На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Два типа взаимосвязи игры и нормотворчества в субкультуре детства
Два типа взаимосвязи игры и нормотворчества в субкультуре детства
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В субкультуре детства игра является одним из элементов её обыденного уровня наряду с нормотворчеством. Следует заметить, что при изучении социокультурного феномена «субкультура детства» важно анализировать её структурные единицы не только изолировано друг от друга, но и в их взаимосвязи.
Так, очевидной можно признать связь игры и нормотворчества, поскольку именно принятый определённый правовой кодекс обуславливает ход игры, а, кроме того, сам ею задаётся.
Р. Кайуа применительно к играм в целом замечал: «Любая игра есть система правил. Ими определяется то, как «играют», а как «не играют», то есть что разрешается, а что запрещается. Эти конвенции одновременно произвольны, императивны и безапелляционны» [1, с. 35]. Данная мысль сводится к тому, что первична совокупность норм, а игра вторична.

В свою очередь Й. Хёйзинга писал следующее: «…Она (игра – прим. С. Е.) устанавливает порядок, она сама есть порядок <…> Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен» [2, с. 31]. В этом случае первоначальна игра, а не правила.
Две данные концепции представляется возможным объединить, вследствие чего игру можно рассматривать как следствие и причину действия принятых норм.
В отношении позиции «игра как следствие нормотворчества» в субкультуре детства следует отметить следующее.


Для регулирования отношений в детском сообществе необходима система норм, которая принималась бы всеми её членами и, соответственно, использовалась бы в процессе любой деятельности, в том числе, игровой. Это находит выражение в определении ведущих, в установлении очерёдности, в решении спорных вопросов, в примирении враждующих сторон, наказании провинившихся и прочем.
Так, для определения ведущего в субкультуре детства одним из нормотворческих принципов является применение считалок. Отметим, что здесь обнаруживается связь игры и нормотворчества не только между собой, но и с детским фольклором. Результат считалки в зависимости от принятого соглашения является основанием либо для выбывания, тогда счёт осуществляется заново до того момента, пока не останется последний участник, который и будет верховодить; либо для назначения первого ребенка ведущим, на котором остановился счёт.
Процесс проведения считалки можно охарактеризовать как сакральный. То есть выбор ребёнка для ведения игры осуществляется не путём назначения его другими детьми, а некой Высшей Силой, решение которой не подлежит пересмотру и игнорированию. В детском сообществе к данному акту относятся очень серьёзно.


Во-первых, за счётом ведётся наблюдение, чтобы сразу зафиксировать момент непроизвольной или предумышленной ошибки того, кто ведёт его. Ребёнок может просто сбиться или же целенаправленно попытаться провести жеребьёвку таким образом, чтобы необходимый ему человек оказался в выигрыше. Как правило, им является друг или ребёнок, чьё расположение он стремится завоевать, пытается ему угодить.


Во-вторых, счёт может быть остановлен и начат заново с переизбранием его осуществляющего при факте уличения его в предумышленности деяний. Чем обусловлено это решение? Первый момент: ребёнок не приемлет ложь, он не хочет быть обманут.


Второй момент: поскольку это священный процесс, то место в нём человека должно быть минимально. Но в рассматриваемом типе ситуаций он ставит себя на уровень этой Высшей Силы. Более того, он нивелирует её решение, заменяет его своим. Такой подлог, осквернение, кощунство не допустимо. Это находит своё объяснение в том, что в картине мира ребёнка есть место для некой метафизической субстанции, которая определяет специфику вещей и характер их развития. То есть такой обман ставит под сомнение правильность, адекватность сложившегося мироведения ребёнка, что, безусловно, важный вопрос, имеющий место и во взрослой жизни. Пересмотр базовых жизненных принципов, ценностных установок – сложный и, в ряде случаев, болезненный процесс, особенно когда он не подготовлен последовательностью событий, а осуществлён внезапно, резко.


Именно в такой позиции оказываются члены детского сообщества при обманном пути ведения жеребьёвки.
В конечном итоге выбранный, вернее, отмеченный Высшей Силой как избранный на какое-то время ребёнок, осуществляет ведение игрового процесса. Игра начинается только после проведения предписанных нормативных процессов.
Далее следует рассмотреть позицию «нормотворчество как следствие игры» в субкультуре детства.
В детском сообществе совокупность норм и правил не зафиксирована письменно, она имеет устное бытование, варьируется в соответствии с особенностями территории его местонахождения, этническими / национальными установками. Кроме того, она эволюционирует, не является неким застывшим сводом положений. Эта совокупность отвечает на вызовы современности, реагирует на посылы информационного общества. Новые правила могут рождаться в процессе игровой деятельности.
Приведём следующий пример, который имел место быть в реальной жизни и наблюдался автором статьи.
Известная игра в прятки имеет длительную историю бытования в культуре многих народов, и её можно отнести к традиционным играм, правила которой практически не изменялись. Но в настоящее время с активным использованием различных средств коммуникации потребовалось введение нового правила.
Данная игра заключается в том, что ребёнок осуществляет поиск других детей, которые спрятались. Те, в свою очередь, должны не обнаружить своё местонахождение. Сегодня имеет место следующий прецедент. Ведущий, для того чтобы облегчить себе процесс поиска, набирает телефонные номера играющих детей и звонит им. Входящие звонки и выдают места укрытий детей.
Подобная практика не была принята детьми и осуждена, поскольку была расценена как несправедливая, «не по правилам». В связи с этим было принято решение отказаться от использования мобильных телефонов в процессе игры, что сохранило её традиционность.
Таким образом, различные элементы обыденной практики субкультуры детства имеют взаимообусловленный характер. Связь игры и нормотворчества следует рассматривать не только с позиции «игра как следствие нормотворчества», но и как позицию «нормотворчество как следствие игры».

Библиографический список

1. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. –М. : ОГИ, 2007.
2. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. – СПб. : Азбука-классика, 2007.
3. Е. Н. Суворкина Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань, Россия
Источник: Игра и игрушки в истории и культуре, развития и образования
Материалы международной научной конференции III на 1-2 апреля 2014

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.