К вопросу о цифровой компетентности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Куликовская Мария Витальевна старший преподаватель Ноговицына Оксана Сидоровна ассистент
ФГ АОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республика Саха (Якутия)


Ключевые слова: Интернет, медиакомпетентность, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровые технологии.


Со стремительным развитием цифровых технологий в мире и, в частности, в Российской Федерации широко стали использоваться такие понятия, как «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность». Благодаря легкому и открытому доступу к большому объему информации обучающиеся и преподаватели получили возможность построения индивидуальных траекторий развития.
Впервые в 1997 году термин «цифровая грамотность» ввел американский писатель и журналист, автор книги «DigitalLiteracy» Пол Гилстер и определил его как «умение понимать и использовать информацию с помощью компьютера в различных форматах и источниках» [7].
В настоящее время знания и умения, которые необходимы для разумного и эффективного использования цифровых ресурсов в сети Интернет принято считать цифровой грамотностью. Однако обзор литературы по данной теме привел к следующим выводам:
- отсутствие единого определения и содержания понятий «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность»;
- использование данных понятий как синонимов.
Г.У. Солдатова определяет цифровую компетентность как «готовность и способность обучающегося применять информационно-коммуникационные технологии», «уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности на основе овладения соответствующими компетенциями как системой знаний, умений, ответственности и мотивации» [4].
Наряду с терминами «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность» некоторые исследователи (Н.В. Чичерина) в своих работах применяют термин «медиаграмотность», как «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникации, во всем разнообразии их форм» [5].
И.В. Жилавская пишет о «слиянии различных видов медиа, форматов и жанров, способах доставки информации, профессиональных компетенций» и отмечает «актуальность совмещения двух видов грамотности - медиа и информационной» [2].
Цифровая грамотность представляет собой «систему специальных знаний, умений и навыков, в ряду которых необходимо выделить две подсистемы: знания, умения и навыки компьютерной грамотности и знания, умения и навыки информационно-коммуникационной-технологической грамотности» [1].
Цифровая грамотность определяет социальную, культурную и политическую жизнь обучающихся и поддерживает их право на участие в жизни общества. Структура цифровой грамотности была принята на Саммите G20 и содержит следующие компоненты:
1) информационная грамотность:
2) компьютерная грамотность;
3) медиаграмотность;
4) коммуникативная грамотность;
5) отношение к технологическим инновациям.


Структура цифровой грамотности, предложенная Н.Д. Берманом представлена в таблице 1.


Таблица 1

Цифровые
компетенции

Цифровое потребление

Цифровая безопасность

использование фиксированного и мобильного интернета и цифровых устройств, Интер нст-С М И, новостных порталов, социальных сетей, функционала сервиса госуслуг, телемедицины, облачных технологий

 

поиск информации, эксплуатацию цифровых устройств, функционала социальных сетей, осуществление финансовых операций. онлайн-покупок, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств

 

защита персональных данных, использование надежных паролей. легального контента, соблюдение культуры поведения, формирование репутации, соблюдение этики в Интернете, хранение информации и создание резервных копий

По мнению Н.Д. Бермана, цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты с пользой для себя, безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета.


Д. Белшоу представляет более развернутую структуру цифровой грамотности, состоящую из восьми компонентов, которые известны в зарубежных исследованиях как «восемь ключевых «С» цифровой грамотности:
1. Культурная - понимание и верная интерпретация цифрового контекста.
2. Когнитивная - концептуализация цифровой среды и взаимодействие с ней.
3. Конструктивная - способность эффективно принимать участие в сетевых проектах, трансформировать информацию.
4. Коммуникативная - понимание устройства коммуникационных медиа.
5. Конфидентная - уверенность в собственной технической грамотности, понимание того, что человек использует технологию в своих целях, нежели становится ею ведомым.
6. Креативная - способность находить новые пути выполнения новых задач новыми инструментами.
7. Критическая - способность к критической оценке ресурсов, и их тщательному отбору, нежели к простому поиску в океане информации.
8. Коллективная - использование технологий для стимулирования общественных процессов» [6].


Согласно компетентностному подходу, понятие «информационной компетентности» определяют как «интегративное, динамическое личностное качество субъекта деятельности, представляющее его способность и готовность к поиску, оценке, использованию, хранению, передаче и преобразованию информации, выполненные с использованием технических средств и информационных технологий для продуктивного решения профессиональных задач» [3]. Отметим, что данная трактовка является наиболее часто употребляемой.
В настоящее время цифровая компетентность стала «основой для реализации современной социальной образовательной парадигмы и одной из ключевых надпрофессиональных компетенций современного специалиста» [8].
Таким образом, развитие цифровых компетенций современного специалиста является необходимым условием его эффективного существования в цифровой среде. Цифровые компетенции развивают обширный спектр взаимосвязанных надпрофессиональных компетенций студентов. Высокий уровень качества образовательной деятельности достигается при наличии цифровой компетентности и обеспечивает новые инструменты эффективного поиска и обработки широкого спектра информации, открывая новые профессиональные возможности и перспективы.

Список литературы
1. Воронина Ю.В. Проблемы повышения цифровой грамотности современного педагога / Ю.В. Воронина // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург: ОГПУ, 2019. - С. 66-79.
2. Жилавская И.В. O современной концепции медиаобразования / И.В. Жилавская // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №8. - С. 67-72.
3. Воронина Ю.В. Проблемы повышения цифровой грамотности современного педагога / Ю.В. Воронина // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург: ОГПУ, 2019. - С. 66-79.
4. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лау. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006 [Электронный ресурс].
5. Солдатова Г.У. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2017. - №1 (25). - С. 3-14.
6. Чичерина Н.В. Медиаобразование в контексте изменяющейся социальной реальности / Н.В. Чичерина. - Архангельск, 2008.
7. Belshaw D. What is’ digital literacy’? A Pragmatic investigation [Электронный ресурс].
8. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley Computer Publisher, 1997.
9. Yadav A., Good J., Voogt J., Fisser P. Computational thinking as an emerging competence domain, in: Competence-based vocational and professional education, Springer, Cham, 2017, pp. 1051-1067. DOI: 10.1007/978-3-319-41713-4_49.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.