На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Коррекция гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста
Коррекция гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

© Сахманова Александра Вячеславовна педагог-психолог

МАОУ ДО «Городской дворец детско-юношеского творчества»

Россия, г. Улан-Удэ

Е-mail: sahmanova2012 собачка yandex.ru

Статья посвящена проблеме синдрома дефицита внимания c гиперактивностью у детей, а также методам работы и оказания психологической помощи таким детям. Данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в школьном возрасте. Своевременное выявление синдрома дефицита внимания c гиперактивностью у детей способствует четкой организации общения у таких детей, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка. Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит создание благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, синдром дефицита внимания, гиперактивность, психолого-педагогическая коррекция.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания c гиперактивностью (СДВГ) в школьном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в школьном возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г. Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет». Причинами возникновения гиперактивности, по мнению Г. Н. Мониной, могут быть «органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепномозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [11, с. 56].

По данным разных авторов [1, 2, 3], гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% детей характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному — два, то сейчас — до пяти человек и более.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности — это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (греч. syndrome — скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы. К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы [1, 2].

Целью коррекции является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций.

Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс мероприятий или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, что в лечении и коррекции СДВГ надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

• просветительные беседы с ребенком, родителями, учителями;

• обучение родителей и учителей поведенческим навыкам;

• расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков и секций;

• специальное обучение в случае затруднений с учебой;

• медикаментозная терапия.

В начале лечения врач и психолог обязательно проводят просветительную работу. Родителям и ребенку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Взрослые часто не понимают, что происходит с ребенком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребенка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит создание благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.

Работа педагога и психолога в школе включает:

- изменение окружения (место ребенка в группе — рядом с педагогом, изменение режима занятия с включением минуток активного отдыха);

- создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

- коррекцию негативных форм поведения, в частности, немотивированной агрессии;

- регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.

Данная работа требует значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребенка.

Успех будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии — главный залог успеха.

Примерами поставленных целей для ребенка могут быть: хорошее выполнение домашних заданий, примерное поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда и другие.

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребенка, но и взрослых, прежде всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Врачами давно подмечено, что мать такого ребенка излишне раздражительна, импульсивна, у нее часто снижено настроение. Для доказательства того, что это не просто совпадение, а закономерность, были проведены специальные исследования, результаты которых были опубликованы в 1995 г. в журнале «Семейная медицина». Оказалось, что частота так называемой большой и малой депрессии встречается среди обычных матерей в 4-6% и 6-14% случаев соответственно, а среди матерей, имевших гиперактивных детей — в 18 и 20% случаев соответственно. На основании этих данных ученые сделали вывод, что матери гиперактивных детей обязательно должны проходить психологическое обследование. Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения. Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу, как матери, так и ребенку. Остановимся на некоторых из них. Это визуализация, медитация, аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, модель релаксационного тренинга.

Таким образом, у гиперактивных детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приемов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства. Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребенка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия родителей, учителей будут вознаграждены.

Литература

1. Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб., 1993. — №3. — 95 с.

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.

— М. : Изд-во Института психотерапии, — 2001. — 96 с.

3. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М., 1994.

— 49 с.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб. : Питер, 2000. — 528 с.

5. Возрастные особенности психического развития детей / под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982. — 101 с.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М. : АПН РСФСР, 1960. — 500 с.

7. Дробинская А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. — 1999. — №1. — 86 с.

8. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М. : ВНИНМИ, — 1980. — 50 с.

9. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М. : Академия, 2005. — 256 с.

10. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5. М. : Школа- Пресс, 2000. — 112 с.

11. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М. : Генезис, 2002. — 192 с.

12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992. — 94 с.

13. Монина Г. Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. — М., 1987. — 98 с.

14. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 125 с.

Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.