На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Детские игрушки как средство социализации детей в семье
Детские игрушки как средство социализации детей в семье
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Исаева Анастасия Алексеевна студентка Научный руководитель Султанбаева Клавдия Ивановна д-р пед. наук, доцент, профессор
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия

Ключевые слова: социализация, детская игрушка, игра.

Игра и игровые традиции имеют не только воспитательный и развивающий, но и социализирующий потенциал. Детская игрушка - это не только инструмент социализации, она - своеобразное связующее звено между ребенком и предметным миром, посредник в общении ребенка с взрослыми и сверстниками, средство обучения и развлечения, а также источник радости и предмет для творчества ребенка. Под социализацией в данной работе подразумеваем «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [2, с. 338].

Исследованием игры и детской игрушки занимались многие ученые. Так, Й. Хёйзинга и Ф. Юнгер считали игру неотъемлемой частью культуры человечества, с чем нельзя не согласиться [6]. Г.В. Плеханов писал, что «игра ребенка является отражением окружающего его объективного мира» [5]. Русские просветители Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания. К.Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Игра, по его мнению, - отчасти собственное создание ребенка [7]. Л. А. Венгер и Д.Б. Эльконин считали, что игра не только позволяет ребенку открывать свой внутренний мир, но и служит его отражением.
Современная игрушка в наибольшей степени стимулирует развитие высших психических функций и личности ребенка, интереса к культурным традициям и техническим достижениям. Игра глобально меняет ребенка. В ней он «становится на голову выше самого себя», отмечал Л.С. Выготский [3, с. 29].
Игрушка, будучи аналогом продуктов деятельности людей, заключает в себе имеющийся социальный опыт, который в процессе игры ребенка с игрушкой осваивается и становится достоянием личности. Стоит отметить, что лишь единицы игрового материала являются полноценными средствами формирования социального опыта ребенка. Именно поэтому игрушка должна быть подобрана ребенку в соответствии с его возрастом, возможностями, степенью развития игровой деятельности. Только тогда она будет оказывать положительное влияние на процесс социализации ребенка, на формирование его социального опыта.
По мнению В.В. Абраменковой, родители должны правильно выбирать игрушки для своих детей, так как если это условие не будет выполнено, то вместо положительных эмоций и позитивных влияний игрушки на его развитие, в ребенке будут зарождаться и развиваться жестокость и агрессивность [1, с. 103].
Именно поэтому к детским игрушкам предъявляются определённые требования, включая их оформление. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Как писал А.М. Горький, игрушка должна вызывать у ребенка более или менее длительное удивление, поскольку это является началом пути к познанию [4].
Наряду с этим так же важен материал, из которого изготовлена игрушка. Чем младше ребёнок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка. Следовательно, игрушка для малышей есть способ освоения окружающего мира.
Все игрушки, независимо от их назначения, должны быть сгруппированы таким образом, чтобы соответствовать росту ребенка и среде, в которой он играет. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что приводит к изменению задач, методов и средств обучения, в том числе, игрового материала.
Наше эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Ручеек» г. Черногорска Республики Хакасия. В диагностике приняли участие 10 детей дошкольного возраста и 10 родителей. В качестве методов и диагностических методик использовалось анкетирование родителей «Игрушки вашего ребенка», беседа с детьми на тему «Мои любимые игрушки» с целью выяснения наличия игрушек у детей, а также его предпочтений в выборе игрового материала и использовании. Помимо этого важно было выяснить причины выбора у родителей той или иной игрушки.
В результате беседы с детьми было выявлено, что у них преобладают образные (100%) и технические (100%) игрушки, затем следуют дидактические (80%) и спортивные (60%) игрушки. Веселые и музыкальные игрушки назывались крайне редко, 10% и 20% соответственно, а театральные (0%) игрушки детьми вовсе не упоминались.
Во время опроса необходимо было выяснить не только наличие игрушек у детей, но и их функциональное использование. В ходе анализа полученных ответов можно сделать вывод о том, что у 60% (6 детей) преобладает интерес к игрушкам, с которыми совершаются элементарные манипуляции, у 40% (4) детей преобладает интерес к образным игрушкам, которые дети включают в свою активную игровую деятельность, а также используют в сюжетно-ролевой игре.
В беседе мы затронули вопрос предпочтений детей в выборе игрушек. Из результатов беседы следует, что лишь 20% (2) детей главным мотивом в выборе игрушки выделяют интерес к способу игры, в то время как остальные 80% (8) детей хотят игрушку, исходя из ее яркого внешнего вида, влияния рекламы или мультфильмов.
На данном этапе исследования можно сделать вывод о том, что у детей наличествуют разнообразные игрушки, как по назначению, так и по ма- нипуляторной деятельности с ними, но ключевым фактором выбора той или иной игрушки остается ее популярность на рынке.
Ответы родителей на вопросы анкеты показали, какие игрушки преобладают у детей в условиях домашнего воспитания. Большинство опрошенных отметило, что у их детей преобладают такие игрушки, как: образные, технические, дидактические и спортивно-моторные. Меньше 30% респондентов указали в своих ответах музыкальные и веселые игрушки, а такие виды, как театральные вовсе отсутствуют в ответах опрашиваемых.
Мы пришли к выводу о том, что родители недооценивают значимость музыкальных, веселых и театральных игрушек для детей в связи с недостаточной осведомленностью их развивающего потенциала для детей, а также в связи с их непопулярностью на современном рынке игрушек.
Результат анкетирования родителей показал, что многообразие современных образных игрушек и факт наличия бесполезных игрушек у детей (исходя из ответов родителей) свидетельствует о преобладании желания ребенка при покупке игрушки. Родители все-таки руководствуются желанием ребенка при покупке игрушки. При этом важно учитывать и понимать социализирующую функцию игрушки.
Проведенное исследование показало, что на формирование детской субкультуры оказывают воздействие массовая культура, социальная реклама и коммерциализация игрушек, которые создают непродуктивное единообразие игрушек и их «глобализацию», что отмечали в своих работах Н.В. Гришина, Е.О. Смирнова, И.В. Сорокина.
Таким образом, в процессе эмпирического исследования нами было установлено, что широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Участие родителей в игровой деятельности детей, правильный выбор игрушек для своего ребенка, также правильная организация игрового пространства - остаются важнейшими педагогическими условиями развития и социализации личности ребенка в семье.


Список литературы
1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети: игрушка и анти-игрушка / В.В. Абраменкова. - М.: Яуза; Эксмо; Лепта Книга, 2006. - 640 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 231 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - С. 1-29.
5. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь / Г.В. Плеханов. - М.: Гослитиздат, 1956. - 248 с.
6. Тюрина Л.А. Й. Хёйзинга и Ф. Юнгер о феномене игры / Л.А. Тюрина // ABYSS. - 2019. - №1 [Электронный ресурс].  
7. Ушинский К.Д. Избранные сочинения / К.Д. Ушинский. - Т. 1. - М., 1953. - 589 с.

Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.