Страница 3 из 7
1.3. Формирование и оценка метапредметных компетенций в образовательном процессе
Основополагающим пониманием результативности учебной деятельности является описание ее результатов через усвоение универсальных обобщенных учебных действий, универсальных способов решения учебных задач, которые позволяют учащемуся выйти за рамки репродуктивной деятельности и стать субъектом управления своей познавательной деятельностью. Анализ учебной деятельности предполагает выделение и описание взаимосвязи ее структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. В. В. Давыдов (Давыдов, 1986) установил и описал следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности, в том числе учебной: 1. Деятельность возникает, формируется и развивается, и, наконец, распадается. 2. Структурные компоненты деятельности могут изменять свои функции, превращаясь друг в друга: потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот. 3. Различные виды деятельности взаимосвязаны друг с другом: учебная деятельность взаимосвязана с игрой, общественно-полезной деятельностью и т.д.). 4. Каждый тип деятельности первоначально возникает и развивается во внешнем плане, во взаимоотношениях между людьми, которые используют различные средства организации своего общения и обмена опытом, а затем переходит во внутренний план, приобретая свернутые в своей структуре компоненты. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «...самое главное при формировании учебной деятельности - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий» [99, с. 49]. Для формирования у школьников учебной деятельности необходимо так строить учебный процесс, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Д. Б. Эльконин указывал, что формирование учебной деятельности происходит в процессе постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя, отмечая, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Таким образом, становление учебной деятельности включает совершенствование взаимосвязи ее компонентов, совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения, формирование субъектности учащегося. Становление и формирование учебной деятельности предполагает соотнесение ее основные характеристик - конкретного учебного содержания, формы организации взаимодействия между ее участниками, особенности их общения с возрастными психологическими закономерностями и психологическими новообразованиями. Для диагностики уровня сформированности учебной деятельности А. К. Маркова (Маркова, 1990) предложила следующие критерии: 1. Сформированность ориентировочной основы деятельности: - понимание учащимся задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи; - самостоятельная постановка школьником учебной цели; - самостоятельный выбор способов действия в новом учебном материале. 2. Состояние учебных действий: - какие учебные действия освоены учащимся, и в какой форме они выполняются (материальной, речевой, внутреннем плане), развернуто или свернуто, самостоятельно или при побуждении педагога; - различает ли учащийся способ и результат действий; - владеет ли учащийся несколькими приемами достижения одного результата. 3. Степень сформированности самоконтроля и самооценки: - сформированность пошагового и итогового самоконтроля; - способность планировать работу до ее начала; - уровень самооценки учащегося; - дифференцированность самооценки частей работы. 4. Каков результат учебной деятельности: - объективный (правильность решения, временные затраты, выбор задач разной трудности); - субъективный (значимость, смысл учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, вклад личных усилий). В современной образовательной практике обобщенные способы учебных действий, которыми должен овладеть учащийся как субъект деятельности, представлены как УУД - универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний. Упомянутые нами в первом параграфе пособия примерные рабочие программы по учебным предметам, которые соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, содержат единые подходы к оценке образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных [65]. Структура примерной рабочей программы включает: цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане; содержание образования (по годам обучения); планируемые результаты освоения рабочей программы; личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета; предметные (по годам обучения; тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся). Классификация УУД включает регулятивные, коммуникативные, личностные, познавательные и предметные универсальные действия. Регулятивные УУД характеризуют степень сформированности способности к целеполаганию, планированию, прогнозированию учебной деятельности, волевой саморегуляции, сформированность действий контроля, самоконтроля, оценки. Коммуникативные УУД характеризуют способность к планированию и организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умением выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, способность к разрешение конфликтов и многое другое. Познавательные УУД включают: владение способностью к анализу объектов с целью выделения существенных признаков; выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установлению причинно-следственных связей; построению логической цепи рассуждений и доказательств; выдвижению гипотез и их обоснованию; самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера. Предметные УУД включают общеучебные действии, соотносящиеся с конкретным учебным предметом: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и др. При обсуждении личностных УУД важно отметить, что личностное развитие - сложный феномен, складывающийся в пространстве отношений и взаимодействий в социокультурной и образовательной среде. Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие в процессе обучения обращено к тому, что дано природой, а воспитание - к тому, чего у ребенка нет, но дано в человеческой морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Обучение ведет за собой развитие, а воспитание придает нравственный вектор. Личностные универсальные учебные действия - это действия, включающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся. Формирование УУД опирается на психологические закономерности развития учащихся разных возрастов, особенности ведущих деятельностей и новообразований. На этапе начального образования возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности учащегося. Именно она способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований возраста. Уже в 1-м классе в содержание учебной деятельности вводятся элементарные теоретические знания, понятия, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей. Усвоение понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению в систему универсальных учебных действий УУД. Важно, чтобы на протяжении всего начального образования полноценная и развернутая учебная деятельность была коллективно-распределенной. На этом возрастном этапе у учащихся появляются устойчивые и обобщенные учебно-познавательные мотивы, основным показателем которых является ориентация учащихся не на результат решения задачи, а на овладение общим способом его достижения, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения учащиеся становятся способными сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. Формирование теоретического мышления и способности к интеллектуальной рефлексии способствует возникновению стремления к самопознанию и личностной рефлексии, самоконтроля, произвольности, внутреннего плана действий. Новообразованиями возраста являются: мотивация достижения (от интереса к процессу до интереса к результату), позиция ученика, чувство личной компетентности, моральные чувства учащегося по отношению к учебной деятельности, осознание ее смысл. Соответственно, личностные УУД, формируемые на этом возрастном этапе, таковы: - самооценка в учебной деятельности (я умею, знаю, создаю) - самоопределение; - связь учебной деятельности (ее результатов) и ее смысла (для чего мне это нужно?) - смыслообразование; - формирование моральных чувств по отношению к деятельности, природе, другим людям- нравственно-этическое оценивание. Учебная деятельность в подростковом возрасте сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся. Предметом усвоения в процессе учебной деятельности становятся системы теоретических понятий. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками еще в младших классах, позволяют выполнить самостоятельную постановку учебных задач и самостоятельную оценку своих решений. Учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога, что свидетельствует об интериоризации учебных действий, особое значение при этом приобретает рефлексия. Новообразования подросткового возраста (ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками) таковы: формирование полоролевой идентичности, личностная рефлексия, чувство взрослости как новый уровень самосознания, стремление к самоутверждению и самостоятельности, «Я-концепция». Личностные УУД приобретают следующие определения: - формирование личностной, социальной, гражданской, половой идентичности, как ответ на вопрос «Кто я?» - самоопределение; - смыслообразование в отношениях с окружением (В чем смысл отношений?); - нравственно-этическая ориентация в отношениях к себе и другим. Юношеский возраст (ведущая деятельность - учебно-профессиональная) характеризуют следующие новообразования: формирование целостного мировоззрения, самосознание как результат мировоззрения, потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, направленность личности (ведущие мотивы и ценности), сформированная эмоционально-волевая сфера. Учебная деятельность в юношеском возрасте приобретает исследовательский характер. Усвоенные теоретические знания и способы учебной деятельности позволяют осуществлять индивидуальные или коллективные исследования, реализовывать проектную деятельность. Личностные УУД, формируемые в этом возрасте, таковы: - жизненный, профессиональный план личности - самоопределение; - ценностные ориентации, смыслы жизни личности -смыслообразование; - отношение к другому человеку как ценности - нравственное самоопределение. Предлагаем читателям познакомиться с учебно-методическим пособием Арсланьян В. П., Стюхина Г. А. «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов», в котором подробно и полно раскрывается содержание метапредметных и личностных результатов образования, которые позволяют выделить критерии их оценивания [3]. Авторы пособия предлагают анализировать результативность учебной деятельности в процессе педагогического наблюдения, выбирая критериями проявления субъектности учащегося, а также на основании результатов педагогической диагностики выраженности метапредметных и личностных УУД. Качество учебной деятельности школьника может быть выявлено также критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об успешном становлении субъектности учащихся. Приложение 6 пособия содержит релевантные этим задачам карты педагогического наблюдения, позволяющие оценить динамику развития УУД и субъектности учащегося.
|