Речь и её развитие
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные психологические понятия темы
Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.
Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.
Диалогическая речь - вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знаковая система - набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.
Монологическая речь - высказывание, объединенное одной сложной мыслью.
Семантика - значение единиц языка (слова, предложения, текста).
Речь - процесс общения людей посредством языка.
Эгоцентрическая речь - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.
Язык - система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.


Краткие материалы лекции
Общая характеристика речи. Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь - это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественноисторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Язык - это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.
Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально - выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.
И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза.
Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественноисторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника - прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации).
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования.
Функции речи. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи - функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Виды речевой деятельности и их особенности. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь - это речь, поддерживаемая двумя или несколькими собеседниками; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (эксте- риоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.
Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Речевая деятельность. По мнению А.А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно с «классическими» видами деятельности, например, с трудом или игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого».
Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь - в познавательную деятельность. Таким образом, речь определяется как одно из средств осуществления неречевой деятельности, речевой (языковой) процесс, процесс порождения (производства) и восприятия (понимания) речи, обеспечивающий все другие виды деятельности человека. Это относится ко всем формам речи: устной (звуковой), письменной (чтение и письмо) и кинетической (т. е. мимико-жестикуляторной) речи. Отличительными признаками речевой деятельности по А.А. Леонтьеву, являются следующие: предметность деятельности, целенаправленность, мотивированность, иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, фазная («горизонтальная») организация деятельности.
По А.А. Леонтьеву, структура речевого действия включает в себя: 1) звено ориентировки, 2) звено планирования или программирования, 3) звено реализации программы в языковом коде с помощью следующих механизмов: а) выбора слов, б) перехода от программы к ее реализации, в) грамматического прогнозирования, г) перебора и сопоставления синтаксических вариантов, д) закрепления и воспроизведения грамматических «обязательств». Параллельно с реализацией программы идет моторное программирование высказывания, за которым следует его реализация.


Развитие речи. Сензитивный период развития речи - от года до трех лет. Выделяют следующие этапы развития речи:
1. Период подготовки к словесной речи (от рождения до года).
2. Период первоначального овладения языком и формирования звуковой речи (от 1 года до 3-х лет).
3. Период развития языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (от 3 -х лет до 6-7 лет).
4. Период овладения письменной речью в процессе систематического обучения языку в школе (6-7 лет до 16-17 лет).


Вопросы для самопроверки
1. В чем различие речи человека и звуковой сигнализации животных?
2. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя?
3. Что представляет собой язык как общественноисторическое явление?
4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.
5. Раскройте связи речи и мышления.
б. Как связаны речь и язык.
7.Опишите психологическую структуру речевого действия.
8. Проанализируйте роль развития речи детей в рамках вашей профильной подготовки.


Практические задания


Задание № 1. Определите особенности, характеризующие язык и речь.
1. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств.
2. Исторически сложившиеся нормы средств общения.
3. Индивидуальные особенности произношения, стиля словаря.
4. Средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества.
5. Использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.


Задание № 2. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.
1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т. п.).
2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.
3. Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно.
4. В значительной степени непроизвольная речь.
5. Заранее планируемая речь.
6. Грамматически бессвязная форма речи.
7. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.
8. Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях.


Задание № 3. Подготовить диагностический инструментарий изучения речи у детей (дошкольного и младшего школьного возраста).


Задание № 4. Заполните таблицу по следующей схеме: вид / форма речи, отличительные особенности, ситуации употребления данного варианта речи.

Индивидуальные задания

Задание № 1. Проведите соответствие между содержанием и названием теорий, объясняющих процесс формирования речи. Для каждой теории напишите букву, которая соответствует правильному названию теории.
1. Ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам.
2. В организме и мозге с рождения имеются специфические задатки к усвоению речи.
3. Развитие речи зависит от присущей с рождения ребенку способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.
4. Речевое развитие представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли.
5. На более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению.
а) теория знаков Л. С. Выготского;
б) теория научения;
в) теория специфических задатков;
г) когнитивная теория Ж. Пиаже;
д) психолингвистические позиции развития речи.

Задание № 2. Раскройте в тезисах смысл полемики Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о природе эгоцентрической речи.

Задание № 3. Составьте опорный конспект по теме «Проблема речевого мышления в трудах Л.С. Выготского».

Задание № 4. Пронаблюдайте за этапами развития речи в онтогенезе на материале общения детей в возрасте до 7 лет и за речью взрослых людей. Составьте перечень признаков, по которым на Ваш взгляд возможно сделать вывод о индивидуальных характеристиках речи человека, обоснуйте свое мнение. На основании полученного перечня составьте программу наблюдения, реализуйте ее, оформите протокол исследования и сделайте вывод об общих и индивидуальных особенностях речи детей разного возраста и взрослых, используя изученные в теоретическом курсе понятия (формы речи, функции речи, речевая деятельность, механизмы порождения и восприятия речи, внутренняя речь).

Темы докладов и рефератов
1. Специфика изучения речи и языка в психологии
2. Феномен эгоцентрической речи.
3. Развитие и взаимосвязь речи и мышления.
4. Теории усвоения языка и развития речи.
5. Структура языка и речевой деятельности.
6. Особенности речи детей дошкольного возраста.
7. Нарушения речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста.
8. Теории порождения и восприятия речи.
Источник: Салаватулина Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2019. - 257 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.