На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Актуальные проблемы научнометодического сопровождения образовательной практики на современном этапе развития - Использование цифровых технологий для оценки образовательных результатов
Актуальные проблемы научнометодического сопровождения образовательной практики на современном этапе развития - Использование цифровых технологий для оценки образовательных результатов
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Актуальные проблемы научнометодического сопровождения образовательной практики на современном этапе развития
Становление субъекта учебной деятельности как результат образования
Формирование и оценка метапредметных компетенций в образовательном процессе
Современные требования к оценке результатов воспитания: критерии, методы
Педагогическая компетентность как условие достижения результатов образования: определение и диагностика
Педагог как субъект психолого-педагогического исследования
Использование цифровых технологий для оценки образовательных результатов
Все страницы

 


1.9. Использование цифровых технологий для оценки образовательных результатов


Под информационными технологиями в широком смысле понимают отрасль дидактики, занимающуюся изучением образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных средств. В узком смысле информационные технологии есть совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации [25 с. 12]. Раскрывая методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды, авторы отмечают, что возможность цифровой трансформации образовательного процесса обеспечивается различными группами технологий:
- во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
- во-вторых, педагогические технологии, в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
- в-третьих, специализированные цифровые образовательные технологии, например, виртуальные наставники; тренажеры; обучающие игровые квесты в дополненной реальности; игровые среды и «сен- сориумы»; «умные» учебные пособия - «умная песочница», «умный пол», «умная доска» и т.д.
- в-четвёртых, производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков.
Общий принцип отбора педагогических технологий для цифрового образования и обучения состоит в том, что необходимо отбирать такие технологические решения, которые содержат в себе условия и алгоритмы формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, востребованных цифровой экономикой [25, с. 19].
В базовый минимум педагогических технологий, необходимых для построения цифрового образовательного процесса, входят:
- технология сетевой коммуникации, выступающая для педагога базой для реализации других педагогических технологий цифрового образования;
- технология дистанционного обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
- технология «смешанного обучения», в том числе «перевёрнутое обучение» (flippedlearning), мобильное обучение;
- технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе сетевых проектов.
К преимуществам использования информационных технологий в образовательном процессе традиционно относят:
- интенсификацию обучения за счет активизации использования всех модальностей восприятия в мультимедийном пространстве;
- рациональность организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
- применение специфических возможностей компьютера, способствующих индивидуализации образовательного процесса.
Основное преимуществом информационных технологий состоит в том, что они позволяют организовать насыщенную и продуктивную интерактивную образовательную среду с неограниченными возможностями.
Средства информационных технологий, необходимых для системы образования, включают:
- технические средства (компьютеры, компьютерные комплексы, мультимедийные проекторы, сенсорные доски и т. п);
- программные средства (программное обеспечение);
- средства для подключения к Интернету и обеспечения возможности работы в сети (серверы, модемы, программы поиска в Интернете);
- информационное наполнение (контент), разработанное для системы образования;
- методическое обеспечение применения средств информационных технологий в образовании.
Основные вопросы, на которые важно ответить каждому учителю в ситуации организации онлайн обучения: «Как создать качественный учебный контент?», «Как организовать обратную связь и оценить результаты учебной деятельности?»
В аналитическом обзоре «Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования» представлен анализ дидактических возможностей различных образовательных платформ, современных интернет-сервисов для организации обратной связи и оценивания учебных достижений обучающихся в условиях дистанционного обучения [94]. Приводим краткий перечень цифровых платформ и интернет сервисов:
1. Российская онлайн-платформа «Учи.ру».
Платформа предоставляет учителю образовательные ресурсы по
выбранным предметам и виджеты онлайн-олимпиад для 1 - 11 класса. Более подробно узнать о возможностях дистанционного обучения на Учи.ру можно на специальной странице платформы
2. Сервис «Яндекс.учебник» -
Данная платформа ориентирована на учителей и учеников
начальнойшколы. Платформа содержит готовые задания, разработанные опытными методистами с учетом требования ФГОС НОО.
3. Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» -
Сервис предоставляет доступ к материалам портала «Интернетурок» и 1С по платной подписке. ЯКласс интегрирован со всеми основными электронными журналами: Дневник.ру, ЭлЖур, Netschool и другие.
4. Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру»Дневник.ру - закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона №152 «О персональных данных», а для работы в ней потребуется только компьютер с доступом в интернет. Если школа подключается к сервису «Дневник.ру», все учителя автоматически заносятся в базу и получают доступ к ресурсам платформы. Платформа дает возможность создать и вести страницы школы, расписание уроков, электронный журнал и дневник, управление домашними заданиями, формирование отчетов образовательной организации, организовать дистанционное обучение. Дневник.ру позволяет проведение тестов в электронном виде, обмен комментариями к домашним заданиям, хранение файлов класса, открывает доступ к библиотеке и медиатеке готовых учебных материалов. Онлайн библиотека содержит произведения, которые изучаются в школе. В медиатеке собраны видеофайлы, аудиофайлы и презентации, которые помогут лучше подготовиться к урокам по всем предметам.
5. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ - содержит ВПР для 48 классов по всем предметам, материалы ОГЭ, ЕГЭ. Сервисы образовательного портала «РЕШУ ЕГЭ» имеет классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним. Для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа. Для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ нынешнего года по одному из предустановленных вариантов или по индивидуальному, случайно сгенерированному варианту
6. Сервис «Google Classroom». Сервис объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы.
7. Российская электронная школа (РЭШ)-. «Российская электронная школа» - это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.
8. Образовариум, образовательная среда нового поколения. Интерактивные онлайн-курсы для эффективного дистанционного обучения для детей дошкольного возраста, учащихся 1-11 классов.
9. 1С: Школа онлайн. онлайн- доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты InternetUrok ru.
10. Сервисы для организации онлайн тестирования:
В условиях дистанционного обучения роль онлайн тестирования возрастает многократно. Приводим примеры сервисов:
- Google-формы. Google-формы можно применять в формате опроса или теста. Настройки позволяют ученику после ответа на тест сразу увидеть, на какие вопросы он ответил правильно, а где допустил ошибки. Учитель получает подробную аналитику: видит, какие задания вызвали затруднения, какие неправильные ответы чаще всего выбирались, какие результаты имеет каждый из учеников. Google дает возможность учителю создать таблицу, в которой будут собираться все ответы.
-Microsoft формы позволяют экспортировать результаты тестов в MicrosoftExcel для более глубокого анализа и построения диаграмм, а также удалить или распечатать все ответы.
12. Осуществлять устные опросы в условиях дистанционного
формата обучения значительно сложнее, чем организовать обратную связь через письменные сообщения. Но есть предметы, где без такой формы оценивания обойтись очень сложно. Это, прежде всего, иностранные языки. И здесь на помощь могут прийти сервисы для online встреч с обучающимися. На ютюб размещены подробные видеоинструкции по созданию вебинаров в указанных средах.
13. Сервисы и инструменты асинхронного обучения и оценивания письменных ответов опросов LMS. Бесплатная система управления обучением (LMS), позволяющая создавать и использовать онлайн-курсы. В Moodle есть возможность не только предлагать учащимся материалы для изучения, но и проверять его усвоение, организовывать совместную работу и общение, а также проводить мониторинг обучения. Документация для преподавателей (разработчиков курсов): docs moodle.org/37/en/Teacher_quick_guide. Также можно использовать электронную почту, собственный канал Youtube, аккаунты в соцсети Вконтакте.
14. Оценивание проектной деятельности обучающихся осуществляется с учетом первоначального опыта обучающихся, степени их самостоятельности, сотрудничеста, прогресса и понимания идеи проекта. Для оценивания потребностей и интересов обучающихся «мозговые штурмы» (Google-таблицы, MicrosoftExcelonline, online интерактивные доски); графические планировщики (Online ментальные карты); входное анкетирование (Google-анкеты, Microsoft формы).
Формирование регулятивных УУД в процессе проектной деятельности также нуждается в способах оценки. Требования ФГОС к образовательным результатам обучающихся включают умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи познавательной деятельности, планировать пути достижения целей. Для этого можно использовать следующие цифровые инструменты:
- календари для планирования деятельности (online-календари; Google-календарь; Outlook);
-диаграммы Ганта, «доскизадач», и другие инструменты управления проектами
- листы самоценивания и взаимоценивания (Google-формы, Google-документы, Google-таблицы, MicrosoftExcelonline, Microsoft- Wordonline).

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.