На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений
Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Антонова В.Д., г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель: Васильева О.И., канд. пед. наук, доцент

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, а также учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей за 2012-2017 годы, период с 2018 по 2027 год объявлен в России Десятилетием детства.
Данное решение было принято исходя из множества факторов, одним из которых является фактор нарушения детско-родительских отношений, обусловливающее пагубные последствия как для конкретного ребёнка и его семьи, так и для общества в целом. «Замотанные, уставшие мамы и папы, зачастую, сами недолюбленные в детстве, множат такое явление, как детское одиночество. А отсюда, растёт количество детей, находящихся в социально опасном положении» [1, с. 49]. Исследователи причин нарушения детско-родительских отношений считают, что проблема кроется в педагогической некомпетентности родителей.


В соответствии с существующей Конституцией страны забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» данное право является преимущественным перед всеми другими лицами. Родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44). Важно отметить, что если педагоги, воспитывающие и обучающие детей, получают профессиональное образование, проходят повышение квалификации, то для родителей соответствующей подготовки не предусмотрено [4, с. 47].
Большое внимание педагогическому просвещению родителей, их педагогической грамотности, формированию правильных взаимоотношений с детьми уделяли многие педагоги прошлого (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев). Интерес к изучению данного феномена нашёл своё отражение в многочисленных исследованиях современных российских ученых. Академик С.В. Дармодехин считает, что семья, родители являются стратегическим институтом общества, который во многом определяет качество будущих поколений. «Особенности современной воспитательной ситуации требуют новых подходов к их воспитанию, нового качества подготовки родителей к исполнению своих обязанностей» [4, с. 48].
Под эгидой Министерства образования и науки в рамках проекта «Родительский университет» разрабатывается Концепция обучения родителей по вопросам воспитания. Особая роль в организации учебы отводится общественным объединениям родителей (Национальная родительская ассоциация). Планируется разработать межведомственную дорожную карту и включить в неё весь комплекс вопросов разработки и реализации системы подготовки родителей к воспитанию [3, с. 15].
Родительское образование - это основа профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, условие правильного семейного воспитания. По результатам исследования социального сиротства, которое было проведено в 2019 году Аналитическим центром при Правительстве
Российской Федерации, в 2018 году по сравнению с 2017 годом в 19 регионах наблюдается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных (в интервале от +2 % до +73 %) [7]. Вышеперечисленные данные подтверждают актуальность проблемы и доказывают значимость целенаправленного формирования детско-родительских отношений, что является основой работы социального педагога с семьей.

Школа является главной платформой взаимодействия детей, родителей и педагогов. Помощь современной российской семье должна стать императивом для каждого педагога и всего педагогического общества. Семья - субъект педагогического взаимодействия и социальнопедагогическая среда развития ребенка. Предупреждению социального сиротства, с точки зрения В.И. Загвязинского, будет способствовать создание следующих условий:

• утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;
• разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни;
• формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь;
• возрождение лучших семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе;
• организация педагогического консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании, преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;
• организация семейного досуга [5, с. 85].


Вышеуказанные условия являются составляющей работы социального педагога по формированию благоприятных детско-родительских отношений.
Для описания системы «родитель - ребенок» используются самые разные термины: «тактика воспитания», «типы воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительское отношение», «детско-родительские отношения».


Детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [8, с. 89].
Под родительскими отношениями принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [9, с. 704].
Характер межличностных отношений в каждой конкретной семье, способы их выражения оказывают влияние на личность, как взрослого, так и ребенка, и способствуют или мешают мобилизации его возможностей. Негативные установки некоторых членов семьи могут приводить к снижению настроения и мотивации ребенка к обучению, вызывать уход в себя, чувство вины, гиперзависимость, отстраненность и отчужденность. Нарушения детско-родительских отношений могут являться одной из причин девиантного поведения ребенка.
Нами был изучен опыт, связанный с формированием детско-родительских отношений в нашем крае. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи совместно с КГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» разработана Программа родительского образования «Школа ответственного родительства» (2011 г.). По оценке Национальной Родительской Ассоциации, данная программа входит в двадцатку лучших региональных программ родительского просвещения [6]. Одной из сильных сторон программы является диагностика семейного стиля воспитания, характеристика возможных причин возникновения того или иного стиля, а также рекомендации для педагогов по взаимодействию с семьями.
В 2015 году в программу «Школа ответственного родительства» внесены дополнения и изменения с учетом современных требований. Документ был представлен на широкое обсуждение общественности края.
В 2014-2015 учебном году Администрацией края совместно с Алтайским краевым советом родительской общественности начата реализация проекта по проведению краевых и муниципальных родительских собраний (Школы ответственного родительства, Родительские академии, родительский всеобуч) в формате видеоконференций с приглашением специалистов различных ведомств. С сентября 2014 года организовано пять краевых родительских собраний, участниками которых стали более 6500 человек [2]. В общеобразовательных учреждениях Алтайского края программу родительского образования реализуют педагоги, психологи и социальные педагоги (например, в МБОУ «Гимназия № 42» г. Барнаула).
Одной из задач социального педагога в работе с семьей является предупреждение нарушения детскородительских отношений. Первым этапом в его деятельности является социально-педагогическая диагностика. Для проведения диагностики нами был подобран следующий инструментарий: Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми по И. Марковской (ВРР), Шкала общения родителя с ребёнком (А.И. Баркан). Данные методики позволяют выявить эмоциональное состояние ребенка в семье, характер детскородительского взаимодействия (со стороны родителя и ребенка), отношение родителя к ребенку.
Апробация методик осуществлялась на семье Созиновых в составе 3 человек (мать, отец и ребенок 15 лет). Анализ результатов диагностики позволяет сделать следующие выводы: взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, но также наблюдается слабая заинтересованность жизнью ребенка, психологическая дистанция между родителем и ребенком и осуществление слабого контроля; ребенок удовлетворительно чувствует себя в семье, ему не хватает требовательности со стороны взрослых, но в целом наблюдаются близкие, позитивные и уважительные отношения.


На основе анализа программ и с учетом результатов диагностики, нами были разработаны рекомендации социальному педагогу по формированию детско-родительских отношений.
1. Проведение диагностической работы.
2. Разработка программы по формированию детско-родительских отношений в общеобразовательном учреждении.
3. Учет стиля семейного воспитания в работе с родителями и ребенком.
4. Использование разнообразных способов мотивации участия родителей в программах родительского образования.
5. Подбор и применение методов получения обратной связи.
6. Создание доверительных отношений с родителями.
7. Организация обмена позитивным опытом семейного воспитания, формирование взаимодействия «родитель - родитель».
8. В работе с детьми и родителями создание ситуации успеха.
9. Использование активных и интерактивных форм и методов работы, групповых и индивидуальных занятий, совместных занятий с родителями и детьми.
10. Основные направления программы:
• семейные ценности и традиции;
• основы семейной жизни и родительства для старшеклассников;
• повышение педагогической компетенции родителей и воспитательного потенциала семьи;
• организация совместной социально-значимой деятельности и досуга родителей и детей.
Формирование детско-родительских отношений - важнейшая задача и направление деятельности социального педагога.


Библиографический список
1. Бачева, Е. В. Родительству стоит учиться! / Е. В. Бачева // Социальная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 49-51.
2. В Алтайском крае представили инновационный опыт по реализации проекта «Школа ответственного родительства» // Министерство образования и науки Алтайского края.
3. Дармодехин, С. В. Нашей стране нужна эффективная система подготовки родителей к воспитанию детей / С. В. Дармодехин // Воспитание школьников. - 2017. - № 3. - С. 13-20.
4. Дармодехин, С. В. О проектировании системы подготовки родителей к воспитанию детей / С. В. Дармодехин // Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 47-52.
5. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. - Москва, 2012. - 405 с.
6. Национальная Ассоциация Родителей // Национальная родительская организация.
7. Причины социального сиротства: сайт // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. ношения как фактор развития общения детей раннего возраста / Е. Н. Токарева, Л. С. Рычкова // Психология. - 2011. - № 13. - С. 89-93.
9. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 704-707.

Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.