Водяницкая А.О., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Лебедева К.С., ст. преподаватель
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что для формирования крепкого дружного классного коллектива необходимо создание благоприятного микроклимата в классе. С первого дня обучения ребенка в школе начинается кропотливая работа по созданию, а затем по формированию классного коллектива. На наш взгляд, именно от внеурочной деятельности, а точнее от особенностей ее организации зависит сформированность и сплоченность школьного коллектива. Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Способами объединения детской группы являются увлечение и включение ее в совместную деятельность, в том числе и внеурочную. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает, возбуждает подъем настроения и сил, объединяет и сплачивает.
Значительное количество исследований в психологии и педагогике посвящено понятию «коллектив». Так, в толковом словаре С.И. Ожегова под понятием «коллектив» подразумевается группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами [6]. По мнению Г.М. Коджаспировой, коллектив - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа [2]. А.И. Каирова предложила рассматривать «коллектив» как группу людей, которые оказывают взаимное влияние друг на друга, и связаны между собой общими социально обусловленными целями, интересами, потребностями, нормами и правилами поведения [1]. С точки зрения А.С. Макаренко, коллектив - это организованная группа, которая имеет согласованную с обществом, объединяющую всех его членов и социально значимую цель деятельности [4]. Таким образом, коллектив - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных социально обусловленными целями, интересами. Изучением проблем формирования коллектива младших школьников занимались многие педагоги. Одним из них был А.С. Макаренко, который впервые выделил и обосновал стадии формирования коллектива [4]. Интересным представляется определение этапов развития детского коллектива А.Н. Лутошкина. По мнению автора, формирование и сплочение коллектива - это «восхождение к вершине», где вершиной считается «Горящий факел», горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива [3]. Особое значение для нас приобретает позиция Л.И. Новиковой, которая утверждает, что не только требования, но и другие средства могут выступать в качестве сплачивающего средства школьников [5]. В качестве такого средства нами рассматривается внеурочная деятельность и формы её проведения. Однако для определения эффективных форм нам было необходимо исследовать проблемы формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности, что и являлось целью нашего исследования на этом этапе. Для этого мы решили, во-первых, провести исследование уровня сформированности коллектива младших школьников, чтобы выявить проблемы, которые возникают у учащихся при общении друг с другом, а также определить роль каждого ребенка в классе. Во-вторых, нами было проведено анкетирование учителей, чтобы выявить их понимание понятия «коллектив» и формы, которые они используют при формировании коллектива школьников во внеурочной деятельности. Кроме того, нам важно выяснить мнение учителей о том, считают ли они свой ученический коллектив сформированным, и какие признаки указывают на это. Для изучения сформированности классного коллектива нами был проведён социометрический опрос, автор методики - К.Э. Сишор. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 42» г. Барнаул, среди учащихся 3-х классов. В результате этого нами были выделены четыре группы учащихся: - 1 группа: учащиеся, удовлетворенные атмосферой внутри класса и своей ролью в нем, дорожат взаимоотношениями с учащимися; - 2 группа: учащиеся адаптированы внутри класса, ценят коллектив; - 3 группа: учащиеся с нейтральным отношением к коллективу, имеют желание отдалиться или изменить свои отношения внутри класса; - 4 группа: учащиеся с негативным отношением к классу, неуцовлетворенностью своим положением и ролью в нем. Полученные данные представлены на рисунке 1.
|
Рис. 1. Диаграмма соотношения уровней сформированности классного коллектива
Результаты социометрического опроса показали, что ученики класса относятся к разным группам сформированности коллектива. Преобладает первая группа учащихся (60 %), которые удовлетворены атмосферой внутри класса и своей ролью в нём, дорожат взаимоотношениями с учащимися. Однако 40 % учащихся имеют определённые проблемы: учащиеся не удовлетворены своей ролью в классе, они имеют желание отдалиться или вовсе перейти в другой класс из-за негативных взаимоотношений внутри ученического коллектива. Вместе с проведением социометрического опроса нами было проведено анкетирование учителей начальных классов. Им было предложено письменно ответить на вопросы, выбрав вариант ответа или кратко написав свой. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Процентное соотношение ответов учителей
№
|
Критерии
|
Ответы педагогов
|
Процентное соотношение
|
1
|
Определение термина «ученический коллектив»
|
Относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления (0)
|
0 %
|
Субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей (0)
|
0 %
|
Органичная часть более сложного объединения, воспитательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов (0)
|
0 %
|
Все представленные ответы (3)
|
100 %
|
2
|
Проявление сформированности коллектива младших школьников
|
В умении взаимодействовать с учителем и одноклассниками(1)
|
33,3 %
|
В умении сотрудничать, наличии общих общественных интересов (2)
|
66,6 %
|
3
|
Определение признаков сформированности классного коллектива
|
Единство интересов и целей (2)
|
66,6 %
|
Мотивация к совместной деятельности (2)
|
66,6 %
|
Деловая сплоченность (1)
|
33,3 %
|
Взаимосплоченность (3)
|
66,6 %
|
Единство этических норм (1)
|
33,3 %
|
Все варианты (1)
|
33,3 %
|
4
|
Определение сформированности коллектива класса
|
Учащиеся между собой дружны, им комфортно взаимодействовать друг с другом (3)
|
100 %
|
В классе существуют группы по интересам (0)
|
0 %
|
Коллектив класса не сформирован (0)
|
0 %
|
5
|
Используемые формы сплочения коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
|
Кружок (2)
|
66,6 %
|
Секция (0)
|
0 %
|
Студия (0)
|
0 %
|
Соревнование (1)
|
33,3 %
|
Экскурсия (3)
|
100 %
|
Из результатов анкетирования следует, что учителя верно интерпретируют термин «коллектив». Это указывает на то, что респонденты понимают признаки сплоченности ученического коллектива. На вопрос о проявлении сформированности коллектива учителя ответили по-разному. Из этого следует, что не все респонденты осознают, что взаимодействия с учителем и одноклассниками недостаточно для сплоченности коллектива класса. При выделении признаков коллектива, каждый учитель ориентировался на свой класс. Один из респондентов выделил все варианты, которые свидетельствуют о сплоченности ученического коллектива. Также единогласно респонденты ответили на вопрос о сформирмированности их классных коллективов. Наиболее популярными формами внеурочной деятельности, используемые респондентами, являются кружок, экскурсия и соревнование. Одним из респондентов была отмечена единственная реализуемая форма - экскурсия. Это свидетельствует о том, что не все учителя проводят с детьми активную воспитательную работу по сплочению коллектива. Таким образом, исходя из проводимых исследовательских процедур, нами были выявлены проблемные аспекты в формировании коллектива младших школьников во внеурочной деятельности. Со стороны некоторых учащихся обнаружены такие признаки как неуцовлетворенность своим положением в классе, негативное отношение к одноклассникам, а также желание отдалиться. Это свидетельствует о недостатке проведенной воспитательной работы по сплочению ученического коллектива. Вместе с тем, со стороны педагогов было выявлено, что, несмотря на утверждение о сформированности классных коллективов, не все учителя достаточно реализуют формы внеурочной деятельности. Ведь для того, чтобы сплотить ученический коллектив, важно включать учащихся в разнообразные виды внеучебной деятельности, позволяющие иметь общие социально-значимые цели и интересы.
Библиографический список 1. Каирова, И. А. Педагогический словарь / И. А. Каирова. - Москва : Просвещение, 2013. - 256 с. 2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - Москва : Академия, 2005. - 448 с. 3. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. - Москва : Просвещение, 1986. - 120 с. 4. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1972. - 334 с. 5. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова. - Москва : Просвещение, 1980. - 142 с. 6. Ожегов, С. И. Толковый русский словарь. - Москва : Просвещение, 2012. - 614 с.
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020. |