На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Роль группового и индивидуального опыта в процессе развития личности
Роль группового и индивидуального опыта в процессе развития личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Першина Анастасия Сергеевна студентка
Семакина Маргарита Сергеевна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Ключевые слова: индивидуальный опыт развития личности, групповой опыт развития личности, картина индивидуального опыта, институты социализации, социально-психологические институты социализации.


Ребенок формирует собственное «Я» посредством социального опыта и накопления образов окружающих его личностей. Сравнивая свое поведение с другими людьми, человек строит внутреннее Я, то есть происходит дальнейшее становление его как личности.
Становление личности связано с коллективом и зависит от его развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.
Являясь членом социума и социальной группы, ребенок вынужден придерживаться норм и правил поведения, свойственных тому или иному коллективу. Он не сможет их игнорировать или избегать, так как имеет желание быть принятым окружающими, занять удовлетворяющее его положение в группе, реализовывать себя и осуществлять свою деятельность.
Практически каждый человек на своем пути встречает людей, у которых может чему-то научиться. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В большей степени это касается высшей духовной культуры.
Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными носителями социального опыта, приобретаемого личностью, получили название институтов социализации.
Изменяясь под влиянием совместной деятельности, человек оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных факторов и общественных отношений. Эти неорганизованные воздействия среды называют социально-психологическими механизмами социализации. Под ними понимают различные стихийные воздействия среды, ближайшего окружения, в которых внешние регуляторы, групповые нормы и правила переводятся во внутренний план и становятся внутренними регуляторами поведения.
Во время активной деятельности личность приходит к результату или продукту, произведенному непосредственно в группе. Это участие приводит к причастности каждой личности в общем усилии. В этот момент происходит взаимодействие с другими людьми через долю в общем объеме деятельности, то есть оценивание окружающими поступков и поведения. Проявление личностью своих качеств в общении контролируется группой путем применения к этим качествам групповых критериев. Это также способствует наделению личности «нужными» для группы качествами.
Кроме того, всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются также определенные черты личности, что особенно наглядно видно, например, в ситуациях конфликта. В зависимости от наличия тех или иных качеств личность по-разному проявляет себя, причем всегда либо через сравнение себя с другими, либо через утверждения себя среди других.
Принятие или непринятие личностью такой формы группового контроля также зависит от степени ее включенности в группу. Независимо от уровня развития группы, индивидуальный статус каждого человека зависит от меры важности для него групповой деятельности. Даже если признать, что в группах высокого уровня развития, т. е. коллективах, цель совместной деятельности принимается всеми членами как своя собственная, то это не снимает вопроса о мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности, т. е. включенности личности в групповую жизнедеятельность. Этот показатель определяет меру принятия или отвержения такой формы группового контроля, как оценка качеств, необходимых в условиях совместной деятельности и общения.


Положительное влияние группы на формирование и развитие личности:
1. Члены коллектива - основной источник духовной культуры для индивида.
2. В группе личность усваивает основные позитивные социальные нормы и ценностные ориентации.
3. От участников группы индивид получает информацию и положительные эмоции, позволяющие ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все лучшее в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
4. В группе индивид применяет и совершенствует свои коммуникативные знания, умения и навыки.


В результате именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает собственные качества. Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, играющих роль социального зеркала. Одновременно, сознательно или бессознательно, она отбирает для себя те образы, которые способны повлиять на мнение этой группы. Кроме того, человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать мнения некоторых людей, их оценки его поступков. Т.е. в зрелом возрасте личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального «Я» на основании оценок компетентных специалистов.
Накапливая социальный опыт, человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Согласно своей социально-психологической феноменологии человеку свойственно быть социальной единицей и уникальной личностью. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в различных жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.
Групповой опыт имеет как схожие черты в чем-то, так и различия. Каждый ребенок ходит в школу, детский сад, может быть одним ребёнком в семье или иметь брата или сестру. Всё это напрямую связано с приобретением новых качеств и свойств при общении с окружающими. К тому же, дети при коммуникации со взрослыми внимают их роли и используют их в собственном опыте при решении каких-либо проблем или задач. Даже одинаковая генетика, которая свойственна близнецам, не может повлиять на идентичность группового и индивидуального опытов, в связи с тем, что пережитые эмоции и ситуация разные. В итоге, опыт каждого человека уникален потому, что его невозможно повторить.
Функция индивидуального опыта усложняется еще и тем, что личность воспроизводит этот опыт через призму своего восприятия, а не просто обобщает его. Учёные утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе развития личности, могут быть критическими и значимыми, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Все зависит от силы воздействия того или иного события на конкретного человека. Это может проявляться в фобиях и психологических травмах, что значительно влияет на жизнь человека.
Вот почему, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых людей.
Таким образом, чем активнее в процессе социализации участвует сам человек, тем более успешен результат: саморазвитие и самореализация. Как индивидуальный, так и групповой опыт напрямую связаны с формированием личности. Каждое препятствие, с которым встречается человек на своём пути, приносит как положительные, так и отрицательные результаты, а также понимание собственного «Я». Опыт помогает выстроить мировоззрение, мироощущение, создать благоприятное для себя окружение и наконец-то найти своё предназначение в жизни.


Список литературы
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
2. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С. А. Рубинштейн. - М., 1976.
3. Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фелъд- штейн. - М., 1995.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.