На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности развития памяти младших школьников в условиях цифровизации образования
Особенности развития памяти младших школьников в условиях цифровизации образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Борзенкова Мария Дмитриевна студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Аннотация: в статье представлен анализ особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте. Приведен анализ результатов диагностики учащихся начальной школы. Заслуживает внимания программа, направленная на развитие памяти младших школьников, которая реализовывалась с использованием электронных образовательных ресурсов. С младшими школьниками проходили как традиционные занятия по развитию памяти, так и онлайн-занятия, организованные на таких образовательных платформах, как «Я класс», «Фоксфорд» и другие.


Ключевые слова: цифровизация, цифровые образовательные технологии, младшие школьники, память, развитие памяти.


Сегодня цифровизация жизни становится все более и более глобальной, затрагивает все новые сферы жизни человека. Жизнь современного человека без гаджетов и цифровых устройств не представляется возможной. Не исключением является и сфера образования. Но, к сожалению, при внедрении цифровизации в образовательный процесс не всегда учитываются психологические особенности детей.
С самого рождения дети сталкиваются с высокотехнологичными достижениями (интерактивные игрушки, компьютерные игры и т. д.). Большинство учащихся начальной школы начинают учебу уже будучи активными пользователями цифровых устройств [3]. Электронные доски, дневники сегодня активно используются во всех школах, на уроках дети пользуются приложениями на смартфонах и планшетах, работают на различных электронных платформах.
Исследование влияния цифровизации на когнитивную сферу школьников является в настоящий момент актуальным, поэтому, важно изучить влияние цифровых образовательных технологий на развитие памяти младших школьников, т. к. развитие данного познавательного процесса является одним из условий успешного обучения в школе.
Актуальность развития памяти возрастает с каждым годом. Умение действовать четко, правильно запоминать материал, безошибочно воспроизводить и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к развитию памяти детей.
Память развивается в процессе разнообразной деятельности младшего школьника, имеющей познавательный, творческий характер. Память - процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [2]. Память создает возможность для успешного обучения и развития младших школьников [1]. Работа по развитию памяти у детей должна являться составной частью процесса обучение и воспитания ребенка, так как недооценка роли работы над памятью снижает возможности успешного обучения [4].
Используя цифровые технологии в образовательном процессе, важно исключить или свести к минимуму возможность их негативного влияния. Процессы цифровизации ведут к формированию «клипового мышления», которое отличается постоянным переключением внимания, низким уровнем концентрации и сосредоточения, ограничением объема информации, быстрым забыванием полученной информации и др. [3].
Для изучения особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста была составлена диагностическая программа исследования, в которую вошли следующие методики: тест кратковременной смысловой памяти (по П.И. Зинченко), тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (А.Н. Берштейн), методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия).
Исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Серпухова. В исследовании приняли участие 30 детей, учащиеся 3 класса. Среди испытуемых 16 мальчиков и 14 девочек, средний возраст испытуемых 9,5 лет.
Анализ результатов исследования показал, что у учащихся преобладает низкий и средний уровень развития памяти (42% и 39% соответственно). Для исследуемых учащихся оказались характерными следующие особенности: ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание). Имеется значительное отставание в формировании и становлении произвольного запоминания.
По итогам результатов исследования была составлена программа по развитию памяти в младшем школьном возрасте с использование цифровых образовательных технологий. В качестве электронных ресурсов использовались следующие: электронная доска, планшеты для индивидуальной работы, образовательные платформы «Я класс», «Фоксфорд» и др. На данных платформах дети выполняли интерактивные задания по развитию памяти: «Метод Айвазовского», «Мнемонические техники», «Запомни и найди», «Что изменилось» и другие, решали тесты, проходили викторины онлайн. При такой подаче материала использовались три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Использование презентаций, представленных на учебных платформах, давало возможность рассмотреть сложные задания поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Использование анимационных эффектов способствовало повышению интереса учащихся к изучаемой теме и более интенсивному развитию памяти младших школьников. Дополнительно с детьми использовались задания: «Зрительный диктант», «Нарисуй по образцу», «Повтори-ка» и другие.
Анализ эффективности развивающей программы позволил установить, что учащиеся продемонстрировали, в основном, средний и высокий уровень развития памяти (44% и 39% соответственно), ярко проявилась способность к произвольному и осмысленному запоминанию, к дословному воспроизведению материала. Результаты контрольного этапа исследования показали, что разработанная и реализованная программа, направленная на развитие памяти у детей младшего школьного возраста дала положительный результат. Эффективность развития памяти детей младшего школьного возраста обеспечивалась интеграцией традиционных занятий по развитию памяти и онлайн-обучения, что позволило не только улучшить процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала детьми, но и развить различные виды памяти младших школьников.

Список литературы
1. Венгер Л.А. Познавательные способности и обучение. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Выготский Л.С. Познавательное развитие в детском возрасте. - М.: Психология, 2002. - 457 с.
3. Ефременко И.О. Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. - 2018. - С. 307-313.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: АСТ-пресс, 2015. - 580 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.