Валлис Ингеборг д-р филос. наук, психотерапевт, психолог, индивидуальный предприниматель г. Москва
ПУТИ ПРОПАГАНДЫ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА Ключевые слова: одаренные дети, коллектив обучающихся, инновационная педагогика.
Интенсивные темпы развития современного постиндустриального общества, высокая востребованность новых техник, технологий требуют современных научных открытий, новых технологий. Инновационные прорывы в сфере науки и технологий осуществляют одаренные дети. Потому в современной педагогике на первый план выходят проблемы техник выявления, социального развития одаренных детей. Исследование научной литературы показывает, что проблема детской одаренности является междисциплинарной, возникает на основе интеграции психологии, педагогики, социологии. Кроме того, существует большое количество методик выявления одаренности. Доминирующая из них связывает одаренность с социальной успешностью и результативностью ребенка, результатов его участия в олимпиадах, конкурсах, результатах сдачи ЕГЭ. Данная методика не учитывает скрытого потенциала ребенка, его способностей к развитию. Потому в современной педагогике востребованы как современные методики диагностики одаренных детей, так и разработка, внедрение, распространение инноваций в организации работы с одаренными детьми. Одаренные дети часто становятся причиной психологического дискомфорта в классе, поскольку они обладают большим багажом знаний, выделяются в среде своими навыками. Потому основы работы с одаренными детьми необходимы каждому современному педагогу. Наличие навыков работы с одаренными детьми способно гармонизировать психологический фон работы педагога, обеспечить его взаимодействие с разными группами учащихся.
Социальный заказ общества и государства на организацию работы с одаренными и отсутствие у современных учителей навыков требует разработки концепции распространения передового опыта организации работы с одаренными детьми. Среди важнейших направлений такой работы возможно предложить следующие: 1. Подготовка специалистов по работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, целевую подготовку выпускников школ в педагогических университетах. 2. Разработку инновационных методик работы с одаренной молодежью. В системе инновационных методик рассматриваются игровые, диалоговые методики, проектная деятельность, активизация инициативы учащихся, создание профильных школьных клубов, взаимодействие с профильными университетами, партнерами. Совокупность методических изменений в работе с одаренными детьми повышает мотивацию на изучение отдельных предметов, при взаимодействии со школьными клубами, дополнительным образованием создает инновационную среду, а при взаимодействии с профильными партнерами- профессиональную среду, способствующую самореализации и социальному развитию одаренной молодежи. 3. Создание региональных центров по поддержке одаренной молодежи, где сконцентрированы высококвалифицированные специалисты по работе с одаренными детьми, проводятся конкурсы проектов одаренных детей, профильные лагеря, организуется обмен мнениями по актуальным вопросам организации работы с одаренными детьми, создается техникоэкспериментальная и лабораторная база. 4. Создание специальных фондов поддержки одаренных детей, где будут сконцентрированы гранты, специальные стипендии, другие ресурсы, необходимые для поддержки одаренной молодежи. 5. Повышение педагогической культуры работающих педагогов через обучающие вебинары, повышения квалификации, проведение онлайн конференций с участием специалистов по инновационной педагогике. 6. Создание постоянно действующих педагогических сообществ, концентрирующих педагогов инноваторов, организация постоянного обмена опытом в форме проведения конференций, семинаров, круглых столов с трансляцией видеозаписей на региональном и всероссийском уровне. Данные мероприятия можно предусмотреть в рамках Международных салонов образования (ММСО). Эффективно также создание в рамках ММСО постоянно действующего направления по организации работы с одаренными детьми, их социально-психологической поддержке. Направление работы, отмеченные в концепции объединяют повышение эффективности работы системы образования при условии создания специальных государственных центров, фондов по поддержке одаренной молодежи. Отмеченные направления не являются полными, организация системной работы с одаренными детьми находится в нашей стране в стадии формирования и существует пока на уровне деятельности отдельных педагогов-инноваторов в различных регионах России. Организация системной работы, повышение педагогической культуры учителей, развитие их навыков работы с одаренными детьми позволит гармонизировать психологическую атмосферу при работе с детскими, подростковыми и молодежными коллективами, повысить эффективность работы образовательных организаций. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|