Куликовская Мария Витальевна старший преподаватель Ноговицына Оксана Сидоровна ассистент ФГ АОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Ключевые слова: Интернет, медиакомпетентность, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровые технологии.
Со стремительным развитием цифровых технологий в мире и, в частности, в Российской Федерации широко стали использоваться такие понятия, как «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность». Благодаря легкому и открытому доступу к большому объему информации обучающиеся и преподаватели получили возможность построения индивидуальных траекторий развития. Впервые в 1997 году термин «цифровая грамотность» ввел американский писатель и журналист, автор книги «DigitalLiteracy» Пол Гилстер и определил его как «умение понимать и использовать информацию с помощью компьютера в различных форматах и источниках» [7]. В настоящее время знания и умения, которые необходимы для разумного и эффективного использования цифровых ресурсов в сети Интернет принято считать цифровой грамотностью. Однако обзор литературы по данной теме привел к следующим выводам: - отсутствие единого определения и содержания понятий «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность»; - использование данных понятий как синонимов. Г.У. Солдатова определяет цифровую компетентность как «готовность и способность обучающегося применять информационно-коммуникационные технологии», «уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности на основе овладения соответствующими компетенциями как системой знаний, умений, ответственности и мотивации» [4]. Наряду с терминами «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность» некоторые исследователи (Н.В. Чичерина) в своих работах применяют термин «медиаграмотность», как «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникации, во всем разнообразии их форм» [5]. И.В. Жилавская пишет о «слиянии различных видов медиа, форматов и жанров, способах доставки информации, профессиональных компетенций» и отмечает «актуальность совмещения двух видов грамотности - медиа и информационной» [2]. Цифровая грамотность представляет собой «систему специальных знаний, умений и навыков, в ряду которых необходимо выделить две подсистемы: знания, умения и навыки компьютерной грамотности и знания, умения и навыки информационно-коммуникационной-технологической грамотности» [1]. Цифровая грамотность определяет социальную, культурную и политическую жизнь обучающихся и поддерживает их право на участие в жизни общества. Структура цифровой грамотности была принята на Саммите G20 и содержит следующие компоненты: 1) информационная грамотность: 2) компьютерная грамотность; 3) медиаграмотность; 4) коммуникативная грамотность; 5) отношение к технологическим инновациям.
Структура цифровой грамотности, предложенная Н.Д. Берманом представлена в таблице 1.
Таблица 1
Цифровые компетенции
|
Цифровое потребление
|
Цифровая безопасность
|
использование фиксированного и мобильного интернета и цифровых устройств, Интер нст-С М И, новостных порталов, социальных сетей, функционала сервиса госуслуг, телемедицины, облачных технологий
|
поиск информации, эксплуатацию цифровых устройств, функционала социальных сетей, осуществление финансовых операций. онлайн-покупок, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств
|
защита персональных данных, использование надежных паролей. легального контента, соблюдение культуры поведения, формирование репутации, соблюдение этики в Интернете, хранение информации и создание резервных копий
|
По мнению Н.Д. Бермана, цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты с пользой для себя, безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета.
Д. Белшоу представляет более развернутую структуру цифровой грамотности, состоящую из восьми компонентов, которые известны в зарубежных исследованиях как «восемь ключевых «С» цифровой грамотности: 1. Культурная - понимание и верная интерпретация цифрового контекста. 2. Когнитивная - концептуализация цифровой среды и взаимодействие с ней. 3. Конструктивная - способность эффективно принимать участие в сетевых проектах, трансформировать информацию. 4. Коммуникативная - понимание устройства коммуникационных медиа. 5. Конфидентная - уверенность в собственной технической грамотности, понимание того, что человек использует технологию в своих целях, нежели становится ею ведомым. 6. Креативная - способность находить новые пути выполнения новых задач новыми инструментами. 7. Критическая - способность к критической оценке ресурсов, и их тщательному отбору, нежели к простому поиску в океане информации. 8. Коллективная - использование технологий для стимулирования общественных процессов» [6].
Согласно компетентностному подходу, понятие «информационной компетентности» определяют как «интегративное, динамическое личностное качество субъекта деятельности, представляющее его способность и готовность к поиску, оценке, использованию, хранению, передаче и преобразованию информации, выполненные с использованием технических средств и информационных технологий для продуктивного решения профессиональных задач» [3]. Отметим, что данная трактовка является наиболее часто употребляемой. В настоящее время цифровая компетентность стала «основой для реализации современной социальной образовательной парадигмы и одной из ключевых надпрофессиональных компетенций современного специалиста» [8]. Таким образом, развитие цифровых компетенций современного специалиста является необходимым условием его эффективного существования в цифровой среде. Цифровые компетенции развивают обширный спектр взаимосвязанных надпрофессиональных компетенций студентов. Высокий уровень качества образовательной деятельности достигается при наличии цифровой компетентности и обеспечивает новые инструменты эффективного поиска и обработки широкого спектра информации, открывая новые профессиональные возможности и перспективы.
Список литературы 1. Воронина Ю.В. Проблемы повышения цифровой грамотности современного педагога / Ю.В. Воронина // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург: ОГПУ, 2019. - С. 66-79. 2. Жилавская И.В. O современной концепции медиаобразования / И.В. Жилавская // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №8. - С. 67-72. 3. Воронина Ю.В. Проблемы повышения цифровой грамотности современного педагога / Ю.В. Воронина // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург: ОГПУ, 2019. - С. 66-79. 4. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Х. Лау. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006 [Электронный ресурс]. 5. Солдатова Г.У. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2017. - №1 (25). - С. 3-14. 6. Чичерина Н.В. Медиаобразование в контексте изменяющейся социальной реальности / Н.В. Чичерина. - Архангельск, 2008. 7. Belshaw D. What is’ digital literacy’? A Pragmatic investigation [Электронный ресурс]. 8. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley Computer Publisher, 1997. 9. Yadav A., Good J., Voogt J., Fisser P. Computational thinking as an emerging competence domain, in: Competence-based vocational and professional education, Springer, Cham, 2017, pp. 1051-1067. DOI: 10.1007/978-3-319-41713-4_49. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с. |