На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Снижение тревожности и повышение уровня стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях ЕГЭ путем применения программы психолого-педагогического сопровождения
Снижение тревожности и повышение уровня стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях ЕГЭ путем применения программы психолого-педагогического сопровождения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

© Потемкин Виктор Евстафьевич

педагог-психолог

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Россия, г. Улан-Удэ

Е-mail: potyomkinv собачка mail.ru

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, связанная с подготовкой к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам. Психологопедагогическое сопровождение старшеклассника в ситуации единого государственного экзамена способствует оптимальному использованию психолого-педагогических средств в образовательном процессе и предполагает конструктивное взаимодействие педагога, психолога и старшеклассника. Оно способствует осуществлению рефлексии учебной и внеучебной деятельности, самостоятельности и ответственности в реализации личностных выборов, позволит разрешить его внутренние противоречия в представлениях о себе и своих способностях, сформировать субъектную позицию, а также обеспечить комплексное решение задач личностного саморазвития старшеклассника средствами образования.

Ключевые слова: тревожность, единый государственный экзамен, выпускник, психологопедагогическое сопровождение.

На этапе обновления современной системы образования уделяется большое внимание формированию потребности сохранения своего здоровья у подрастающего поколения через здоровый образ жизни. Инновации, вводимые в настоящее время в общее образование, которые как считается, направлены на улучшение качества образования, одновременно влекут за собой определенную напряженность среди всех участников образовательного процесса. Это напряжение нередко перерастает в стресс, как у школьников, так и у педагогов. В данном случае о здоровье не может идти речи. Исследования, проведенные Британской Медицинской Ассоциацией, показали, что вследствие стресса организм переходит на повышенный режим функционирования и не способен расслабиться, даже если источник стресса исчезает. В результате этого Британские компании проводят регулярный стресс-аудит людей наиболее подверженных риску [1, с. 142].

В 11 классе на первый план — вновь и на новом уровне — выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой стороны — проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные.

Последние психолого-педагогические исследования характеризуются расширением спектра вопросов, связанных с обоснованием личностной и социальной значимости проживания старшеклассником своего возрастного периода; признанием за ним права выбора направления и содержания саморазвития и права на психолого-педагогическое сопровождение его в условиях единого государственного экзамена (ЕГЭ). Усиление внимания к личности каждого участника образовательного процесса выдвинуло на первый план идею психологического и педагогического сопровождения процесса обучения. Сопровождение в педагогической психологии понимают, как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына). Суть идеи психолого-педагогического сопровождения — комплексный подход к решению проблем во время экзаменационных испытаний. Понимание психолого-педагогического сопровождения личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе. Однако анализ деятельности педагогических коллективов образовательных школ показал, что учителя испытывают определенные трудности в организации психологопедагогического сопровождения старшеклассника такого нововведения как ЕГЭ. Требуется поиск педагогических условий, позволяющих эффективно организовать процесс психолого-педагогического сопровождения не только старшеклассника, но и всех участников образовательного процесса в ситуации единого государственного экзамена. В связи с этим были поставлены цели: изучить уровень тревожности старшеклассников в предэкзаменационный период; разработать и обосновать модель психолого-педагогического сопровождения старшеклассника в ситуации единого государственного экзамена (ЕГЭ). Исследование проводилось с 2013 по 2016 год на базе МБОУ Онохойских средних общеобразовательных школ №1, №2 Заиграевского района республики Бурятия. В эксперименте на разных его этапах приняло участие 108 старших школьников — выпускников 11-х классов общеобразовательных школ в возрасте 16-17 лет обоего пола.

Главной задачей педагога-психолога является грамотно выстроить помощь педагогам, учащимся и родителям. Суметь помочь всем участникам образовательного процесса определять и использовать свои возможности предотвращать эмоциональные стрессы. Помочь овладеть приемами саморегуляции. Владеть приемами саморегуляции — это значит развить в себе способность произвольно управлять своей деятельностью. Чтобы достовернее убедиться в этом, мы решили наших 108 испытуемых- старшеклассников, которые приняли участие в констатирующем эксперименте, условно разделить на две группы по типам темперамента. В экспериментальную группу вошли — 15 сангвиников, 18 холериков, 15 флегматиков, 8 меланхоликов (всего 56 чел.), в контрольную группу вошли 14 сангвиников, 17 холериков, 14 флегматиков, 7 меланхоликов (всего 52 чел.). В рамках эксперимента выбраны и проведены наблюдения с использованием стандартных психологических тестов, а также использовался аппаратный метод с помощью прибора ГРВ (газоразрядной визуализации) [3, с. 76]. Определены уровень тревожности, психоэмоционального состояния, работоспособности, тип темперамента, тип нервной системы, личностные особенности. Выявлено повышенный уровень тревожности, снижение стрессоустойчивости, энергоресурса, неустойчивость эмоциональной сферы, не- сформированность навыков саморегуляции. Сделана статистическая обработка данных, были разработаны модель психолого-педагогического сопровождения, программа саморегуляции «Владей собой», были выработаны индивидуальные рекомендации.

С помощью прибора ГРВ и теста Люшера выявлялись корреляты личностных свойств, влияющих на снижение уровня тревожности, а также проводился мониторинг состояний до коррекционной работы и после нее. Кроме того, был проведен анализ успешности результатов ЕГЭ в экспериментальной группе и контрольной. Психокоррекционная программа «Владей собой» осваивалась путем назначенных двух сессий в течение 10 дней каждая: первая сессия проводилась в марте (2016 г.); вторая сессия в конце апреля (2016 г.) непосредственно перед Единым государственным экзаменом. После повторной сессии проводилась диагностика состояний старшеклассников из экспериментальной группы (56 ч.) и из контрольной группы (52 ч.) с помощью теста Люшера и прибора ГРВ биоэлектрографии.

Так, применение теста Люшера позволило проследить за изменением психоэмоционального состояния в ходе применения программы саморегуляции «Владей собой». В экспериментальной группе из 56 старшеклассников: состояние значительно улучшились у холериков 18 чел., у меланхоликов 8 чел., у сангвиников — 15 чел. и флегматиков — 15 чел. улучшение незначительное, так как первоначальные показания у них были в пределах психофизиологической нормы. В ходе тестирования после коррекционной работы, мы установили, что синий цвет предпочитается испытуемыми чаще, чем отвергается. Напомним, что по Люшеру, синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность. Из числа контрольной группы (52 чел.) синий цвет выдвигался чаще на позиции с 6 по 8-ую. Сравним полученные выборки по синему цвету в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1):

Таблица 1

Эмпирические частоты в выборке позиций синего цвета

Позиции синего цвета

Экспериментальная группа (эмпирич. частоты)

Контрольная группа (эмпирич. частоты)

1

22

6

2

19

8

3

11

5

4

3

4

5

8

8

6

5

15

7

4

17

8

4

11

Сумма

76

74

Исходя из полученных данных, видно, что в экспериментальной группе синий цвет выдвигается чаще на первые позиции, в контрольной же чаще выбирается на последние позиции. Можно полагать, что коррекционная программа улучшила состояние старшеклассников из экспериментальной группы. Для достоверности наших суждений мы провели сопоставление двух эмпирических распределений синего цвета по восьми позициям при помощи X- критерия Колмогорова-Смирнова (Сидоренко В. Е., 2001). Максимальная разность между накопленными эмпирическими частотами составляет 0,427 и падает на четвертый разряд. При математических расчетах, мы получили, распределение синего цвета по 8 позициям в двух выборках различаются.

Таким образом, мы можем констатировать, что по результатам тестирования по Люшеру, вследствие проведенной психокоррекционной работы, психические состояния старшеклассников значительно улучшились и существенно отличаются от результатов в контрольной группе.

При обследовании испытуемых из экспериментальной группы методом ГРВ биоэлектрографии после проведения коррекционной программы, мы наблюдали следующую картину: по показателям ГРВ-графии выявились достоверные различия между показателями интегральной площади ГРВ- грамм в сравнении с контрольной группой испытуемых. У исследуемых с сангвистическими и флегматическим типами темперамента из контрольной группы показатели интегральной площади ГРВ-грамм находятся в зоне нормы. У исследуемых с холерическим и меланхолическим типами темперамента показатель интегральной площади слева и справа находятся ниже нормы, что свидетельствует об энергетической недостаточности организма в целом. В экспериментальной группе после применения программы «Владей собой» у исследуемых холериков и меланхоликов интегральная площадь ГРВ-грамм приблизилась к норме, а у некоторых лиц была в зоне нормы. При визуальной оценке учитывался известный факт, что чем лучше тип ГРВ-грамм, тем стабильнее и устойчивее психотип человека, наиболее характерно, как мы заметили для сангвиников и флегматиков. Нам удалось установить, что лица, с выраженной лабильностью психологического статуса и вегетативной неустойчивостью (холерики, меланхолики) демонстрировали наибольшую вариабельность ГРВ-грамм. Напротив, у лиц в устойчивом психофизиологическом состоянии отмечалось хорошая повторяемость и воспроизводимость параметров. Такой же эффект наблюдался и после коррекционного воздействия.

Полученные положительные результаты, которые были зафиксированы тестом Люшера и методом ГРВ биоэлектрография и подтверждены методами статистики. Они позволяют судить об эффективности применения программы саморегуляции «Владей собой», о снятии негативных психических состояний в ходе эксперимента. Предложенная программа расслабления и выхода из экстремальных эмоциональных ситуаций, каковой является экзамен, поможет программировать уверенность в себе, самообладание, мобилизацию всего организма, свободное владение телом.

Надо отметить, что психокоррекционная работа — это один из компонентов программы психолого-педагогического сопровождения, в которую также входят и диагностика, и индивидуальная работа, и профилактические мероприятия.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника в ситуации единого государственного экзамена способствует оптимальному использованию психолого-педагогических средств в образовательном процессе и предполагает конструктивное взаимодействие педагога, психолога и старшеклассника. Основополагающими характеристиками психолого-педагогического сопровождения старшеклассника в ситуации ЕГЭ являются: организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики индивидуального психоэмоционального состояния старшеклассника; стимулирование осознания старшеклассником перспектив повышения уровня стрессоустойчивости в условиях ЕГЭ; рост профессионального мастерства педагогов; оказание помощи старшекласснику в обучении его приемам саморегуляции, направленные на снижение уровня тревожности во время экзаменационных испытаний. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника в условиях единого государственного экзамена способствует осуществлению им рефлексии учебной и внеучебной деятельности. Также способствует самостоятельности, ответственности в реализации личностных выборов, позволяет разрешать его внутренние противоречия в представлениях о себе и своих способностях, сформировать субъектную позицию, обеспечит комплексное решение задач личностного саморазвития старшеклассника средствами образования.

Литература

1. Дехтяр Б. С. Антистрессовая аптека. — М. : Терра-Спорт, 2010. - 128 с.

2. Зюзько М. В. Психологическое консультирование для начинающего учителя. — М. : Просвещение, 2005. — 227 с.

3. Коротков К. Г. Принципы анализа в ГРВ биоэлектрографии. — СПб. : Реноме, 2007. — 286 с.

4. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Ч. 3. — СПб. : Институт тренинга, 1997. — 103 с.

5. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. — М. : Академия, 2007. — 288 с.

6. Тревога и тревожность / Сост. И общая редакция В. М. Астапова. — СПб. : Питер, 2008. — 256 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.