Семенова Л. М. (Орел) Интерес дошкольников к сказкам общеизвестен. Сказки занимают в жизни ребенка важное место. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, - его чувства, ум, воображение, волю, помогает ребенку постигнуть сокровенные грани смысла слова, творческая деятельность, которая не может существовать без личного участия детей в ней. Сказки формируют представление о прекрасном, учат чувствовать слово, наслаждаться им.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность. Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
Включение сказки в систему коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями помогает ребенку выстроить адекватную систему психологической защиты, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативные процессы, предоставляет возможность почувствовать себя творцом. Решая коррекционные задачи, сказка вводит детей в особый, исключительный мир чувств и эмоциональных открытий. Благодаря сказке дети усваивают знания не только умом, но и сердцем. Сказка помогает педагогам восполнять у дошкольников недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения, побуждает детей участвовать в различных формах монологической и диалогической речи, способствует развитию коммуникативной функции речи.
Приёмы сказкотерапии позволяют детям получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи. Используя сказки при формировании речи у детей с общим недоразвитием речи, логопед ставит перед собой следующие задачи: 1) вызвать у детей интерес к сказкам; 2) привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты; 3) помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре; 4) научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
В работе со сказками учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 47» г. Орла Калинкина И.С. учитывала тип сказок, предложенный А.Касьяновой и М.Рогожниковой. При этом автор адаптировала предложенные сказки, а также разработала свою серию сказок, которые успешно использовала на логопедических занятиях: - артикуляционные сказки («Славный денек», «Песенки в лесу», «Как Машенька научила свой язычок трудиться», «Шутки с мишуткой», «По секрету всему свету», «Вкусные слова», «Чудеса на горке»); - пальчиковые сказки («Сказка спит», «Сказка в кулачке», «Колючий ежик», «По воде круги плывут», « Чудо в перьях»); - фонетические сказки («Поспешили – насмешили», «Зимняя забава», «Белая сказка», «Ушки на макушке», «Сказка из клубочка», «Новогодняя сказка»); - лексико-грамматические сказки («Сказка про гуся горластого – художника прекрасного», «Осенняя картинка», «Сказка в лукошке»); - сказки, способствующие формированию связной речи («Сказка про рыжего котенка», «Сказка про серого козлика», «Чудесный колпачок», «Рукавички», «Как зайчик забрался в огород», «Сказка о белых мухах и бабочке зиме»); - сказки для обучения грамоте («Загадки весеннего леса», «Школа для маленьких котят и умных дошколят»). Определены этапы работы со сказкой для коллектива специалистов детского сада: - на первом этапе детей знакомят с сюжетом сказок, ее героями и их проблемами; - на втором в сказку включается коррекционная работа (пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, звукоподражание, имитация движений сказочных персонажей, тренируют речевые и двигательные навыки); - на третьем проводится подготовка к проведению игр-инсценировок и драматизаций; - на четвертом и пятом этапе разворачивается самостоятельная художественно-творческая деятельность детей, сочинения сказок детьми.
Особое место в работе со сказкой уделяется двигательным упражнениям, где словарная работа сочетается с лексико-грамматическими темами. При этом весь лексический материал речедвигательных упражнений направлен на формирование обобщающих понятий, на раскрытие многозначности слов, уточнения понимания значений слов, расширение запаса синонимов, антонимов и т.д. Речевой материал всегда проговаривается напевно или ритмично в сопровождении координированных движений. Таким образом, сказка помогает педагогам восполнять у дошкольников недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения, побуждает детей участвовать в различных формах монологической и диалогической речи, способствует развитию коммуникативной функции.
Литература 1. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2008, № 5. – С.32- 37. 2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с. 3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки». - М.: Издательство КАРО, 2008. 4. Карельская Е.Г. «Растим говорунов». - М.: «Дрофа», 2007. 5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М., 2003. – С. 78-82.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с. |