Шалагин Антон Евгеньевич канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры ФГКОУ ВО «Казанский юридический институт МВД РФ» г. Казань, Республика Татарстан Шалагина Айгуль Камилевна соискатель, преподаватель ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Казань, Республика Татарстан Ключевые слова: несовершеннолетний, правонарушитель, личность, преступление, виктимность, психология, педагогика.
Термин «личность» представляет собой достаточно абстрактное понятие, которое характеризует человеческие эмоции, коммуникацию, мотивацию, переживания, восприятие, действия. Данный термин происходит от латинского «persona». Изначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в Древней Греции. Значение личности в психологии многогранно, данное понятие охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обуславливающих поведение человека в различных ситуациях. Гордон Олпорт (1897-1967) личность определял как внутренний мир человека, его способность взаимодействовать с внешней средой. Эрик Эриксон (1902-1994) утверждал, что индивидуум в течение жизни проходит через ряд этапов (периодов) в результате чего формируется его личность. Джордж Келли (1905-1967) рассматривал личность как присущий каждому человеку способ осознания жизненного опыта. По мнению Рэймонда Кеттела (1905-1998), структура личности состоит из взаимосвязанных признаков и характеристик. Альберт Бандура (1925-2021) изучал личность во взаимодействии поведения человека с жизненной ситуацией. Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. В связи с этим, в психологии сложилось множество теорий личности, которые представляют собой тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, почему люди поступают именно так, а не иначе. Теориям свойственны следующие функции: а) познавательная; б) объяснительная; в) прогностическая; г) просветительская. Абрахам Маслоу (1908-1970) был убежден в том, что большинство человеческих поступков является следствием сознательного и свободного выбора. Зигмунд Фрейд (18561939) считал, что поведение людей в значительной степени детерминировано иррациональными, бессознательными факторами. На развитии человека сказывается множество причин и условий. К внешним детерминантам относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социальной среде, профессии. Внутренние детерминанты образуют генетические, биологические, физиологические, психологические факторы. Принадлежность к определенной культуре определяет модели мышления и нравственные основы. Социальная среда формирует нормы и правила поведения, способы коммуникации и удовлетворения потребностей. Эрик Эриксон в своих работах указывал, что личность в своем развитии проходит несколько стадий. Младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет), игровой период (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 12 лет), юность или подростковый период (от 12 до 19 лет), молодежный возраст (от 20 до 25 лет), зрелость (от 26 до 64 лет), старость (от 65 до смерти). При этом, существенное значение он уделял раскрытию творческого потенциала, освоению профессий, передаче опыта от поколения к поколению, заботе о детях и престарелых людях. Карен Хорни (1885-1952) утверждала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. По ее мнению, для детства характерны физиологические потребности и потребность в безопасности. Каждый ребенок хочет быть любимым, желанным и ощущать защиту от враждебности внешнего мира. Если родители проявляют должное внимание к развитию ребенка большая вероятность того, что в результате сформируется здоровая личность. И наоборот, если родители не участвуют в воспитании и формировании личности подростка, то у несовершеннолетнего может развиться базальная тревога и враждебность [1, с. 37]. Влияние семейного окружения ощутимо сказывается на развитии личности. Особое значение отводится поведению родителей, взаимоотношению между членами семьи, формам разрешения конфликтных ситуаций. Существенное влияние на развитие ребенка оказывают отношения между отцом и матерью. Скандалы, распитие спиртных напитков, аморальные и противоправные поступки негативно сказываются на формировании личности несовершеннолетнего [2, с. 22-31]. Личность правонарушителя является объектом криминологических, психологических, антропологических, социологических, культурологических и иных исследований. Она изучается с целью разработки современных, эффективных, практико-ориентированных мер, направленных на профилактику противоправного поведения. Криминологический портрет личности правонарушителя используется при предупреждении преступлений, расследовании и вынесении решений по уголовным делам, в пенитенциарной практике, а также при ресоциализации лиц, ранее отбывавших наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Важным этапом формирования личности является первичная социализация, когда ребенок усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции взрослых на определенные жизненные ситуации. На данном этапе основное воздействие оказывают семья, родственники, воспитатели, учителя, друзья. В семьях с благоприятным климатом формируются такие качества, как: доброжелательность, взаимовыручка, внимательность, способность к сопереживанию, инициативность, доверие друг другу, самостоятельность, минимизация конфликтных ситуаций [3, с. 1921]. В противоположном случае у ребенка развиваются эгоистические наклонности, тревожные состояния, инфантильность, фрустрация, ажитация, депривация, озлобленность на окружающих, психические отклонения и заболевания. Необходимо отметить, что если к несовершеннолетнему применяются физические меры наказания, то насилие проявляется и в действиях подростка по отношению к животным, одноклассникам, детям младшего возраста. В подростковый период на формирование личности значительное влияние оказывают друзья и сверстники. Групповая сплоченность придает несовершеннолетнему уверенность в себе, позволяет развить коммуникативные способности, определиться с жизненными планами и ориентирами. Важно, в какой группе окажется подросток, какие нравы и нормы поведения будут доминировать в ней, какую позицию займет он сам. Так, отвергнутые семьей (безнадзорные дети) в раннем возрасте начинают воровать, сквернословить, употреблять алкоголь, наркотики, токсические вещества, подражают представителям криминальной среды, совершают преступления и административные правонарушения [4, с. 40]. В своих научных трудах Б.Ф. Скиннер (1904-1990) указывал, что в течение жизни поведение людей может меняться под воздействием окружения (друзей, коллег по работе, родственников и проч.). В связи с этим, у человека формируются различные взгляды, убеждения, интересы, привычки. Он объяснял поведение человека, его поступки, действия через влияние близкого окружения. Гуманистическое направление в теории личности принадлежит Абрахаму Маслоу (1908-1970), который считал, что жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание его стремления и потребности. К их числу он относил: физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, в принадлежности к социальным группам и признании, в самоуважении, самоактуализации (реализации собственного потенциала). Он сделал вывод, что многие люди попросту не осознают своих возможностей и на протяжении жизни не могут раскрыть своих творческих способностей. Л^ди, которым не удавалось удовлетворить свои метапотребности, сталкивались с апатией, депрессией, фрустрацией [5, с. 241-243]. По мнению Ю.М. Антоняна, личность правонарушителя складывается из его психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нормам морали и права, выбора противоправного поведения для удовлетворения своих потребностей, непринятия мер к предотвращению негативных последствий [6, с. 12]. При изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя особое внимание обращается на нравственно-психологические характеристики индивидуума [7, с. 71]. К ним относится система взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, способов их удовлетворения, интеллектуальные, эмоциональные, волевые признаки. Для несовершеннолетних характерен ряд кризисных состояний, особенности восприятия ими жизненных ситуаций. В этом возрасте подростки бывают несдержанными, агрессивными, жестокими, ранимыми, что отражается на характере их поступков и способе совершения правонарушения. Дети из неблагополучных семей, нередко, раздражительны, вспыльчивы, обидчивы. Они уходят из дома, приобщаются к употреблению спиртного и иных психоактивных веществ, допускают пропуски учебных занятий, конфликтуют со сверстниками и взрослыми людьми, занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, склонны к половым эксцессам [8, с. 202-207]. Несовершеннолетние, живущие в условиях постоянной опасности, пытаются замаскировать свои страхи в агрессивном поведении, конфликтах с окружающими, другие, наоборот, замыкаются в себе, не идут на контакт, впадают в заторможенное состояние. Для несовершеннолетних, совершающих правонарушения, характерна импульсивность, повышенная эмоциональная возбудимость, внушаемость, склонность к подражанию, недостаток социального опыта, поверхностность суждений, чрезмерное доверие к членам микрогруппы, завышенная или заниженная самооценка, отсутствие эмпатии, индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, конформизм, выраженная эгоцентричность с постоянным оправданием своих поступков [9, с. 290-291]. Отмечается, что правонарушителю свойственна плохая социальная приспособляемость, неудовлетворенность своим положением, эмоциональная неуравновешенность [10, с. 226-227]. Ими совершаются кражи, грабежи, вымогательства, поджоги, уничтожение и повреждение чужого имущества, угоны автотранспортных средств без цели хищения, вандализм, осквернение мест захоронения, насильственные и хулиганские действия, изнасилования, наркопреступления, участие в экстремистских организациях и азартных играх [11, с. 168]. При этом в их отношении совершаются такие преступления, как: вовлечение несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, сексуальные преступления, неисполнению обязанностей по воспитанию и содержанию детей и др. Психологические и криминологические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя необходимо учитывать при организации профилактической работы с подростками и молодежью, прогнозировании и коррекции противоправного поведения, предупреждения совершения новых правонарушений, социальной адаптации, ресоциализации, реабилитации, а также при разработке мер виктимологического воздействия по отношению к потенциальным или реальным жертвам преступлений.
Список литературы 1. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорни; перевод Т. Шапошниковой. - СПб.: Питер, 2019. - 240 с. 2. Хьелл Л. Теории личности. - 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2017. - 608 с. 3. Личность преступника и профилактика преступлений: монография / Ю.М. Антонян, Е.А. Антонян, О.Р. Афанасьева [и др.]; под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Проспект, 2017. - 224 с. 4. Шалагин А.Е. Предупреждение преступлений в подростково-молодежной среде: монография / А.Е. Шалагин; под ред. Ф.Р. Сундурова. - М.: Юрлитинформ, 2022. - 160 с. 5. Маслоу А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу; перевод Т. Гутман, Н. Мухиной. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с. 6. Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. - 368 с. 7. Жадан В.Н. О криминологической характеристике личности несовершеннолетних преступников / В.Н. Жадан // Юридическая наука. - 2019. - №8. - С. 68-75. 8. Личностные характеристики преступников: монография / под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. - 311 с. 9. Шалагин А.Е. Типология подростков и молодежи, характеризующихся различными формами девиантного поведения / А.Е. Шалагин, А.К. Шалагина // Вопросы педагогики. - 2020. - №4-1. - С. 289-293. 10. Миронов А.В. Личность несовершеннолетнего правонарушителя / А.В. Миронов, А.В. Конюченко // Science time. - 2016. - №6 (30). - С. 225-229. 11. Шалагин А.Е. Криминология и предупреждение преступлений: монография / А.Е. Шалагин; под ред. Ф.Р. Сундурова. - М.: Юрлитинформ, 2021. - 240 с. Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с. |