Красиловская Оксана Николаевна магистрант Сафонова Наталия Александровна магистрант Ткаченко Ирина Валериевна д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, детский социум, детско-родительские отношения, стили детско-родительских отношений, семья, модели агрессивного поведения, психологическая травма.
Исследуя накопленный теоретический материал и анализируя основные причины возникновения агрессивного поведения, можно выделить три основных источника, которые являются исходными в возникновении агрессии [1; 2]: семья, сверстники и средства массовой информации. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит, прежде всего, от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. В последние годы в научной и массовой литературе широко стала обсуждаться тема жестокости и насилия в семье. Жестокость и насилие могут принимать форму физического и психологического воздействия. Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее опасной, чем физическая. Психологическая травма чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств и эмоций, резкой и грубой критикой в адрес ребенка, оскорблением и запугиванием. Характер отношений между родителями и детьми является очень важным фактором. Аспект семейных взаимоотношений - это характер семейного руководства, то есть, действия родителей, направленные на воспитание и обучение ребенка нормам общественной жизни. К наиболее распространенным стилям семейного поведения, определяющего особенности отношения ребенка с родителями и его личностное развитие относится психологическое благополучие семьи. Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, предлагая различные классификации неблагополучных семей. Л. С. Алексеева выделяет конфликтную семью, аморальную семью, педагогически некомпетентную семью, асоциальную семью. В соответствии с классификацией Г.П. Бочкаревой неблагополучные семьи делятся на семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой; без эмоциональных контактов между членами семьи; с нездоровой нравственной атмосферой. А.Е. Личко делит семьи по типу: «гиперопека», «гипоопека», «кумир», «золушка». Важным фактором агрессивного поведения среди детей является отсутствие чувства физической и эмоциональной безопасности в школе и в семье. Если семья не в состоянии обеспечить психологически благоприятную атмосферу и освободить от чувства унижения и страха физического насилия, то таких детей особенно важно научить осознавать свои возможности и стать социально компетентными. Потребность в безопасности и защите выступает одной из базовых потребностей человека, ее фрустрация приводит к формированию чувств страха, стыда, вины, которые в свою очередь порождают защитные реакции и соответствующие формы поведения (от стремления как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является потенциальным «источником угрозы», до постоянной готовности к агрессии, а также формирование позиции жертвы или «комплекса вины». Такие дети могут стать объектом манипуляций и потерять возможность позитивного общения, направленного на познание других и себя, формирование самооценки. Таким образом, чувство безопасности и защиты чрезвычайно важно для межличностного общения и является одним из главнейших условий обучения и нормального развития в социуме. Если потребность в полноценном общении со значительными взрослыми и сверстникам не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводят подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения. Эффективными будут и коррекционно-развивающие занятия, направленные на осознание агрессивных действий, позитивное принятие себя и других. Рефлексию агрессивного поведения можно провести через психологические занятия. Приведем ниже пример одного из таких занятий. Тема занятия: агрессивное поведение. Цель: актуализация представлений учеников об агрессивном поведении. Занятие направлено на помощь детям разобраться в том, что называется агрессивным поведением, умение определять собственное и исследовать чужое поведение, анализировать отношение к себе самому. Процедура: Спросите детей, слышали ли они когда-нибудь, как про человека говорят: «Он ведет себя агрессивно. Как вы думаете, что это значит?» Выслушайте ответы детей, при необходимости внесите дополнения и замечания. Предложите каждому взять по листу бумаги и записать на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Пусть дети выпишут небольшой рецепт, следуя которому, можно вообразить агрессивного ребенка. Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.
Далее предложите детям подумать над следующими вопросами: - Какие элементы агрессивного поведения вы встречаете в своем классе? - Что вам кажется агрессивным? - Когда ты сам проявляешь агрессивность? - Каким образом ты можешь вызывать агрессию по отношению к себе?
Пусть дети возьмут еще один лист бумаги, разделят его вертикальной линией посередине. Слева надо записать, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе, справа - как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. Если первоклассники и второклассники испытывают трудности в письменном выражении своих мыслей, им можно предложить сделать небольшие рисунки на данные темы.
Анализ упражнения: - Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким «Рэмбо»? - Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом? - Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других? - Как ведет себя жертва агрессии? - Как становятся жертвой? - В чем проявляется равноправие между детьми? - Как бы ты описал свое собственное поведение?
Таким образом, можно говорить о том, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего и направляющего реализацию агрессивного поведения. Специально разработанные программы профилактики в образовательных учреждениях будут способствовать снижению количества агрессивных школьников.
Список литературы 1. Астахова С.П. Эмоциональная сфера как фактор учебной и личностной успешности младшего школьника / С.П. Астахова, И.В. Ткаченко // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2019. - №15. - С. 12-19. 2. Ткаченко И.В. Состояние тревоги как фактор агрессивного поведения подростков / И.В. Ткаченко, Е.В. Евдокимова // Ломоносовские чтения - 2020: материалы ежегодной научной конференции МГУ / под ред. О.А. Шпырко. - 2020. - С. 151-153. Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.
|