На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Актуальные проблемы научнометодического сопровождения образовательной практики на современном этапе развития
Актуальные проблемы научнометодического сопровождения образовательной практики на современном этапе развития
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Актуальные проблемы научнометодического сопровождения образовательной практики на современном этапе развития
Становление субъекта учебной деятельности как результат образования
Формирование и оценка метапредметных компетенций в образовательном процессе
Современные требования к оценке результатов воспитания: критерии, методы
Педагогическая компетентность как условие достижения результатов образования: определение и диагностика
Педагог как субъект психолого-педагогического исследования
Использование цифровых технологий для оценки образовательных результатов
Все страницы

1.1. Современные требования к содержанию и результатам образования

В современном обществе назрела и глубинная потребность осмысления социальной системы и института образования как важнейшей компоненты и канала инновационных процессов. Образование, которое часто являлось институтом сохранения традиций и соответствующих социальных влияний, и даже консервативных установок общества, должно стать моделью инновационных технологий и нового менталитета.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:
- ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- рост значения человеческого капитала, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
К. Е. Сумнительный [84] выделяет ряд конкретных противоречий, которые присущи для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:
- противоречие между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
- противоречие между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
- между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
На систему образования возлагается особая роль - готовить высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, обладающих огромнейшим набором разнообразных компетенций, знаний, умений и навыков.
В современных социокультурных условиях обучение и воспитание должны:
- обеспечивать правильное понимание ценности свободы, условий ее реализации, ее значения как для развития общества, так и для жизни человека;
- формировать у каждого человека чувство личной ответственности, потребности служения обществу, чувства солидарности при решении проблем построения демократического общества;
- содействовать формированию способности признавать различия в оценках реальности, а также навыков общения и сотрудничества с другими;
- развивать умение находить компромиссные решения при обсуждении задач строительства демократического общества и плюралистического мира;
- формировать понимание того, что, отстаивая свои взгляды, необходимо быть готовым вести диалог, проявляя при этом уважение к другим, чувства солидарности и сопричастности;
- развивать способность делать обоснованный выбор, исходя в своих решениях и действиях из многостороннего анализа ситуаций и информации;
- содействовать формированию у молодого поколения ответственного отношения к окружающей среде, земле, ее недрам, богатству;
- формировать ценностные ориентации и обеспечивать знаниями, необходимыми для понимания международного аспекта устойчивого развития;
- развивать самостоятельность, критичность мышления;
- учить преодолевать трудные и неопределенные ситуации.
В. И. Загвязинский [35] отмечает, что «первый, самый важный шаг креализации истинно гуманистической миссии образования, выполнению его современных функций и приданию ему опережающего характера состоит в том, что все, кто формирует образовательную политику, инициирует образовательные инновации, составляет стандарты, программы и учебники, аттестует образовательные учреждения, поняли, что знание- важный компонент, несущий каркас образования, но все же не его конечный результат, не основной продукт образовательного процесса, не то, что определяет его качество, показатель которого - степень достижения целей, соответствие полученного продукта тому, что было заложено, спроектировано. И тут главное - не сами знания, а процесс превращения информации в знание, присвоение этого знания через смыслообразование, иными словами, то, что привносит его использование и добывание в формирующуюся личность, в систему ее отношений с социумом».
Необходимо обратить внимание на то, что главной целью и продуктом воспитания является развитие, становление личности, ее способностей, социальных качеств, самобытности. В. И. Загвязинский выделяет в качестве стратегических ориентиров четыре основные цели и, соответственно, четыре продукта образования [35]:
1) личность, обладающая многообразными качествами, в том числе творческими, высокой нравственностью, гражданственностью, способная к самореализации и нацеленная на служение обществу (личностные, личностно-развивающие, человекосозидающие цели и продукты образования);
2) грядущий социум - те отношения между людьми, характер человеческих сообществ, в которых будут жить люди, способные к социальным инновациям, толерантности и социальной модернизации (социальные цели и социальные образовательные продукты);
3) экономика знаний - тот «человеческий фактор», который необходим для построения и развития инновационной экономики (экономические цели и результаты);
4) культуросбережение и культуросозидание- культура признана основой содержания образования (сюда, конечно, в качестве ядра входит наука, но содержание культуры намного шире), а приобщение к культуре, воспитание способности умножать культурное богатство Отечества квалифицируется как важная цель образования (культуропреемственные и культуротворческие цели и результаты).
В. И. Загвязинский определяет некоторые важные направления реализации образовательной стратегии в современных условиях [35]:
• гармонизация декларируемой и совершенно обоснованной социальной стратегии и во многом не соответствующей ей реальной образовательной политики как в центре, так и на местах; образовательная практика несет большой позитивный заряд гуманистических традиций, но нуждается в серьезной модернизации в свете новых задач и возможностей современных информационных технологий;
• коррекция образовательной политики в центре и на уровне регионов и приведения ее в соответствие с принятыми стратегическими установками среди прочего требуют отмены или серьезной трансформации ЕГЭ; восстановление статуса воспитания и воспитателей; меры по сохранению и углублению гуманитарного образования; государственная поддержка не только учителей, но и других работников образования: социальных педагогов, психологов, руководителей секций и кружков, медиков и т.д.;
• обеспечение научного обоснования управленческих решений на основе расчета не только затрат, но и отдаленных экономических, социальных и личностных эффектов, для чего необходимы современные методики социально-экономического и психолого-педагогического прогнозирования и опережающего экспериментирования;
• определение и реализация способов интеграции традиционных и новых подходов, идей и методов образования, с тем чтобы в процессе освоения информационных и коммуникативных технологий обеспечить их развивающее влияние, используя потенциал педагогики сотрудничества, личностно-ориентированных подходов, уровневой и типологической дифференциации, проектной и учебно-исследовательской деятельности, методики коллективной творческой деятельности и других надежно зарекомендовавших себя подходов, соединив их с громадными развивающими возможностями самих новых информационных технологий (возможностями поиска и выбора вариантов, самостоятельного выбора познавательных маршрутов, просчета вероятных последствий, оперирования в виртуальном пространстве и др.);
• компетентностный подход к определению ориентиров, содержания и методов образования. Последовательное и полное воплощение компетентностного подхода - действительно один из способов реализации культурологической концепции, ибо он вбирает ценностно-мотивационную, знаниевую, деятельностно-операциональную составляющие, предусматривает готовность к деятельности, активному участию в различных сферах жизни, закладывает основу жизненной успешности и самореализации.
По мнению К. А. Каграманян [41], образование как процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, культуре и опыту, накопленному предшествующими поколениями, в современном мире является важнейшим условием формирования человека как личности, профессионала и гражданина. Общество и образование, будучи единой системой, неотделимы. Более того, на образовании неизбежно отражаются любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум и цивилизация в целом. В свою очередь, именно сфера образования, реагируя на общественные проблемы, способна и обязана оказывать свое значимое влияние на развитие различных тенденций в обществе, поддерживая или, напротив, тормозя их, находя свои особенные возможности их решения.
В основе приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельного государства, общества и каждого человека лежит именно такое понимание функций образования, как подчеркивает Б. С. Гершунский [22, с. 13]. Он называет сферу образования «самым непосредственным и работоспособным агентом будущего». По его мнению, именно образование, как глобальное и довольно специфическое общественное явление, получившее повсеместное распространение и развитие, принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, в конечном итоге, экономический, нравственный и духовный потенциал общества и цивилизации в целом [22, с. 12].
Одной из основных его составляющих, наряду с целями, задачами, методами и организационными формами получения образования, является содержание образования, основой развития которого является социальный опыт человечества, выраженный в материальной и духовной культуре. Понятие «содержание образования» трактуется по- разному: это и педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности [60, с. 8]; и педагогически переработанная в общие основы наук совокупность знаний, умений и навыков, соответствующих современному состоянию науки [62]; и совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной деятельности. По мнению Л. А. Красновой, «в современных научных представлениях содержание образования выступает как сложный многоаспектный дидактический феномен, который проблематизируется множественностью сосуществующих концепций, имеющих разную понятийную структуру и задающую определённую модель процесса обучения» [45, с. 35-36].
Содержание образования - педагогическая модель социального опыта с многоуровневой иерархической структурой, являющаяся основой требований стандарта высшего профессионального образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах оно выражено в обязательном минимуме содержания образовательных программ (набор компетенций); требованиях к уровню подготовки выпускников образовательных организаций (совокупность сформированных компетенций).
Требования, предъявляемые к содержанию образования, должны отвечать возросшим потребностям общества в компетентных специалистах: создание оптимальных условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, развитие у обучающихся адекватной современному уровню системы знаний и полного соответствия картины мира содержанию образовательной программы; формирование профессионала, личности и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Основными принципами формирования содержания образования являются: соответствие во всех его элементах и на всех уровнях потребностям общества; единство содержательной и действенной сторон обучения; структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и, в конечном счёте, к конкретным формам его реализации в процессе обучения.
Общий принцип отбора содержания образования подразумевает соотношение знаний, способов деятельности, функций гражданина и системы общественных ценностей, подлежащих освоению с учётом удовлетворения специфических потребностей индивида и права его на выбор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания [88].
Построение содержания образования состоит из нескольких уровней.
На уровне общего представления об элементах и структуре (связях между элементами) определяется базовое понятие, чему нужно и возможно научить обучающихся, вычленяется каждый крупный элемент содержания образования, представляющий определенную дидактическую цель. На этом уровне содержание образования, соответствуя социальному опыту (по структуре), включает опыт учебной и творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений.
Уровень учебной дисциплины даёт представление о том, чему нужно учить, ставит педагогические задачи, конкретизирует составляющие социального опыта, которыми должен овладеть обучающийся. При формировании содержания учебной дисциплины необходимо учитывать не только науки, но и условия протекания и закономерности процесса, в котором учебная дисциплина реализуется и доводится до каждого обучающегося.
На уровне дидактического материала элементы состава содержания, названные на первом и на втором уровне, наполняются (в форме, соответствующей каждой учебной дисциплине) конкретными знаниями, умениями и навыками, а также учебно-профессиональными задачами и упражнениями, составляющими содержание учебников, сборников упражнений, заданий и тестов, учебных пособий, хрестоматий и других материалов для обучающихся и педагогов.
На уровне процесса обучения, на котором происходит целенаправленное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие обучающегося и педагога, содержание образования выступает в педагогической действительности, внутри практической деятельности участников процесса обучения.
И, наконец, уровень структуры личности обучающегося представляет содержание образования в качестве результата обучения обучающегося как личности.
Структуры изложения содержания образования (в зависимости от решаемых в процессе обучения педагогических задач) включают: линейную (при которой отдельные части содержательной учебной информации неразрывно связаны между собой в звенья, прорабатываемые за время обучения только один раз); концентрическую (предполагающую возвращение к изученному материалу, с повторением одного и того же вопроса несколько раз, и с постепенным дополнением содержания новыми знаниями); спиральную (постепенное расширение и углубление обучающимися круга связанных с исходной проблемой знаний); смешанную (составлена из уже названных структур с учетом специфики и решаемых педагогических задач данной области знания).
При построении содержания образования, предложенном Ю. К. Бабанским [6, с. 21], следует учитывать несколько критериев: целостность содержания образования (охват основных направлений науки, производства, общественной жизни и культуры); степень научной и практической значимости компонента содержания образования; критерий соответствия индивидуально-типологическим особенностям и возрастным возможностям обучающихся; критерий соответствия имеющемуся учебному времени на изучение определенной содержательной учебной информации, предполагающий изучение затрат времени, необходимого для глубокого и прочного усвоения соответствующих тем каждой учебной дисциплины всеми участниками группы, позволяет определить необходимый темп обучения по разным темам; критерий соответствия содержания образования имеющейся дидактико-методической и материально-технической базе школы/вуза; соответствие международному опыту (обеспечивает высокий международный уровень содержания образования российской высшей школы).
Переход системы высшего образования на компетентностью и субъектную модели подготовки специалистов требует при построении содержания образования в любой области знания комплексного учёта подходов, принципов и правил; индивидуальных особенностей и интеллектуального потенциала участников педагогического процесса; потенциальных возможностей и особенностей функционирования образовательных учреждений. Соответствие этому требованию обеспечит целостность содержания образования, внедрение полезного дидактического материала по различным дисциплинам, устранение элементов излишней сложности и позволит создать обстановку для овладения комплексом компетенций, обеспечивающих способность человека к существованию в современном социально-экономическом и информационно-коммуникативном пространстве.
Большое значение в современных условиях имеют результаты многолетних исследований в лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики РАО, где под руководством академиков М. Н. Скаткина, В. В. Краевского и И. Я. Лернера была создана концепция содержания образования на основе идеи о социокультурном опыте [43]. Эта концепция рассматривает содержание обучения как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный человеческой культуре во всей ее структурной полноте. В соответствии с таким пониманием содержание образования составляют четыре основных структурных элемента:
• опыт познавательной деятельности, зафиксированный в форме ее результатов - знаний;
• опыт осуществления известных способов деятельности - умения действовать по образцу;
• опыт творческой деятельности - умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
• опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений - личностные ориентации.
Впервые в полном объеме эта теория была подробно изложена В. В. Краевским и И. Я. Лернером в начале 1980-х гг. [86]. Было убедительно показано, что все четыре компонента содержания образования тесно взаимосвязаны друг с другом. Без знаний невозможна никакая целенаправленная деятельность человека, так как без них общество не может себя воспроизводить, т. е. воссоздавать условия своего дальнейшего существования - производство, социальный быт, духовную культуру. Возможность такой репродуктивности обусловлена многообразными функциями знаний. Но одних знаний, разумеется, недостаточно для усвоения обучающимися социального опыта. Поэтому вторым элементом содержания образования является накопленный человечеством опыт осуществления известных людям способов деятельности, т. е. навыков и умений. Это могут быть как конкретные навыки и умения, так и обобщенные, применимые к разным объектам деятельности. Всем этим действиям предшествуют знания о цели, порядке и результатах действий. Опыт творческой деятельности представляет собой самостоятельный, третий элемент содержания образования. Это содержание воплощено в таких процедурах деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений на новую ситуацию, видение проблемы, новой функции объекта, альтернативы способа решения или самого решения и др. Данный элемент содержания образования выполняет важнейшую функцию -он обеспечивает творческое преобразование человеком действительности, ее дальнейшее развитие, зависящее от человеческой деятельности. Четвертый элемент содержания образования включает в себя потребности и мотивы деятельности, опыт и систему норм эмоционально-чувственного отношения к разным сторонам действительности, в том числе и к видам деятельности. Этот элемент определяет отношение человека к знаниям, к их приобретению и поиску. Игнорирование того или иного вида содержания образования сказывается на характере усвоения знаний, их качестве. Усвоение рассмотренных элементов социального опыта позволяет человеку не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, но и действовать самостоятельно, творчески. Педагог при этом ориентирован на специальную работу по содействию становлению человека, готового к свободному выбору, индивидуальным интеллектуальным усилиям и самостоятельным, компетентным и ответственным действиям в экономической, профессиональной, политической и культурной жизни, уважающего себя и других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли.
Культурологическая теория содержания образования не потеряла актуальности и в наши дни. Вопросы реализации культурологической концепции отбора содержания образования, взаимодействия социального и личностного опыта рассмотрены в статье И. М. Осмоловской и И. В. Шалыгиной [56]. Сегодня главное в образовании - развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Реализация этой цели предполагает приобщение учащихся к духовной культуре, творческой деятельности, методологии открытия нового и такую организацию учебного процесса, при которой знания имеют для ученика личностный смысл, для чего при организации образовательного процесса следует учитывать индивидуальные наклонности ученика, его способности и т. п.
Все это нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) нового поколения. Но нормативная модель образовательной деятельности, заданная ФГОС, не была обеспечена дидактическими средствами ее реализации. Содержание большинства школьных предметов остается по-прежнему в рамках традиционной парадигмы. Проблема, как достичь наряду с предметными ме-тапредметных и личностных результатов обучения, сформировать универсальные учебные действия, является наиболее значимой в современной дидактике. В решении этой задачи большую помощь могла бы оказать теория содержания образования на основе социокультурного опыта. Для достижения требуемых результатов следует, в первую очередь, более полно использовать уже существующий потенциал нашего образования, в содержании которого уже давно присутствует деятельностная часть.
К содержанию образования, по мнению В. А. Тестова [87], надо подходить как к сложной системе, модели всего социального опыта человечества. С точки зрения системного подхода содержание образования характеризуется целостностью, взаимосвязанностью и взаимодействием элементов, а также наличием системообразующих стержней. Отбор содержания образования должен основываться как на высокой научной культуре, так и на методически обоснованной стратегии, на определенных принципах отбора содержания, принципах его построения в соответствии с возрастными особенностями учащихся, с потребностями практики и с потребностями развития самой личности.
Изменение содержания образования не может не учитывать естественную инерционность громадного механизма системы образования -прежде всего системы обучения в школе и системы подготовки и повышения квалификации учителей. Поэтому такому изменению должен предшествовать достаточно длительный переходный период, учитывающий социальные реалии. В силу этих обстоятельств многим ученым при отборе содержания обучения представляется совершенно необходимым руководствоваться принципом устойчивости, или «разумного» консерватизма. Разумный консерватизм педагога - это предпочтение, которое он отдает известному и апробированному в противовес новому и непроверенному. Окружающий нас океан незнания о педагогических и социальных процессах не позволяет с высокой степенью достоверности прогнозировать последствия решений, принимаемых из лучших соображений.
Однако устойчивое развитие государство на самом высоком уровне связывается с развитием всей ситемы образования. В соответствии с перечнем поручений Президента РФ от 08.02.2017 г. по вопросам совершенствования системы общего образования необходимо «... реализовать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований в сфере образования и с учётом современных достижений науки и технологий, социально-экономических изменений и запросов общества, ориентированности результатов обучения на применение в реальных жизненных условиях...».
Механизмами повышения качества образования в России должны стать:
1. Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века»: функциональной грамотностью и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
2. Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которой требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей.
3. Введение комплексного мониторинга образовательных достижений обучающихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов.
4. Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований.
5. Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов обучающихся и требований XXI века.
Приоритеты современного образования сформулированы в международном проекте «Education 2030» - «Организация экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР) в 2015 году, который нацелен на формирование к 2030 году общих для большинства стран принципов развития школьного образования. В нем анализируются не только новые компетентности и грамотности, но и все предметное содержание образования и методы оценки. В проекте обозначены «навыки XXI века» - потребность и умение учиться, самоорганизация, кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление; раскрыто содержание «новой грамотности» как базовых умений действовать в типовых жизненных ситуациях, возникающих в меняющихся социальноэкономических условиях (функциональная грамотность: читательская, математическая, компьютерная, правовая, финансовая, экологическая, технологическая, «грамотность» в области здоровья).
Компетенции будущего рассматриваются в соединении hard skills («жесткие» профессиональные компетенции и знания, связанные с изменениями в технологиях и организации работ) и soft skills («мягкие», надпрофессиональные компетенции и универсальные знания, которые можно применять во всех профессиях, социальных и личных ситуациях).
В Указе президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» отмечено: «В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека постановляю: п.5. Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения в предметных областях;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». В Приложении 10 данного пособия представлен перечень нормативных документов, которые регламентируют содержание, цели, требования к результатам образования на государственном уровне.
В совокупности с обновлением содержания образования выделяются основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации;
- процедуры внутреннего мониторинга образовательной организации, муниципального, регионального и федерального уровней;
Система оценки результатов обучения по предмету является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке локального акта «Положения об оценке образовательных достижений обучающихся». Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В соответствии с ФГОС рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела образовательной программы образовательной организации. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП/ ОПОП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП/ ОПОП, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/ ОПОП. В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. В институте стратегии развития образования разработаны примерные рабочие программы для шестнадцати учебных предметов начального общего образования и двадцати двух предметов основного общего образования [65]. Примерные программы начали свою апробацию с 15 сентября 2021 года. Программы обеспечивают равный доступ к содержанию образования, единые требования к условиям организации образовательного процесса и единые подходы к оценке образовательных результатов.
Дискуссия о необходимости поиска новых подходов к оценке качества образования, связанная с глубокими цивилизационными изменениями, произошедшими в мире, не прекращается с 60-х годов прошлого века. Причина вполне объективна - школа продолжает ориентироваться на обучение квалифицированного исполнителя. Тогда как сегодняшнее общество запрашивает личность, способную самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готовую к самостоятельным действиям и принятию решений. А. И. Адамский, представляющий институт проблем образовательной политики «Эврика», выделяет следующие актуальные требования к результатам образования и к образовательному процессу. Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению и образованию в течение всей жизни. В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Итак, назревшие перемены в содержании образования необходимо решать, опираясь на достижения педагогической науки и практики. Образование замечательно тем, что в нем всегда сосуществуют, борются консервативные и новационные составляющие. Но не нужно думать, что источником инноваций могут быть только признанные руководством страны реформаторы. Чувство гражданственности присуще системе образования не меньше, а скорее всего больше, чем любым другим институтам государства. Многие отечественные образовательные проекты являются яркими примерами самоорганизующихся систем, опирающихся на творчество и инициативу учителей и учащихся. Педагогическая наука на современном этапе должна представлять собой синергию педагогических традиций и инновационных походов в педагогике. На основе достижений педагогической науки Россия, обладая богатым опытом в области образования, глубокими плодотворными научными идеями, имеет все возможности не только сохранить все свои лучшие достижения, но и совершить новый рывок в развитии образования.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.