Разимова Хошгадам Асиф кызы ассистент Гончарова Татьяна Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край Ключевые слова: сказкотерапия, коммуникативное развитие, дошкольный возраст, развитие коммуникативных способностей.
В настоящее время, когда современные цифровые технологии фактически вытеснили живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение книг, обсуждение прочитанного кажутся нам редким явлением, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Обеспокоенность вызывает тот факт, что все чаще наблюдаются затруднения детей в сфере общения, социализации, а также нарушения в их эмоционально-волевой сфере. Вследствие этого коммуникативная способность детей является одним из главных проблем в современной педагогике. Мы можем отметить, что данная проблема возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается отсутствие вежливости, доброты, дружелюбия, культуры общения между людьми. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. А ведь именно коммуникация обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми возникают и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, развития различных видов детской деятельности, культурных традиций. Этот опыт отношений является основой для дальнейшего развития и становления личности ребенка во многом определяет особенности его самосознания, отношения, поведения, развитие коммуникативных навыков [5]. «Коммуникативное развитие - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста» (С.А. Козлова [3]). Непременно нужно учесть и тот факт, что в целях реализации ФГОС [7], в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач коммуникативного развития. Решение образовательных задач требует организации содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком по интересам деятельности, средств осуществления замысла, партнеров. Объединяющим началом образовательного процесса становится перспектива поступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, что постоянно поддерживается воспитателем в контакте с детьми. Мы решили подробно изучить одно из наиболее часто применяющихся методов - сказкотерапия. Основной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является формирования и развития социально-коммуникативных способностей детей, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, а также развитие его самосознания. «Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предаёт их от сердца к сердцу» (И.В. Вачков [1]). Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Правильно подобранные сказки, могут решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость [6]. Следует заметить, что сказка - это некая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой возрастной категории, есть своя группа сказок. Детям второй младшей группы наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Дети старшей группы предпочитают волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок - это решение проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста [2].
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, используемые педагогами: 1. Народные сказки: простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. 2. Авторские: сказки известных нам писателей-сказочников. 3. Психотерапевтические: их отличительной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста. 4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными. 5. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение. 6. Медитативные сказки используются с целью сформирования у ребёнка представление о том, что существуют положительные модели взаимоотношений с окружающей средой и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов. 7. Диагностические сказки основная задача - определить наличие проблемы у ребёнка и особенности его характера [4]. Таким образом, использования метода сказкотерапии педагогами дошкольного образования в целях развития коммуникативных умений дошкольников, способствует развитию умений эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
Список литературы 1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. Учебное пособие. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии: учебное пособие. - СПб.: Златоуст, 2012. - 352 с. 3. Козлова С.А. Я - человек: программа социального развития ребенка. - М., 2004. - 44 с. 4. Лесина С.В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Диагностика, планирование, конспекты занятий. - М.: Учитель, 2018. - 154 с. 5. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2009. - 280 с. 6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь, 2013. - 128 с. 7. ФГОС ДО (от 17 октября 2013 г.) «Социально-коммуникативное развитие».
Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с. |