Е.А. Лошинская Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков (Москва). Благодаря изменению политической обстановки в России в 90-хх годах произошли резкие перемены в социальной сфере, образе жизни и бытовых условиях большей части населения страны. В первую очередь эти изменения затронули жителей больших городов. В отличие от развитых стран Европы и Америки эти изменения произошли стремительно, что на примере одного поколения дало уникальную возможность проанализировать влияние отдельных факторов на развитие ребенка, в том числе на его речевое развитие.
В статье будут рассмотрены только те факторы, которые за последние 15– 20 лет претерпели принципиальное изменение.
На мой взгляд, вопрос о психологических причинах, способствующих формированию задержки речевого развития (ЗРР), стоит очень остро. За последние 10-15 лет удельный вес именно психологических причин в формировании ЗРР значительно увеличился. Я говорю об этом с уверенностью потому, что имела возможность наблюдать этот процесс в условиях психологического приема в обычной детской городской поликлинике г. Москвы. В условиях диспансерного приема я могла наблюдать 90% всех детей, обслуживающихся в поликлинике в возрасте от 1 года до 2 лет, что соответствует популяционной городской выборке. 15-20 лет назад не говорящий в соответствии с возрастными нормативами (200 слов, короткое предложение в 3-4 слова) в два года ребенок – это не более 10 процентов от указанной выборки. На данный момент количество детей с ЗРР в этом возрасте превышает 70%. Достоверной медицинской статистики на эту тему не существует, так как невролог не является узким специалистом, оценивающим речевое развитие, а диспансерный осмотр у логопеда по нормативам положен ребенку в 3 г. На мой взгляд, косвенным показателем ухудшения состояния речевого развития детей до 3 лет является усугубление структуры психиатрической патологии в раннем дошкольном возрасте: задержка психического развития, нарушение поведения, вторичная аутизация и т. д. Проблемы ЗРР обоснованно связываются с патологией ЦНС. Соответственно, вопросы об увеличении количества детей с ЗРР задаются акушерам-гинекологам, неонатологам, неврологам. Эти специалисты, в свою очередь, говорят об ухудшении здоровья рожениц, стрессовых факторах, экологии и т. д. Но их статистика увеличения осложненных беременностей и родов не совпадает даже с официальной статистикой роста ЗРР. Почему же раньше вопрос о профилактике ЗРР в нашей стране не стоял так остро? Выскажу свое мнение. За последние 15-20 лет среда, в которой растет ребенок, сильно изменилась и перестала быть в той степени, как раньше, развивающей или в случае пре- и постнатального повреждения ЦНС реабилитирующей.
Что же изменилось в среде, окружающей ребенка?
1. Первое, на что хочется обратить внимание - это сильно возросший возраст первых родов. Ухудшение с возрастом здоровья рожениц – это медицинский аспект, и он учитывается статистикой неонатологов. С психологической точки зрения, женщина в 20 лет и женщина в 30 лет – это не только две совершенно разные стратегии материнства, но и разное психологическое состояние во время беременности и родов, тем более осложненных проблемами со здоровьем.
2. Как отдельный фактор считаю необходимым рассмотреть изменение ценностных ориентиров в обществе. С одной стороны, ориентированность мамы на карьерный рост не может не сказываться на способах ее сознательного общения с ребенком и тем более на ее бессознательных установках. С другой стороны, мамы, которые не работают, чаще, чем раньше, стали ставить свои собственные удобства и интересы выше интересов ребенка, что в современном обществе принято называть «качеством жизни», которое не должно пострадать в результате рождения малыша.
3. Изменилась наша собственная речь, культура общения людей окружающих ребенка, и речь, обращенная к ребенку на самых ранних этапах его развития. Большое количество факторов, отвлекающих внимание взрослых от ребенка: телевизор, интернет, компьютер, мобильный телефон и т. д. - создают ситуацию, когда речь фоном звучит около ребенка, но не направлена на ребенка, не провоцирует его на ответную реакцию.
4. Маленькие кроватки с мягкими стенками, мягкие манежи, машинные кресла, коляски-люльки, коконы для укачивания не способствуют развитию моторных навыков и познавательной активности. Даже такие разрекламированные и, на первый взгляд, полезные рюкзаки для детей - слинги - при чрезмерном использовании оказывают скорее отрицательное влияние на развитие моторики и координации, так как ограничивают произвольную активность ребенка.
5. Активное использование одноразовых подгузников. Фактор, принципиально влияющий на развитие речи ребенка. В первую очередь, значительно уменьшается контакт мамы лицом к лицу с ребенком в период новорожденно-сти, что создает депривационные условия для развития артикуляции. Во-вторых, не формируются базовые навыки произвольности поведения (а речь, как известно, высшая произвольная функция). В-третьих, исчезает, пусть и не очень эстетичный, но важный этап самопознания ребенка и познания ребенка мамой (современные родители не знают, сколько раз за ночь писает ребенок). В-четвертых, не формируется тонкая связь между матерью и ребенком на уровне интуитивного понимания желаний и попытки информировать о своих желаниях тем или иным способом. В-пятых, не формируются многие моторные навыки и резко сокращается тактильный опыт и, соответственно, возможность его отреагировать (подмывание, поддерживание, высаживание).
6. Я уже говорила о телевизоре, как о факторе, отвлекающем маму от ребенка, но стоит сказать о телевизоре, как о прямом факторе, тормозящем развитие речи. Во-первых, постоянный речевой и музыкальный фон активно понижает уровень слухового восприятия. Во-вторых, речь перестает восприниматься, как побудительный сигнал. В-третьих, яркая картинка, с одной стороны, провоцирует асинхронность развития зрительного и слухового внимания, с другой стороны, действует возбуждающе, что не полезно для ЦНС и, как следствие, для общего развития в целом.
7. Запоздалое развитие навыка самостоятельного приема пищи. Самостоятельно едят в год единицы. Хотя в соответствие с нормами развития моторики годовалый ребенок вполне может есть сам. С одной стороны, это приводит к тому, что не развивается тонкая координация движений правой руки, а с другой стороны, не формируется причинно-следственная связь между желанием и удовлетворением этого желания посредством произвольных действий. Не формируются навыки культуры поведения за столом. Плюс к этому выпадает большой, очень эмоциональный повод для общения. Кормление детей готовым баночным питанием еще больше усугубляет эту проблему.
8. Тенденция ждать до 3–5 лет, пока ребенок сам определится с «ведущей рукой». Чистых правополушарных плюс левополушарных людей всего 5% от всей популяции человечества, амбивалентных (амбидекстров) около 1%. Все остальные в той или иной степени смешанные. Праворукость – это эволюционное приобретение. Речевой центр, по данным разных источников, в 80%-95% случаях находится в левом полушарии, а о его пре- и постнатальной локализации до сих пор идут споры. Не развивая правую руку с младенчества, мы увеличиваем риск ЗРР. По моим наблюдениям, дети, оставленные на самоопределение в современных условиях, не развивают никакую руку вообще, если говорить о строгих возрастных нормах мелкомоторных навыков. Их кормят, одевают, а большое количество вспомогательных приспособлений также не способствует развитию мелкой моторики.
9. Современный рынок игрушек неправильно организован и перенасыщен. Современные игрушки, за редким исключением, либо красивые и бесполезные, либо полезные, но малопривлекательные, либо у ребенка их так много, что его внимание растормаживается и он не в состоянии в них играть в соответствие с возрастными нормативами. Родителям трудно ориентироваться на рынке детских игрушек, игр и пособий и, соответственно, трудно создать вокруг ребенка среду, которая была бы развивающей в традиционном смысле этого понятия.
Здесь же хочу сказать, что современные дети до двух лет очень мало рисуют и их никто не учит делать это правильно. Как пример хочу привести толстые, «великанского» размера карандаши, предназначенные для маленьких детей. Даже взрослому человеку без определенных навыков сложно нарисовать что-то достойное этими карандашам.
10. Из-за изменившейся геополитической картины в России за 15-20 лет резко возросло количество смешанных, межнациональных браков, что увеличило количество детей, растущих в двуязычных семьях. На мой взгляд, этот фактор мог бы стать развивающим, но в условиях полного отсутствия просветительской работы в среде родителей и зачастую не очень высокого образовательного уровня самих родителей двуязычие стало фактором невротизирующим и провоцирующим ЗРР у детей.
11. За последние 10–15 лет увеличилось количество детей–«погодок». Разница между детьми меньше 2 лет. Сам по себе этот фактор не является провокационным для формирования ЗРР, но в совокупности со всеми выше изложенными может усугублять их.
12. С полутора-двух лет дети начинают посещать детские сады. К этому моменту их речевое развитие не соответствует возрастной норме, в большинстве своем они не умеют самостоятельно пользоваться горшком, есть, правильно мыть руки и сморкаться, у них слабо развита реакция на обращенную речь и не сформирована доминантность правой или левой руки. Таким образом, дети попадают в безречевую, а точнее депривационную среду, что еще больше усложняет их успешный выход из состояния ЗРР. Один воспитатель на 15-20 человек ясельной группы физически не может восполнить потребности детей, необходимые для успешного развития.
К сожалению, в данной статье я не смогла опереться на строгие статистические данные. Как я уже говорила, достоверной статистики по ЗРР у детей до 3 лет не существует. Количественная оценка наличия и влияния отдельных факторов, о которых говорилось в статье, очень трудоемкая исследовательская работа, т. к. для этого необходим либо лонгитюд, либо подбор группы с достоверным анамнезом. И в том, и в другом случае при исследовании влияния одного фактора группа должна быть либо очень большой, либо максимально идентичной по не исследуемым факторам. Поэтому сегодня мы можем говорить только о тенденции изменения темпов и структуры психоречевого развития детей до 3 лет. Речь идет именно о психоречевом развитии, так как ЗРР как лакмусовая бумажка сигнализирует нам о нарушении развития в целом.
Заключение.
Данная статья, конечно, повод для дискуссии. Очевидно, что вышеперечисленные факторы влияют на развитие ребенка, как и все, что окружает ребенка, влияет на его развитие.
Открытыми остаются 2 группы вопросов:
1. В каком возрастном периоде (с точностью до месяца), насколько сильно, в каком объеме присутствия, в каком сочетании друг с другом или взятые в отдельности факторы оказывают значимое влияние на развитие ребенка?
2. Как к этому относиться? Здесь есть несколько стратегий:
а) ничего не делать, считая эту ситуацию эволюционным путем развития;
б) менять программы обучения в детских садах и школах, пытаться усилиями государства и руками профессионалов - логопедов, дефектологов, психологов, нейропсихологов корректировать то, что еще доступно коррекции в том возрасте, когда ребенок оказывается в поле зрения этих специалистов. Для этого надо увеличивать количество этих специалистов и менять программу обучения воспитателей детских садов и учителей начальной школы;
в) пытаться проводить мероприятия, направленные на профилактику возникновения ЗРР. Для этого необходимо: проводить серьезные исследования причин формирования ЗРР и на основании этих исследований рекомендовать родителям наиболее оптимальные в сложившихся социальных условиях способы воспитания ребенка до 2-3 лет. Может быть, не только рекомендовать, но и мотивировать родителей, вплоть до возможности материально стимулировать, так как ЗРР имеет очень серьезные, хоть и не очевидные на первый взгляд отсроченные последствия для развития ребенка в целом и в дальнейшем влияет на успешность формирования личности взрослого человека. Источник: Вопросы психического здоровья детей и подростков - 2012 (12), № 1.
|