На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Восприятие окружающего, как основа изобразительной деятельности детей
Восприятие окружающего, как основа изобразительной деятельности детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

План

1. Восприятие, как условие возникновения изобразительного творчества.
2. Генезис восприятия дошкольников.
3. Психологические основы развития восприятия у дошкольников.
4. Методика проведения, организация и руководство восприятием.

 

1. Восприятие, как условие возникновения изобразительного творчества

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие является одним из главных условий возникновения изобразительной и любого другого вида деятельности, основным условием возникновения изобразительного творчества.
С восприятия предметов, явлений окружающего мира начинается развитие главной деятельности человека –  познания. 
Разные люди обладают равными задатками для развития познания. Но педагогическое воздействие взрослых обеспечивает колоссальную разницу в уровнях познания ими окружающего мира. Если ребенок попадает в благоприятные социальные условия, способствующие развитию его личности, то уровень познания им окружающей действительности будет высоким.
Развитие анализаторных систем лежащих в основе развития восприятия, способствует формированию у детей представлений и понятий об окружающей действительности. При этом необходимо помнить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для активного развития органов чувств ребенка.  В связи с этим, сенсорное развитие является одной из основных сторон развития ребенка дошкольного возраста. Важности проблемы сенсорного развития дошкольников и его роль в общем развития ребенка уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Данная проблема имеет глубокое теоретическое обоснование, которое было положенное в основу организации практики сенсорного воспитания детей.  Так разработкой данной проблемы занимались такие великие педагоги и психологи, как Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина и др.
Выводы этих ученых сводятся к следующему: в рисунках детей всегда отражаются окружающая действительность, знания, отношение к ней, а ошибки и неточности в изображении объясняются неумением детей видеть окружающий мир.


По мнению Л.В. Медведева возникновение и формирование художественного образа происходит не из готовой идеи, а из опыта наблюдений человека.


Автор выделяет 3 уровня восприятия детей дошкольного возраста:
Для I-го уровня характерно чувственно-конкретное восприятие, обеспечивающее возникновение художественного образа.
II уровень восприятия характеризуется тем, что ребенок выявляет структуру предмета и видит взаимосвязь его частей.
При III уровне восприятия предмета детьми осознаётся его связь с другими явлениями и процессами окружающей действительности.


Следует помнить, что возможность наиболее полного познания предмета напрямую зависит от выделения в нем существенного, значимого элемента. Но для того, чтобы в сознании ребенка возник образ, недостаточно простого воздействия предмета на органы чувств, необходима целенаправленная деятельность со стороны субъекта. Это и есть деятельность восприятия, которое в дальнейшем при благоприятных условиях перерождается в деятельность познания.
Таким образом, человек от конкретно-чувственного познания переходит к познанию при помощи мышления, где помимо чувственного, конкретного восприятия присутствует культура восприятия, в основе которой лежит  в том числе и владение сенсорными эталонами.
Таким образом, человек рождается с предпосылками восприятия, но само восприятие, как деятельность, формируется в процессе познания им окружающего мира.
В связи с этим принято говорить о генезисе восприятия.

2. Генезис восприятия


Еще в раннем детстве ребенок научается видеть и выделять предмет из окружающей среды, однако, воспринимаемые им образы неточные, расплывчатые, неполные. При обозначении предметов слово является важным условием перехода ребенка на более высокий уровень восприятия – узнавания предметов окружающей действительности.
Другими словами, у ребенка формируется способность адекватно воспринимать предмет.
Позднее (в 4-5 лет) у дошкольников формируется способность к обобщённым представлениям о предмете. Эта способность формируется на основе выделения функциональных признаков объектов.
Все вышеперечисленные способности закладывают основу обыденного восприятия, которое является базой для зарождения и развития следующих, более высоких уровней его развития - эстетического и художественного восприятия. В частности, в процессе формирования эстетического восприятия у дошкольника формируется способность выделять в предмете эстетическое начало, а позднее и способность видеть и выделять произведения искусства из окружающей действительности. На следующем этапе развития восприятия, когда знания о предмете подкрепляются практикой, у ребенка развивается способность к образной характеристике предмета, которое включает в себя умение ребенка воспринимать предмет, наполнять его  образным содержанием и переводить выделенные главные признаки предмета в изобразительные.
Художественное восприятие, произведений искусства I, II, а иногда и III уровней развития вполне возможно, по мнению многих авторов, формировать в дошкольном возрасте.


Обратимся к более детальному рассмотрению обыденного восприятия.
Мы рассматриваем восприятие, как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств ребёнка.
Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет определённую эмоциональную окраску.
Чем характеризуется восприятие маленького ребёнка? Расплывчивостью, неточностью зрительных образов в связи с незрелостью зрительного анализатора. Ребёнок видит мир с помощью ощущений – комплексов запахов, тактильных образов. Например, изначально ребёнок узнаёт маму по запаху, но постепенно зрительный анализатор созревает, движения глаз становятся более целенаправленными, способными выделять контур предметов. В это время ребёнку дается знаковое обозначение предметов, на  основе чего у него формируется способность узнавать предмет, т.е. адекватно его воспринимать.
Формирование способности адекватного восприятия характеризуется длительностью, продолжительностью во времени. Способствуя более быстрому его формированию, взрослый знакомит ребенка с различными эталонами (форма, цвет, запах и т.д.). Совершенство восприятия зависит от опыта, накопленного ребенком, от полноты сложившейся у него системы эталонов и от умения соотносить эталон со свойствами предметов, а так же от наличия постоянной практики восприятия.


Действенному характеру зрительного восприятия предметов большое внимание уделено в трудах А.В. Запорожца.
Представители исследовательской школы А.В. Запорожца выявили, что безошибочное узнавание фигуры доступно детям предварительно обводившим ее контур пальцем.
Данные исследования показали, что тактильное восприятие формируется следующим образом: ребенок 3-4-х лет манипулирует предметами, играет, к 4-5 г. – ребенок крепко зажимает предмет, пытается его узнать, в 6-7 лет – рука ребенка двигается, прослеживает контур предмета, его фактуру, упругость.
Что касается зрительного восприятия, то в 3-4 года – движения глаз ребенка немногочисленны. Взгляд скользит по середине фигуры, не прослеживая её контура.
У 4-5 летнего ребенка глаза двигаются преимущественно по середине фигуры. Число движений вдвое больше, чем у младших детей, при этом продолжительность фиксации на предмете меньше. При измерении фигуры движения глаза ребенка размашисты и почти не прослеживают контура. К 5-6 годам – глаза ребенка следят за контуром, но охватывают лишь наиболее характерную его часть, остальные части остаются необследованными. И лишь к 6-7 годам – взгляд ребенка движется строго по контуру и воспринимает предмет целостно. Теперь ребёнок обходится без развёрнутых обследовательских действий – он только бросает беглый взгляд на предмет, выделяет какой-либо характерный признак, мгновенно усматривает все остальные свойства воспринимаемого предмета и узнает его т.е. адекватно воспринемает.
Но обследовательская деятельность, включает в себя не только зрительное, но и тактильное восприятие.
Для возникновения целостного тактильного восприятия необходимо сложное обследовательское действие. Эти действия можно назвать системой тактильных операций или системой перцептивных действий.
Развитие восприятия ребёнка представляет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер и др.).
Осуществление целенаправленного формирования перцептивных действий позволяет осуществлять сознательное руководство развитием детского восприятия. Владение детьми культурой обследовательских действий предполагает тем самым владение ими культурой восприятия.
Руководство обследовательскими действиями (руководство тактильным восприятием) предполагает собой, во-первых, знакомство детей с сенсорными эталонами, во-вторых, выработку у детей операции соотнесения эталонов с предметами окружающего мира.


Методика организации рассматривания и обследования предметов
М.П.Сакулина предложила методику обследования предметов, выделив 4 этапа его обследования.
На I этапе обращается внимание на предмет, и предмет называется словом.
На II этапе выделяются основные части предмета.
На III этапе детьми выделяются детали и характерные особенности предмета.
На IV - проводится целостное восприятие предмета, но уже на более высоком уровне (предмет «рисуется» словами).


М.В. Грибанова конкретизирует данные этапы. Она считает, что на I этапе предмет должен не просто называться, а соотносится с эталоном формы, с выделением основного контура предмета. На II этапе основные части предмета не только выделяются, но и соотносятся с его геометрическими эталонами. Кроме того, на этом этапе следует зафиксировать внимание детей на пропорциональных соотношениях частей предмета и его конструкции. Для третьего этапа характерно выделение детьми деталей объекта и закрепление формообразующих движений. На 4 этапе – восприятие достигает качественно другого уровня предмет описывается детально.
Параллельно с тактильным восприятием педагогу необходимо включать в детскую деятельность более сложную, целенаправленную, организованную форму восприятия – наблюдение. Наблюдение – это восприятие ради познания.
Наблюдение, как и всякая деятельность обеспечивается мотивом, который должен быть действенным, значимым, принятым, понятным для ребёнка. Кроме того, наблюдение должно быть эмоционально окрашенным.
Итак, говоря о развитии восприятия (относительно изобразительного творчества) педагог должен помнить о необходимости развивать у ребенка способность адекватно воспринимать предметы окружающего мира, проявляя при этом определённую активность - отбирать объекты и осмысливать их на основе имеющегося опыта. Важным условием становления культуры восприятия является развитие зрительного, осязательного, кинестетического и других механизмов перцепции, накопление разнообразного сенсорного опыта.
Таким образом, психологи отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчётливость образов восприятия у детей. У большинства из них опыт восприятия окружающего фрагментарный, неполный, односторонний. Поэтому разнообразную информацию об окружающем мире следует целенаправленно формировать, организуя специальные наблюдения, рассматривание объектов, направляя внимание детей на существенные свойства и качества предметов и явлений окружающего мира. Работа по знакомству с предметами и явлениями должна обеспечивать наряду со знаниями и активизацию эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная реакция позднее трансформируется в эмоциональное отношение к объекту, а также в процесс восприятия произведений искусства.
Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что человек рождается с предпосылками восприятия, но само восприятие, как деятельность, формируется постепенно в процессе накопления ребенком опыта.
Динамика обыденного восприятия предполагает возникновение и становление более специфических его видов - эстетического и художественного.


Эстетическое и художественное восприятие обеспечиваются эмоциями, но эмоциями особого рода. Это эмоции, возникающие на фоне сознания (эмпатия), и не являющиеся заданными человеку с рождения, а требующие определенной деятельности, направленной на их формирование.
Проблема формирования эстетического и художественного восприятия довольно широко освещается в педагогике, психологии, искусствоведении (М.А. Абрамова, В. Блудова, Л.П.Казанцева и др.). Учёные обеспокоены существующим на сегодняшний день низким уровенем художественного восприятия даже у людей, закончивших, например, эстетические классы или студии. Это, по мнению А.А. Мелик-Пашаева ведёт к потере резервов духовного роста человечества.
В связи с этим учёными целенаправленно дифференцируются понятия обыденного, эстетического и художественного восприятия с целью более точного определения технологии воспитания и развития способностей дошкольников к эстетическому восприятию объектов окружающего мира и произведений искусства.


Обратимся к рассмотрению эстетического восприятия, выступающего промежуточной формой между обыденным и художественным восприятием.
Адекватное восприятие художественных образов искусства немыслимо без предыдущей практики эстетического познания предметов и явлений окружающей действительности.
Среди учёных нет единого мнения относительно природы и механизмов эстетического восприятия, однако все авторы отмечают отличие эстетического восприятия от обыденного и художественного.
В частности, их мнение сходится в том, что эстетическое восприятие не сводится лишь к восприятию произведений искусства. Эстетическое начало может присутствовать в любом предмете или явлении окружающего мира.
М.В. Грибанова считает, что в основе эстетического восприятия лежит способность человека выделять в предметах эстетическое начало или его отсутствие. В процессе восприятия эстетические характеристики объектов могут быть и не обнаружены ребенком, или не осознаны им. В этом случае работа педагога заключается в  том, чтобы наполнить понятие «красота» конкретным содержанием, понятным для ребенка.
Необходимо развести понятия красоты и гармонии. В специализированных словарях нет чёткого определения этих категорий, однако, опираясь на исследование Грибановой М.В. можно заметить, что категория «красота», в большинстве случаев, отражает внешнюю, видимую сторону объектов. Категория «гармония» кроме того, отражает и внутренние свойства объектов, т.е. единство внешней красоты и внутренней скрытой красоты.
Эти понятия необходимо разводить для того, чтобы легче было понять направление работы с детьми: мы должны научить детей эмоционально откликаться на видимое, чувственное начало объекта (на внешнее), но при этом стремиться проникнуть в его суть, внутреннюю красоту.


Таким образом, различное толкование понятий красота и гармония облегчает процесс понимания сути эстетического и художественного восприятия.
По мнению М.В. Грибановой, эстетическое восприятие представляет собой протекающее во времени специфическое отражение человеком объектов природы, социальной жизни, культуры (искусства) с позиций присутствия или отсутствия в них эстетического начала. Эстетическое восприятие, как мы видим, не сводится только к восприятию произведений искусства. Оно имеет место не только там, где на человека воздействует художественное произведение, но и там, где имеет место воздействие тех или иных явлений природной и социальной действительности, обладающих эстетическими свойствами.
Наиболее доступной формой эстетического восприятия для детей дошкольного возраста является деятельность любования.


Любованиеэто основа возникновения эстетического отношения к предмету, предполагающее умение или способность выделять присутствие или отсутствие красоты в нем. Красота категория абстрактная в связи с этим необходимо наполнять ее конкретным содержанием, красоту, например, можно связать с формой, цветом, симметрией, ритмом.
По мнению М.В. Грибановой знакомить детей с красотой необходимо в определенной последовательности и в противопоставлении «красивое - некрасивое».
Так, легче всего ребенок чувствует красоту при любовании знакомой игрушкой и предметами декоративно-прикладного (мл. и ср. дошк. возраст). Старшими дошкольникам доступно любование репродукциями картин, скульптурой малых форм. Несколько позднее (в 6-7 лет) ребенок начинает понимать красоту предметов окружающей действительности и природы.
Таким образом, ребёнок постепенно учится видеть и искать красоту предметов и явлений, т.е. учится находить в предметах эстетическое начало.
Формируя эстетическое восприятие, мы должны сформировать у ребенка и другую способность – видеть и выделять предметы искусства из окружающей обстановки. Для этого педагог постепенно подводит ребенка к пониманию того, что есть специальные предметы созданные для любования. Например, воспитатель ставит в группу или в изо-уголок на полку дымковского петушка, матрёшку. Сообщает при этом, что это не игрушка, ей играть нельзя, этот предмет предназначен для любования.
При целенаправленной работе в этом направлении деятельность любование совершенствуется – дети, со временем, начинают видеть красоту цвета, формы, красивое расположение предметов и т.д., что способствует формированию эстетического восприятия, которое затем, на следующем этапе развития преобразуется в художественное восприятие. Эстетическое восприятие будет всё более совершенствоваться, постепенно переходя на более высокий уровень – уровень художественного восприятия.


Художественное восприятиесложнейший процесс, включающий в себя не только образы внешне – материальных сторон произведений искусства, но и проникновение в его духовное содержание.
Художественное восприятие предполагает человеческую личность, которая имеет эстетические и художественные потребности и владеет в необходимой мере языком того или иного вида искусства.
Продолжая тему генезиса художественного восприятия, мы должны сформировать у детей:
1. Способность к образной характеристике предмета.
2. Способность воспринимать предмет, наполнять его образным содержанием и переводить выделенные главные признаки предметов в изобразительные.
Эта работа подготавливает людей к собственно восприятию произведений изобразительного искусства.
Таким образом, мы можем заключить, что художественное восприятие предметов искусства, о котором пойдет речь в следующем параграфе, доступно детям.
Вышеизложенный материал о специально организованной работе можно отобразить схематически.

Контрольные вопросы:

  1. Сравните понятия: «эстетическое восприятие», «художественное восприятие».
  2. Назовите три группы вопросов, используемых в беседе по рассматриванию репродукций картин.
  3. Назовите специфические методические приемы, используемые в работе с детьми при ознакомлении с портретным жанром.
  4. Охарактеризуйте уровни в развитии детского восприятия.
  5. Обследуйте предмет с целью его изображения.

Литература
1. Венгер Л.А., Тимошина Э.Р., Венгер М.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребёнка - М; Просвещение, 1982 г.
2. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика, 1976.
3. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Пермь, 2003.
4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1967.
5. Запорожец А.В. «Избранные психологические труды» - М.: Педагогика, 1986 г.
6. Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребёнка как форма
усвоения социального опыта», М. 1981.
7. Медведев Л.В. Рисунок, как основа графического изображения – М.: Искусство, 1986 г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.