактор, который лежит в его основе [7]. Этим фактором является агрессивная и сексуальная энергии. А творческим продуктом выступает результат косвенного выражения этих энергий. Несколько позже А. Адлер в своих работах видел творчество человека как специфический способ компенсации неполноценности [8]. К.Г. Юнг рассматривал творчество и стремление к нему как некоторую часть базовой энергии либидо в человеке. Так психоанализ впервые подчеркнул значимость проблемы мотивов в данном психологическом феномене.
Взгляд на творческое мышление с точки зрения гуманистического подхода также характеризует творческий процесс как поиск решения проблемы. Однако К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт, противопоставляя свои взгляды психоаналитическому направлению, видели первоначальный источник творчества в человеке как мотив личностного роста [3]. Однако стоит отметить, что творческий процесс в данном подходе выступает не только как поиск решения проблемы или процесс создания эстетически ценной формы, но и как образ жизни отдельного человека [5].
Психометрический подход представляется в теории «дивергентного мышления» Дж.П. Гилфорда, в ней творческое мышление есть способность
к порождению множества решений на основе однозначных данных [2]. Для другого представителя данного подхода, Э. П. Торренса, творческое мышление является способностью к обостренному восприятию недостатков при решении задач [5]. Данными исследователями были предложены диагностические инструменты, которыми пользуются до сих пор.
В рамках когнитивной психологии были описаны этапы процесса творческого мышления.
Э. де Боно подробно описал многие методики, помогающие развить творческое мышление и находить оригинальные способы решения задач. Он называл данное мышление нестандартным и подчеркивал важность вертикального и латерального типов мышления.
Отечественные психологи считают, что в мыслительном акте сплетены как продуктивные, так и репродуктивные компоненты. Однако творческое мышление рассматривается ими в противовес репродуктивному. Согласно работам О. К. Тихомирова, создание нового продукта сопровождается возникновением новообразований. Также он отмечал, что «включенность» субъекта рассматривается на всех этапах решения задачи. Работы А.М. Ма- тюшкина уточняют вопрос о неосознаваемом через вопрос об интуиции и её роли в решении задач [4]. Я. А. Пономарев также обращал внимание на интуитивную сторону такого мышления. Он считает, что мышление изначально логично и рассматривает творческий продукт как побочный. Также им была предложена теория «интеллектуального порога». Д. Б. Богоявленская видела интеллектуальную активность в качестве единицы исследования творчества. Она рассматривала творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности» [1].
Итак, рассматривая различные подходы к феномену творческого мышления, можно выделить ассоциативную психологическую школу, в которой творческое мышление рассматривали как процесс репродуктивный, однако, была вынесена важная идея о том, что для данного процесса необходима борьба укоренившихся ассоциаций, то есть, ломка стереотипов. В рамках Вюрцбургской школы мышление начали определять, как внутреннюю деятельность по решению задач, дали описание процесса решения творческих задач. Представители бихевиоризма рассматривали творческое мышление как изменение сходных элементов задачи. Гештальт-психологи, рассматривая как продуктивную сторону мышления, открыли понятие инсайта. В психоаналитической школе обратили внимание на значимость бессознательного в мышлении. Психологи гуманистического направления считали источником творчества мотив самореализации. Психометрический подход рассматривал творческое мышление как особую способность. В рамках когнитивного подхода были описаны четыре этапа процесса творческого мышления. Отечественными учеными были показаны различия в процессе решения поставленной задачи и её мотивационной обусловленности, изучены факторы творческого мышления.

Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. - С. 182-195.
2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - С. 434-437.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
4. Ждан А.Н. История психологии: учебник / А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
6. Тихомиров О.К. Психология исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров. - М.: Наука, 1975. - С. 258.
7. Хрестоматия по психологии художественного творчества. - Издание 2-е. - М.: ИЧП «Издательство «Магистр», 1998. - 200 с.
8. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 2001. - 608 с.
9. Davidson J. The role of insight in giftedness // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 201-222.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.