Корышева Марина Александровна студентка Романова Юлия Владимировна канд. пед. наук, доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область
Ключевые слова: депрессия, тревожность, программа, расстройства, причины, тревога.
В современном мире процент людей с различными расстройствами неизменно растет. К сожалению, это связано с изменяющимися условиями жизни и труда. Люди находятся в условиях постоянного стресса, вследствие чего развивается тревожное расстройство. Тревога - это одно из аффективных состояний, «которое возникает при отсутствии психической патологии, практически в каждого человека» [1; с. 9]. Сейчас выделяют несколько видов этих состояний: - физиологические - возникают в ответ на реальную угрозу; - патологическую - является выражением тревожного расстройства.
Вторые, как правило, проявляются в постоянных «преувеличенных» опасениях и чрезмерных переживаниях по поводу какой-либо ситуации. При этом сами люди обычно не замечают этого, но при этом испытывают определённый дискомфорт [3]. Зачастую они обращаются за помощью к врачу, наблюдая у себя следующие признаки: - бессонница; - головокружения; - раздражительность; - ухудшение внимания и памяти; - ощущение недостатки энергии, бессилия; - чувство постоянного напряжения; - астения; - болевые синдромы и т. д.
Кроме того, при данном расстройстве нередким явлением выступает клинический дистресс, а также изменяется работы профессиональной, социальной и других важных для жизни сферах. Ухудшаются и бытовые навыки, люди теряют ко всему интерес, не получают никакого удовлетворения от побед и достижений, вследствие чего снижается мотивация и уровень креативности. Важной чертой также является невозможность регулирования и контроля эмоциональных реакций на какую-либо возникающую угрозу. Зачастую, в стрессовой ситуации в организме наблюдается определённая реакция, выраженная повышением внимания и возбуждения, при этом иные процессы в этот момент снижают свою активность. При тревожном расстройстве происходят нарушения, приводящие к неправильной работе организма. Очень часто люди, страдающие от этой проблемы, склонны к претворению в жизнь суицидальных мыслей. Это происходит из-за повышения уровня гормона стресса (норадреналина). Нарушается и когнитивная функция мозга, это приводит к снижению уровня взаимоотношений с окружающими. К тому же, в будущем гипертония, аритмия и другие заболевания могут послужить причиной для развития опасных патологий. В большинстве случаев, данное заболевание требует профессионального медикаментозного вмешательства. Специалисты с медицинским образованием используют при лечении антидепрессанты. Они имеют накопительный эффект, а потому назначаются курсом. Применение приводит к улучшению настроения, повышению аппетита, повышению болевого порога. Многие отечественные психологи и психиатры (А.А. Сулейменова, Э.Ю. Соловьева, Е.А. Кора- бельникова и т. д.) посвятили свои труды исследованию данной проблемы. Элла Юрьевна была убеждена, что без должного лечения такое расстройство «может закончиться суицидом» [5, с. 4]. Для диагностики лучше всего использовать тестовые методики - шкалы Гамильтона и Зунга, а также опросник депрессии Бека. Рекомендуется провести и дополнительные обследования, включающие в себя оценку работы органов и их систем, реакцию организма на раздражители и т. п., необходимые для более точного выбора дальнейшего направления в работе. Психотерапия - один из самых эффективных методов лечения тревожно-депрессивного расстройства. Лучше применять её на более ранних стадиях. Она включает в себя: - когнитивно-поведенческую терапию (управление поведением и мыслями человека); - гештальт-терапия (направлена на повышение ответственности за самого себя); - гипноз (введение в состояние повышенной внушаемости); - семейная терапия (работа не только с клиентом, но и с членами его семьи); - аутотренинг (работа посредством самовнушения). Совместно с врачом пациент «составляет программу сна, условий труда, режима дня» [4; с. 26] и т. д. Изменения в образе жизни должны включать в себя и физические упражнения, уменьшение употребления кофеина, отказ от алкоголя и курения. Эти действия приносят даже большую пользу, чем применения лекарств. Проанализировав психолого-педагогическую и медицинскую литературу, мы поняли, что тревожные расстройства - очень важная проблема, характерная многим людям в двадцать первом веке. Перед нами встал вопрос, как же снизить уровень развития тревоги и попробовать предотвратить ее появление? В поисках ответа нами были опрошены. Большинство опрошенных (59%) ответили, что для профилактики развития тревожности можно применять игровые, словесные, наглядные методы, однако самым популярным выбором (68%) стали рабочие программы. Именно поэтому нами была предложена программа, направленная на предупреждение развития тревоги у детей среднего школьного возраста. Занятия из данной программы рекомендуется применять не более одного в неделю. Рекомендуемое время применения - один-два месяц.
Программа «Ловушка тревоги»
Цель - профилактика развития тревожности. Занятие 1 - беседа. Обсуждение причин и последствий развития данного расстройства у детей. Занятие 2 - разработка буклетов для родителей с собранной основной информацией по данному нарушению. Занятие 3 - диагностика уровня тревоги (по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера). Занятие 4 - беседа «Мои тревоги» - просвещение детей о различных проявлениях данного отклонения. Занятие 5 - создание волшебного «Ящика доверия» - дети могут оставлять там анонимные письма, в которых рассказывают о своих проблемах и страхах, о которых они бояться рассказать. Занятие 6 - медитация. Познание самого себя, приведение мыслей и чувств в порядок. Занятие 7 - разработка буклета «Страхи учебного процесса». Перечисление главных проблем и путей их решения. Занятие 8 - Арт-терапия. Раскраска анти-стресс, расслабление, приведение мыслей в порядок.
Для проведения эксперимента мы взяли следующую выборку: 12 школьников 11-15 лет, среди которых 8 мальчиков и 6 девочек. По окончании комплекса занятий наблюдались следующие результаты: произошли значительные улучшения в области доверия и контроля своих эмоций. Ребята научились слушать друг друга, спокойно реагировать на отрицательную информацию, открыто высказывать свои недовольства, вместе анализировать ошибки и находить пути решения. Также увеличилось количество инициативных ребят, которые были заинтересованы в реализации своих идей. Снизился уровень общего волнения в классе, ребята научились спокойно воспринимать неприятную для них информацию, снизился общий уровень недовольства в коллективе, чаще стали проявляться положительные эмоции. Таким образом, хотелось бы отметить, что тревожные расстройства - опасный процесс, который без должного контроля и коррекции может привести к серьёзным последствиям. В школьном возрасте очень важно суметь вовремя разглядеть его и предотвратить развитие, именно поэтому в данном периоде очень важна работа родителей и педагогов-психологов.
Список литературы 1. Вейн А.М. Панические атаки (неврологические и психофизиологические аспекты) / А.М. Вейн, Г.М. Дюкова, О.В. Воробьева [и др.]. - СПб., 1997. - 304 с. 2. Гаранян Н.Г. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. 3. Мосолов С.Н. Тревожные и депрессивные расстройства: коморбидность и терапия. - М.: Артиинфо, 2007. - 32 с. 4. Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний на тему: «О перспективах имплементации в Российской Федерации рекомендаций экспертов ВОЗ в области охраны психического здоровья». - М., 2017. - 7 с. 5. Соловьева Э.Ю. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство // Справочник поликлинического врача. - 2009. - №6. - 5 с. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с. |