Сомнение - путь к творчеству
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: в статье рассматривается необходимость формирования у детей творческого мышления, способности нестандартно мыслить. Дается объяснение педагогике сотрудничества, применению технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон как инновационной педагогической технологии и раскрываются возможности, которые дает деятельностный метод в воспитании и развитии современных детей.


Ключевые слова: творческое мышление, деятельностный метод, технология «Ситуация», соучастие в деятельности, педагогика сотрудничества.

Детский сад как дом и мир детей - проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть ребенка в постоянно меняющемся мире? Важно ли современному человеку уметь: сохранять свое здоровье; ставить перед собой цель, планировать; работать с различными потоками информации, творчески перерабатывать знания; самостоятельно преодолевать возникшие затруднения и многое другое. Ответ очевиден: конечно, важно.
Перенос в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования акцента с подготовки детей к будущей (взрослой) жизни на полноценное проживание детства как самоценного периода способствует изменению представлений и о результатах дошкольного образования.
Этим результатом должен стать в первую очередь свой для каждого дошкольника уровень развития любознательности, самостоятельности, активности, познавательной инициативы, готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях, в условиях дефицита информации к поиску решений, преодолению ошибок и неудач.
Мы видим, что новые стандарты выдвигают большие требования к педагогу и для того, чтобы ответить на вопрос: «Как обучать, развивать?» необходимы новые педагогические инструменты. Таким инструментом служит деятельностный метод, так как, используя его, педагоги не просто трансляторы знаний, а организаторы, помощники и консультанты в самостоятельной познавательной деятельности детей. Для себя мы выбрали новый педагогический инструмент - технология «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.
Первым этапом внедрения технологии «Ситуация» стал организационно-диагностический (срок проведения: сентябрь 2019 - декабрь 2019 г.)
Цель данного этапа: анализ методической литературы и проведение диагностики для определения начального уровня развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста. Разработка системы работы по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода. Для оценки уровня развития детей была использована диагностическая методика, представленная в программе «Мир открытий».
Данная методика была выбрана потому, что она разработана в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включает как характеристику развития восьми интегративных качеств детей, так и характеристику интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками», обобщающего результаты образовательной деятельности по образовательным областям. Критерии, предложенные в данной методике, являются универсальными.
Диагностическое исследование проводилось с участием девятнадцати детей 3-4 лет.
В процессе мониторингового исследования было изучено проявление интегративных качеств в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности ребенка по следующим критериям:
1) «любознательный, активный»;
2) «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
3) «овладевший необходимыми умениями и навыками» (освоение задач образовательной области «Познавательное развитие»).
Проанализировав результаты, мы сделали следующие выводы:
Дети достаточно любознательны, активно исследуют окружающее пространство, с удовольствием участвуют в организуемых взрослым детских видах деятельности. В то же время у детей младшего возраста возникают следующие трудности: несформированность способности к проявлению познавательной инициативы; неумение преодолевать затруднения в деятельности; неспособность выбора средств привлечения взрослого для выполнения нужных действий; малый арсенал средств для обнаружения свойств и способов деятельности с новыми предметами; недостаточное владение представлениями о сенсорных эталонах.
Таким образом, проведенная диагностика по данной методике дала нам полное представление об уровне развития воспитанников. Позволила точно спланировать работу по познавательному развитию на основе системно-деятельностного подхода и приступить ко второму этапу, практическому (сроки проведения: январь 2020 - сентябрь 2020), целью которого явилась апробация системы работы по познавательному развитию детей на основе системно-деятельностного подхода.
Особенности детей младшего дошкольного возраста предполагали особую специфику в использовании деятельностного метода, ведь объектом познания в этом возрасте являются окружающие предметы, их действия. Дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».
Реализацию деятельностного подхода постарались осуществлять во всех видах образовательной работы и в разных направлениях:
- самостоятельной деятельности, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно, непосредственно образовательной деятельности - организованной воспитателем;
- совместной деятельности ребенка и взрослого - на условиях партнерства.
Была организована реализация ряда мини-проектов в рамках познавательного развития детей, где в процессе применения деятельностного подхода формировались действия с предметами (дидактическим игрушками, природным и полифункциональным материалом), дети знакомились с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами и качествами.
Совместно с семьями воспитанников были реализованы следующие проекты: «В гостях у Мойдодыра», «Зимний калейдоскоп», «Весна к нам пришла», «Азбука безопасности». Дети были не просто сторонними наблюдателями происходящих действий, а их активными участниками.
Вместе с малышами мы экспериментировали с веществами и материалами: водой, песком, бумагой, деревом, тканью, снегом, звуками. Дети были активными участниками всех экспериментов.
С помощью игровых персонажей предлагали простейшие проблемные ситуации: для чего надо чистить горку от снега? Почему нельзя есть снег? Утонет ли резиновый мяч? Как пройти по льду и не упасть и др.
Деятельностный подход мы также использовали при организации разнообразных режимных моментов. Ведь проживая полноценный день в детском саду, ребенок встречается с множеством проблемных ситуаций, детских трудностей, из которых мы помогаем выйти каждому победителем. Ведь образовательная технология «Ситуация», не случайно получила такое название, т.к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть из них планировали сами, некоторые возникали спонтанно, по инициативе детей, а мы подхватывали их и старались насытить ситуацию важным развивающим содержанием.
Активнее данную технологию стали применять при проведении непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Игровые ситуации организовывали с подгруппой детей.
Структура технологии «Ситуация»:
1. Введение в ситуацию.
2. Актуализация знаний и умений.
3. Затруднение в ситуации.
4. «Открытие» нового знания.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений.
6. Осмысление.
Отличительной особенностью данной технологии является то, что уже на этапе введения в ситуацию дети учатся ставить свою цель. Задавая вопросы: «Сможете?», «Хотите?» целенаправленно формировали у детей веру в собственные силы. Включала механизм мотивации «надо» - «хочу» - «могу».
На этапе актуализации предлагали игровой сюжет, принимая который дети двигались к своей цели и даже не догадывались, что вскоре произойдет открытие нового знания.
Ключевым в данной технологии является этап «затруднения в ситуации», которое моделируется в рамках выбранного сюжета. Для достижения своей «детской» цели ребенку требовалось выполнить некое «пробное» действие, но выполнение его связывала с тем новым знанием, которое ребенку предстояло только «открыть» и которое на данный момент у него отсутствовало (например, как построить красивый замок? как посадить луковицы тюльпанов?). С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогали детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Ситуацию затруднения строили с соблюдением главного принципа деятельностного метода - принципа психологической комфортности, т.е. так, чтобы затруднение не вызывало у детей негативных эмоций и чувства беспомощности.
Считаем, что данный этап чрезвычайно важен для развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения - не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. В процессе совместной деятельности вырабатывали у детей такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не умею или не знаю». Создавали условия для развития у детей познавательного интереса, т.к. предлагаемые затруднения всегда личностно-значимы для каждого ребенка, а значит, возникает потребность в его преодолении.
В завершении данного этапа, учитывая возрастные особенности детей, учебную задачу озвучивали фразами: «Очень хорошо, правильно догадались! Что же нам нужно узнать...».
На следующем этапе «открытия» нового знания вовлекали детей в процесс поиска и открытия нового знаний. Как основными способами преодоления затруднения предлагали малышам способы «придумать самим», «спросить у того, кто знает», побуждали детей задавать вопросы, грамотно формулировать их.
Следуя этапам технологии, включая новое знание или способ действия, создавали ситуации, в которых новое знание можно использовать в измененных условиях. При этом обращали внимание детей на умение слушать, понимать и повторять полученную инструкцию.
Обязательно использовали завершающий этап, т. к. это позволяло приобрести опыт выполнения таких универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определения условий, которые позволили добиться этой цели. Делали это с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» и других. Используемые приемы помогали детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Учитывая возраст детей, проговаривали условия достижения «детской» цели сами, подводя детей к пониманию того, что выполнить что-либо удалось благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводили воедино «детскую» и «взрослые» цели.
На этом этапе уделяли особое внимание эмоциональной составляющей нашего взаимодействия с детьми: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела, от совершенного открытия, от совместной работы. Таким образом, реализовывали потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка. Это в свою очередь повышало уровень самооценки и способствовало формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!»).
Таким образом, система работы по реализации деятельностного метода в режимных моментах, при организации разнообразных видов детской деятельности, успешно осуществлялась в рамках непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Ситуация».
На третьем - заключительном этапе нашей работы (октябрь 2020) было проведено итоговое диагностическое исследование. По результатам итоговой диагностики мы увидели, что дети стали более раскрепощенными, эмоциональными. Значительно улучшилась способность к приобретению информации вербальным путем. Дети стали задавать вопросы: «Где? Куда? Почему?». Стали чаще инициировать общение с взрослыми и сверстниками. Появилось стремление при возникновении интеллектуальных и личностных проблем разрешить их самостоятельно, при затруднениях ребята стали обращаться за помощью. У малышей стал появляться устойчивый познавательный интерес к свойствам предметов, к использованию различных способов их обследования.
Выросла самостоятельность в выборе вида деятельности, желание участвовать в коллективных делах. В совместных играх со сверстниками начали формироваться взаимные симпатии, основанные на положительных взаимоотношениях. Возникла общность всех участников образовательных отношений (дети-родители-педагоги) на основе партнерства и применения принципов деятельностного метода в воспитании и развитии детей.
А самое главное - дети полноценно и радостно проживают каждый день в детском саду, совершая большие и малые «открытия».
С уверенностью можно сказать, что использование системно-деятельностного подхода к организации познавательного развития детей и при проектировании воспитательно-образовательного процесса в целом дает возможность сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое и тем самым позволит добиться реализации современных целей образования.
Жан Жак Руссо сказал: «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты». Для нас, педагогов, выбор однозначен - это деятельностный подход, способствующий нашему саморазвитию и утверждению в профессии.
Меняется характер общения ребенка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с взрослым, ребенок получает новые знания, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт.
Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится взрослый. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, не критичность в принятии его требований, указаний, объяснений особая чувствительность к оценке особенно близких людей. Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению. Строгое распределение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе самом как воспитываемом, обучаемом, несамостоятельном существе.
Экспериментальным путем психолог Е.В. Субботский выявил, что многие дети просто не замечают ошибок в словах и действиях взрослых. Между тем слепая вера в правоту взрослого не совместима с поиском истины, добра, требующим непредвзятого, критичного ума.
Как научить ребенка сомневаться в правильности действий взрослого, критически относится к ним? Е.В. Субботский рекомендует изменить социальную позицию ребенка в отношении взрослого. Отношения «ребенок - взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых и эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это может сделать и взрослый, и ребенок. Это и есть педагогика сотрудничества.
Но оказывается, для развития способности сомневаться, критически мыслить дошкольники нуждаются в сотрудничестве друг с другом, а не только с взрослыми. Более того, общение в группе сверстников способствует выработке у детей партнерских отношений, где каждый участник - равный и доступный объект для критики. У детей зарождается критическая позиция по отношению к словам и действиям своих партнеров по познавательной деятельности, они замечают ошибки друг у друга, соглашаются или спорят, отстаивают свою точку зрения.
Решение познавательных задач вместе с взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. Психологи считают, что важнейшим побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается только путем поиска ответа на возникший вопрос.
Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Обучение и воспитание, ориентированное не на группу детей вообще, а на развитие конкретного ребенка, потребует более высокого уровня образованности и эрудированности воспитателя. Думающий, любящий свою профессию воспитатель, как правило, не останавливается на достигнутом, а постоянно стремится к знаниям, расширяет свой кругозор. Ему свойственно чувство нового, желание работать творчески.
Воспитать творческую личность может только творческий педагог. В недалеком прошлом критерии к личности преподавателя были совершенно иные. Поэтому сейчас самое главное - подготовить воспитателей, преподавателей, именно творческих людей, знакомых с новыми методиками воспитания детей, владеющих методами и приемами, позволяющими раскрыться творческому потенциалу ребенка и приобрести не только знания, но и умение пользоваться ими в жизни.

Список литературы
1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-пресс, 2002.
2. Мисару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992.
3. Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» / Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012.
4. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа
2000...». - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
6. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. - 1983. - №4.

Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.