На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Причины осложненного поведения детей группы риска как объект внимания социального педагога в образовательной организации
Причины осложненного поведения детей группы риска как объект внимания социального педагога в образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

© Пагбаева Билигма Цыренжаповна социальный педагог

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: Bainbiligma собачка mail.ru

В статье рассматриваются проблемы, связанные с сиротством, беспризорностью, безнадзорностью. Данные проблемы связаны в основном с детьми, входящими в группу риска. Они обусловлены проблемами большинства семей, имеющих ряд таких факторов, как низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, пьянство, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений. Социально-экономическое положение семей — это одна из основных причин их неблагополучия. Основными неблагоприятными социальнопедагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков, входящих в группу риска, являются, с одной стороны, недостатки семейного воспитания, с другой — педагогические ошибки учителей и противоречия личностного развития подростков.

Ключевые слова: дети группы риска, осложненное поведение, социальный педагог, образовательная организация.

Проблемы, связанные с сиротством, беспризорностью, безнадзорностью, всегда остро стоят в образовательной организации и связаны они в основном с детьми, входящими в группу риска, обусловленные проблемами большинства семей, имеющих ряд таких факторов как: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, пьянство, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений. Социальноэкономическое положение семей — это одна из основных причин их неблагополучия. Но помимо экономической составляющей, немаловажной на сегодняшний день является и социально-психолого-педагогическая поддержка семьи. Работа в этом направлении отчасти может снизить, сохранить, иногда реабилитировать неблагополучные семьи. В связи с этим созданы множества учреждений, осуществляющих целенаправленную деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи, которые осуществляют межведомственное взаимодействие в решении проблем социальной защиты семей, прав ребенка, организации индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

Когда говорят о детях, входящих в группу риска, обычно имеют в виду педагогические трудности. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — затруднения работы с этими детьми, но не рассматривается вторая — трудности жизни самих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Они часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом, в связи с отсутствием образца поведения.

Сложности в поведении детей неодинаковы, у кого-то более выражены, у кого-то менее. Все дело в том, что продолжительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника и тем более у дошкольника, поэтому данное поведение подростка (условно назовем «осложненное» поведение — это устойчивые отклонения от социальных и культурных норм жизни) в результате многократного повторения приобретают устойчивость и преодолеваются труднее. Чем раньше будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее коррекция недостатков в поведении.

Данное поведение обусловливается тремя основными факторами: педагогической, социальной запущенностью и отклонениями в психофизическом развитии. В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других — их сочетания. В тех случаях, когда эти факторы вовремя не предупреждаются и не корригируются, у ребенка появляются более сложные проблемы в поведении. В группу риска нередко включаются и те педагогически запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода. Под педагогической запущенностью понимается такое состояние, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы. В основе педагогической запущенности лежат три ряда обусловливающих ее факторов:

• пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях и деятельности, наличие искаженных понятий и отрицательного жизненного опыта;

• недостатки, отступления от нормы или дефекты в развитии черт и качеств личности;

• недостатки или отступления от нормы во взаимоотношениях личности с окружающими.

В результате нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрасте ребенка, и в каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика педагогической запущенности проявляется у подростков. В сочетании с некоторыми особенностями этого периода педагогическая запущенность обусловливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной. Несмотря на неповторимо своеобразный, индивидуальный облик каждого подростка с осложненным поведением, в проявлениях педагогической запущенности детей наблюдается много общих черт, которые выступают как внешние признаки педагогической запущенности, то есть ее симптомы.

Можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети, входящие в группу риска». Во-первых, для этих подростков характерно отклоняющееся от нормы поведение. Во-вторых, у таких детей и подростков, наблюдаются нарушения поведения, которые затруднительно корректировать. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. В-третьих, «трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не «плохие», «безнадежные» учащиеся, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников определяются конфликтными отношениями в семье, просчетами воспитательной системы школы, изоляцией от товарищей в силу каких-то причин, социальной дезадаптацией и стремлением утвердить себя любым способом и в различных группах. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Из-за ошибок, допускаемых в воспитании и перевоспитании педагогически запущенных учащихся, возникает еще и такое явление, как социальная запущенность. Речь идет о подростках, которые сопротивляются педагогическому воздействию, кроме того, у них не сформированы полезные умения и навыки, сужена сфера интересов. Все это усугубляется глубоким отчуждением от семьи и школы. Для социально запущенных подростков характерно бродяжничество, наркомания, пьянство и т. п.

В психолого-педагогической литературе выделяются три стратегии семейного воспитания, ведущие к конфликтам. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснить причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не совсем корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипопротекция — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение их становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперпротекция — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при завышенных ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте у ребенка обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая неприемлемые для него требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также при непоследовательности их требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Гипопротекция и безнадзорность, как правило, наблюдаются в неполных семьях (с отсутствием одного из родителей), а так же в семьях, где родители состоят в конфликтных отношениях или злоупотребляют алкоголем, а иногда ведут безнравственный образ жизни. Причиной гипопротекции и безнадзорности может являться нежелание или невозможность родителей уделять внимание и время воспитанию детей, которые рассматриваются как помеха достижению личных эгоистических целей.

Воспитание в неполной семье, в частности, становится неблагоприятным в том случае, когда родитель чувствует себя несчастным и, замыкаясь в себе, не способен создать своему сыну или дочери необходимые условия для формирования позитивных чувств и удовлетворения от жизни. Чрезмерно опекающий родитель принимает решения за ребенка, защищает его даже от незначительных или воображаемых трудностей вместо того, чтобы помочь преодолеть их. Это приводит к зависимости ребенка и мешает формирования у него ответственности, приобретению социального опыта за пределами семьи, изолирует от других источников социальных влияний. У таких детей возникают трудности в общении с окружающими, у них высока в связи с этим опасность невротических срывов и психических расстройств. Родитель навязывает ребенку свой жизненный опыт, вместо того, чтобы способствовать приобретению индивидуального.

Недостаточное же общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивает возможности его развития, но и ставит его на грань психологического риска. Постоянное родительское давление, не соответствующее нуждам и потребностям ребенка, обычно направлено на то, чтобы он стал не тем, кто он есть на самом деле или кем он может быть, а тем, каким они хотят его видеть. Другим типом неверного воспитания в семье является чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности нередко с использованием наказаний, в том числе физических, за малейшие проступки. Любое действие ребенка в такой семье сопровождается замечаниями, упреками, унижениями. От детей школьного возраста при таком типе неправильного воспитания чаще всего пытаются добиться повышенных успехов в школе без учета реальных возможностей, принуждают заниматься нелюбимым делом, ограничивая свободное время, в ущерб отдыху, играм и свойственным возрасту стремлением к развлечениям.

Необоснованное завышение требований к учебным показателям школьника ведет к отрицательным последствиям в виде стойкого снижения успеваемости, отказа от посещения школы. Родители подростков при указанном виде неправильного воспитания проявляют мелочную опеку поведения подростка, запрещают всякое проявление самостоятельности, могут публично ущемлять достоинство подростков, не учитывая повышенной ранимости, обостренного самолюбия, свойственных данному возрасту. Указанные ошибочные воспитательные воздействия могут быть источником реакций протеста против родительского деспотизма. Нередко типом неправильного воспитания в семье является воспитание по принципу «кумир семьи». Ребенок при этом является объектом общего обожания и восхищения в семье, родители выполняют все его требования, задаривают подарками. Постепенно в такой обстановке ребенок превращается в маленького деспота, удовлетворению желаний которого подчинены интересы всех близких. Они очень эгоистичны. В домашней среде они могут быть бессердечны и к близким людям.

Противоречивое воспитание характеризуется двойственным воспитательным подходом со стороны матери, отца или других близких родственников. То, что запрещает один из родителей, разрешает другой. В результате ребенок усваивает двойной стандарт поведения в зависимости от того, с кем из родителей он общается. Такой тип воспитания препятствует формированию у ребенка единых психологических установок, способствует закреплению черт приспособленчества, лживости.

Образовательная организация, составляющая социальную и образовательную среду, в которой дети находятся в течение значительной части времени, нередко оказывается причиной многих проблем. Часто это связано с поступлением в школу, из-за перехода от игр к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине. При этом степень адаптации зависит от того, как ребенка готовили к учебной деятельности. Положение обучающегося осложняется при задержке психофизического развития, при отсутствии психологической готовности, когда ребенок имеет, например, трудности в словесном общении или воспитывался в неблагоприятных условиях. Ухудшает положение «наклеивание» на него ярлыка неуспешного ребенка, так как отношение к нему в соответствии с диагнозом меняется, например, при прохождении ПМПК, а ответственность за его успешную учебу перекладывается с педагогов на медиков. Часто ошибка специалистов тяжело отражается на судьбе ребенка, и ему требуется серьезная психокоррекционная помощь. Случаи, когда личность ребенка оказывается достаточно сильной, противостоять неблагоприятному педагогическому воздействию и сохраниться несмотря ни на что — редки. Из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного ориентацией на высокие показатели, отстающих учеников неизбежно осуждают, в дальнейшем к ним относятся враждебно. У таких детей легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психических расстройств. К школьным стрессовым ситуациям можно добавить неприятие школьным коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах, или принуждение к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребенка соответствовать желаниям и деятельности сверстников становится почти непрекращающееся напряжение в отношениях.

Серьезной психической травмой может стать смена школьного коллектива. Большой проблемой для ученика может стать негативное (враждебное, пренебрежительное, скептическое) отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного или невротичного воспитателя, пытающегося справиться с детьми только с позиции силы.

Таким образом, основными неблагоприятными социальнопедагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков входящих в группу риска, являются, с одной стороны, недостатки семейного воспитания, с другой — педагогические ошибки учителей и противоречия личностного развития подростков.

Литература

1. Щуркова, Н. Е. Осложненное поведение как объект внимания социального педагога / Н. Е. Щуркова // Социальная педагогика. — 2006. — № 3. — С. 40-46.

2. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272

3. Шишковец, Т. А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Т. А. Шишковец. — М., 2006. — 192 с.

4. Епифанова, И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением / И. Епифанова // Воспитание школьников. — 2006. — № 1. — С. 23-25.

5. Кедярова, Р. Н. Психологические причины неуспеваемости и работа школы с педагогически запущенными учащимися / Р. Н. Кедярова // Социально-педагогическая работа. — 1999. — № 6. — С. 67-76.

6. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 368 с.

7. Брязгунов, P. И что с ними делать? / И. Брязгунов, Е. Касатикова // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2002. — № 1. — С. 103-107.

8. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. — 2006. — № 9. — С. 26-35.

9. Лиманская, Е. Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция Е. Г. Лиманская // Социально-педагогическая работа. — 2004. — № 3. — С. 89-105.

10. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 560 с.

11. Степанов, С. / Почему они разговаривают матом? / С. Степанов // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2003. — № 1. — С. 77-80.

12. Решетников, О. Что скрывается за сленгом 14-16-летних / О. Решетников // Воспитание школьников. — 2004. — № 4. — С. 16-21.

13. Ватова, Л. Молодежный вандализм как психологический феномен / Л. Ватова // Социальная педагогика. — 2003. — № 1. — С. 52-54.

14. Засыпкина, И. Убережем детей от бродяжничества / И. Засыпкина // Директор школы. — 2006. — № 5. — С. 82-84.

15. Маленкова, Л. И. Сопротивление воспитанию / Л. И. Маленкова // Народное образование. — 2003. — № 6. — С. 193-198.

16. Селиванова, О. А. Личностно значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в социум / О. А. Селиванова // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2004. — № 3. — С. 69- УЗ.

Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.