На главную Лекции и практикум по психологии Юридическая психология Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии
Лекции и практикум по психологии - Юридическая психология
Индекс материала
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии
Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности
Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте
Лживость
Все страницы

1. Психологические факторы и условия формирования девиантного поведения подростков

Подростковая девиантность, в своей крайней форме, проявляется в совершении противоправных, уголовно-наказуемых деяний. В уголовном праве РФ несовершеннолетние правонарушители являются единственной группой субъектов, которая категорируется по возрастному признаку. Нормативноправовые критерии определяют границы несовершеннолетия, как возраст от 14 до 18 лет. По существующему Российскому законодательству уголовная ответственность наступает с 16 (ч. 1 ст. 20 УК РФ), а за совершение тяжких преступлений с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ учитывает возраст субъекта преступления и отставание в психическом развитии подростков. Несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, если во время совершения общественно-опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством (ст. 20 ч. 3 УК РФ). С этой целью проводится экспертиза несовершеннолетних обвиняемых, а также потерпевших от посягательств на половую неприкосновенность, нравственное и физическое здоровье несовершеннолетних . Сказанное означает, что для исследования несовершеннолетних правонарушителей, независимо от совершенных ими деяний, важнейшим моментом является изучение тех личностных характеристик, которые связаны с возрастными изменениями . Не случайно
Ю. М. Антонян и М. В. Гончарова отмечают в своей статье, что на данный момент есть все основания считать преступность несовершеннолетних самостоятельным видом, а это требует особого подхода к его изучению и оценке личности несовершеннолетнего правонарушителя и причин, побудивших к совершению преступления.
Социальная детерминация криминального поведения подростков является приоритетной в отечественной криминологии, учитывает социальноэкономические, политические и культурные условия жизни, внутри которых формируется личность подростка. К числу наиболее важных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование делинквентного поведения подростков, относят: бедность, проживание в криминальном районе, наличие оружия, доступность наркотиков, наличие нестандартной школы, отсутствие сплоченности у соседей, наличие эпизодов насилия в средствах массовой информации, резкие социальные изменения .
По мнению зарубежных исследователей девиантному поведению сопутствуют: низкий социальный статус, который не позволяет подростку соответствовать требованиям общества (А. Коэн, Р. Кловард, Л. Олин); состояние общественной аномии (Э. Дюркгейм); противоречия между требованиями общества и доступными средствами их выполнения (Р. Мертон); доступность незаконных средств достижения цели (Р. Кловард, Л. Олин); недостатки в социальной системе и оправдание собственного поведения (Г. Сайкс, Д. Матза); криминальное окружение (Э. Сазерленд); получение выгоды от совершения преступлений (Р. Берджес, Р. Эйкер), наличие криминального кумира (Д. Глезер); социальные роли и авторитет (С. Милграм, Ф. Зимбардо); недостаток социального контроля (И. Най).
Хотя Т. В. Серебрякова основной причиной противоправного поведения подростков считает пропаганду установок на материальное благосостояние, которая приводит к деформации системы ценностей подрастающего поколения и формированию у них отрицательных антиобщественных взглядов и целей, В. И. Игнатенко утверждает, что неорганизованное свободное время подростков приводит к тому, что они предоставлены сами себе и направляют свою активность на наиболее доступные, чаще всего, антисоциальные занятия.
Наряду с макросредовыми факторами зарубежными и отечественными исследователями единогласно признается особая значимость социальнопсихологических предпосылок в генезисе противоправного поведения подростков. И. А. Горьковая определила три группы «семейных» причин, способствующих формированию противоправного поведения: негармоничные (конфликтные, неполные) семьи, психотравмирующие факторы воспитательной практики родителей (эмоциональное отвержение, гипопротекция, повышенная требовательность), психологические проблемы самих родителей (злоупотребление алкоголем и наркотиками, судимость и др.).
В. Ф. Пирожков обращал внимание на взаимосвязь подростковой моды с определенным типом поведения, а также на отрицательное действие криминальной субкультуры в подростковой среде.
Многочисленные исследования показывают, что подростки, совершившие преступления, как правило являются выходцами из неблагополучных семей, где родители ведут антисоциальный образ жизни. По А. А. Сержантовой у 60% семей несовершеннолетних правонарушителей кто-либо из родителей имел судимость . Исследование Т. Н. Кропалевой показало, что 70% подростков, совершивших преступления, подвергались насилию со стороны родителей, 50% росли без отца, 42% воспитывались в семьях, в которых родители злоупотребляли алкоголем. По данным Н. С. Ганишиной практически половина подростков-правонарушителей воспитывались в «неблагополучных» семьях.
В то же время А. И. Долгова отмечает, что отрицательное влияние среды на криминализацию личности подростков проявляется в отсутствие общественного порицания. Поскольку на него уже навешен «ярлык» правонарушителя, от него уже и не ожидают иного поведения. В своей работе она следующим образом определила механизм социальной детерминации преступного поведения личности: на первом этапе личность попадает в социальные условия с отрицательным влиянием, на втором — личность вынуждена выполнять требования, укладывающиеся в ту антиобщественную среду, в которой она находится, на третьем — происходит полная деформация положительных социальных ролей и позиций.
Исследование, проведенное М. А. Алемаскиным , показало, что значительную роль в формировании девиантного поведения играет неудовлетворенность подростка своим положением в коллективе. Негативное влияние группы сверстников в подростковом возрасте также является одним из важнейших криминогенных факторов. Так, по данным В. В. Устиновой 100% подростков, совершивших насильственные преступления, в своем неформальном окружении либо наблюдали насилие, либо сами участвовали в нем. Среди корыстных преступников этот показатель составил 86,6%. Значительную часть друзей несовершеннолетних осужденных составляют лица с антиобщественным поведением: 39,5% имели судимость, 68,4% состояли на учете, 36,8% нарушали общественный порядок, 76,3% употребляли нецензурную брань, 55,3% злоупотребляли алкоголем.
В подростковой группе различные формы группового поведения постоянно создают угрозу самооценке ее членов и заставляют отстаивать свой статус различными поступками — от вандализма, до групповых убийств. По мнению И. Ю. Борисова «гедонистический риск» является своеобразным способом удовлетворения потребностей в высокой самооценке и безопасности. Решения, принимаемые коллективно, являются более рискованными по сравнению с индивидуальными (эффект сдвига к риску).
Таким образом, подростковая преступность во многом имеет социальные причины. Факторы социальной среды выступают в качестве условий, формирующих личность правонарушителя, хотя и не ведут неизбежно к совершению преступления. Непосредственные причины преступного поведения во многих случаях лежат в личности.
Детерминирующими факторами девиантного поведения являются личностные, а ситуативным принадлежит роль модуляторов. Не зря, видимо, А. А. Реан пишет, что «рассмотрение ситуативных факторов в качестве основных причин, детерминант (а не модуляторов) делинквентного поведения логически приводит к снятию ответственности с личности за такое поведение» .
Подтверждение данной точки зрения мы находим и в научной статье, посвященной проблеме разработки диагностических критериев, дифференцирующих различные категории отклоняющегося поведения детей и подростков в контексте деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, в которой психологические факторы, были определены как доминирующие, поскольку именно они, в конечном счете, определяют поведение подростка .
Структура личности является предметом исследования в юридической психологии, криминологии и конфликтологии. Немало серьезных исследований проведено силами сотрудников отраслевых и академических институтов в рамках существовавших тогда доктрин.
Значительных успехов в 70-х гг. ХХ в. удалось добиться коллективу под руководством В. Н. Кудрявцева - директора Института государства и права АН СССР. В структуре личности преступника В. Н. Кудрявцев выделял: демографические данные, правосознание, социальную установку, комплекс личностных свойств. Его исследования Г. А. Кудрявцева показали значимость правовой осведомленности в профилактике подростковых правонарушений. Считалось, что значительная часть подростков, совершая те или иные противоправные деяния, не осознает их фактическую уголовную ответственность.
Г. М. Миньковский выделил в структуре личности преступника такие элементы как:
1) демографические и культурно-образовательные признаки;
2) потребности, интересы и отношения к ведущей деятельности;
3) потребности, интересы и отношения быта и досуга;
4) эмоциональноволевые признаки;
5) непосредственные мотивы, характеризующие преступление;
6) особенности, интегрирующие социально-мотивационную позицию личности (направленность, ориентация) .
По мнению Н. С. Лейкиной личность преступника представляет собой все же взаимодействие трех подструктур: 1) комплекс отрицательных свойств личности, составляющих внутреннюю причину преступного поведения (потребности, мотивы, установки и т. д.); 2) те стороны личности, которые составляют условия, способствующие формированию преступного поведения (склонность к пьянству, бродяжничество, стресс и т. д.); 3) свойства личности, которые не сыграли роли в предотвращении преступного поведения, однако положительно характеризуют отдельные стороны личности (дисциплинированность, трудолюбие и т. д.).
В некоторых случаях психологи юридического профиля обозначают структуру личности правонарушителя, исходя из степени ее личностной деформации, для обозначения которой используются такие понятия как: антиобщественная направленность, антисоциальная (асоциальная) установка, криминогенная деформация личности, противоправная мотивация и т. п. Данные термины обозначают систему наиболее устойчивых, доминирующих внутренних побуждений личности. Они отражают систему свойств и особенностей личности, которые в определенных условиях ориентируют человека на выбор противоправного варианта поведения. К таковым в первую очередь относятся: убеждения, оценки, отношения, ценности, потребности и интересы. К сожалению, эти явления плохо поддаются измерению, учитывая склонность преступников к обману.
Таким образом, проблема личностной обусловленности преступного поведения — это вопрос о том, какую роль играют индивидуальнопсихологические свойства личности в принятии решения совершить противоправный поступок. Чтобы раскрыть психологическую сущность противоправного поведения необходимо определить структуру свойств личности, которые составляют ее антиобщественную направленность («криминальную потенцию» ). Различные лица совершают идентичные преступления и это указывает на наличие в структуре их личности определенного комплекса личностных свойств, обусловливающих устойчивое противоправное поведение. Однако относительно последних у исследователей отсутствует единая точка зрения, различны и подходы к исследованию личности подростка-правонарушителя.
Один из распространенных психологических подходов к объяснению причин противоправного поведения базируется на анализе мотивации, как ближайшей и непосредственной личностной детерминанте. По мнению исследователей, преступная мотивация подростков отличается от таковой у взрослых преступников и имеет свои ярко выраженные возрастные особенности. Так, В. Т. Кондрашенко выделял два основных вида криминальной мотивации у несовершеннолетних правонарушителей: корыстная и насильственноэгоистическая. Корыстная мотивация носит детский характер и связана с желанием развлечься, показать себя, утвердиться в глазах сверстников, жаждой приключений, поиском острых ощущений. В основе насильственноэгоистической мотивации у подростков лежит потребность в самоутверждении.
По мнению К. Е. Игошева , для большинства подростков, совершивших противоправные деяния, характерны следующие виды мотивации: 1) безрассудная, выражающаяся в необдуманных действиях и бессмысленной решимости совершить преступное деяние; 2) корыстная, имеющая своей целью завладеть материальными благами; 3) преднамеренная рисовка, проявляющаяся в стремлении подростка продемонстрировать перед товарищами смелость, храбрость и решительность. Исследуя мотивы правонарушений, совершенных подростками, автор установил, что третье место по распространенности у подростков занимают мотивы жадности и стремления приобрести материальные блага (11,2%). При этом по мнению ученого жадность и стяжательство наиболее характерны для подростков и юношей, совершивших преступления корыстной направленности.
Исследуя мотивы совершения противоправных деяний несовершеннолетних Н. И. Ветров установил, что 38,3% подростков совершили преступление из подражательных мотивов и стремления заработать авторитет у товарищей, 17,8% четко не могут объяснить мотивы совершения противоправных действий, 16,9% пошли на преступление из-за жадности и материальной выгоды, 15,4% подростков хотели развлечься.
По данным В. П. Котина подростки, совершившие изнасилования в группе, обладают мотивом удовлетворения половой потребности не более чем в 55-60% случаев. Остальные мотивы связаны с любопытством, подражанием, поддержанием или повышением группового статуса. Влияние группы оказывается зачастую настолько велико, что в ситуацию преступления оказываются, вовлечены лица, ранее не проявляющие антиобщественного поведения .
В исследовании Д. И. Фельдштейна показано, что в основе подростковых правонарушений лежат примитивные и аномальные для подросткового возраста потребности, такие как, алкоголь, курение и азартные игры (49%), стремление испытать новые ощущения (18%), стремление самоутвердиться (17%), озорство (9%), стремление удовлетворить естественные базовые потребности в пище, одежде и т. п. (7%).
Г. Деттенборн обратил внимание на динамичный характер мотивации преступного поведения несовершеннолетних. Так, ситуативные кражи из озорства могут превращаться в предумышленные, а групповые преступления, выражающие мотивацию групповой сплоченности, затем могут трансформироваться в корыстные. Автором были выделены следующие виды преступной мотивации: 1) прочная (не связанная с реакцией на конкретную ситуацию); 2) ситуативная (связанная с оскорблением, раздражением); 3) социально значимая (стремление к престижу, месть, зависть, сострадание); 4) утилитарно значимая (стремление к обогащению, удовольствиям, приключениям). При этом у подростков, совершивших преступления впервые, преобладают ситуативные мотивы, а у рецидивистов — прочная мотивация, социально значимые мотивы ситуативно обусловлены, а утилитарно значимые связаны с прочной мотивацией. Социально значимые мотивы чаще реализуются в состоянии алкогольного опьянения и в группе, а утилитарные реализуются в одиночку.
Большинство исследователей констатируют сильную деформацию потребностей подростков - правонарушителей, по сравнению с правопослушными сверстниками, которая проявляется в следующих особенностях:
1) ориентация на мнимые, ложные ценности жизни и культуры;
2) извращенное понимание потребностей; 3) узость потребностей; 4) личные потребности (преимущественно материальные) возрастают до уровня притязаний, не соответствующих реальным возможностям подростка; 5) антиобщественный характер удовлетворения потребностей .
Г. Г. Бочкарева показала, что интересы и потребности подростков- правонарушителей отстают в своем развитии, в их структуре личности преобладают гипертрофированные примитивные потребности (роскошно жить, не работать, не учиться, хорошо поесть), а познавательные и духовные практически отсутствуют. По мнению автора, доминирование утилитарных мотивов в нравственной мотивации выступает одним из прогностических критериев противоправного поведения подростков. Таким образом, в основе противоправного поведения подростков могут лежать дефицитарные мотивы и потребности, которые тормозят дальнейшее развитие и формирование потребностей высшего порядка.
Вместе с тем, Т. Н. Курбатова указывает на то, что для подростков- правонарушителей и подростков, не нарушающих правовые нормы характерно стремление к материальному благополучию, но при этом различия между ними заключаются в способах достижения этой цели. У правонарушителей приоритет отдается независимости и смелости, а у просоциальных подростков — самоконтролю и воле.
Помимо потребностей, деятельность индивида определяется и сферой его интересов, которые отражают значимость определенного объекта для личности, осознание личностью своих потребностей. Результаты многочисленных исследований показывают, что сфера интересов подростков-правонарушителей характеризуются ограниченностью и узостью. Познавательные, учебные, духовные и культурные интересы, как правило, заменяются интересами к романтике, приключениям, риску и легкомысленному времяпрепровождению, которые не требуют больших интеллектуальных усилий (Н. А Гончарова, Г. Г. Бочкарева, С. А. Беличева, Н. И. Ветров, Г. М. Миньковский,
Е. И. Кульчинская, К. Е. Игошев и др.).
Еще одним подходом к исследованию личности подростка- правонарушителя является ценностно-нормативный, согласно которому криминальное поведение есть не что иное, как экстериоризация деформированной ценностно-нормативной системы личности . В качестве определяющего системообразующего признака выделяется категорию «ценность», которая понимается как «положительная социальная значимость для исторически определенной общности или отдельной личности любых природных и социальных явлений, процессов и иных реальных или идеальных объектов» .
Являясь внутренним барьером, ценностные ориентации контролируют переход интересов и потребностей в мотив, а их деформация придает личностной направленности антиобщественный характер. Так, А. А. Сержантова указывает на то, что формирование позитивной системы ценностных ориентаций способно предотвратить совершение преступления на самом раннем его этапе — в процессе мотивообразования.
По данным Э. П. Котовой подростки-правонарушители характеризуются несформированностью нравственных ценностей, которые отражают отношение индивида к окружающим, его способность учитывать интересы других и являются одним из важнейших факторов в формировании хулиганского поведения. Данная особенность способствует тому, что в состоянии нравственного конфликта выбор дальнейшей модели поведения осуществляется в пользу аморальных поступков.
В. Е. Идрисова обнаружила, что у несовершеннолетних правонарушителей преобладают такие ценности как: материальное благополучие, развлечения, физическое развитие, желание физического превосходства и подавления других, тогда как ценности культурного развития и образования занимают последнее место .
Исследование ценностных детерминант противоправного поведения подростков, проведенное Н. А. Гончаровой , показало, что последние характеризуются преобладанием материальных, гедонистических, индивидуалистических ценностей, ценностей власти и физической силы, тогда как духовные и познавательные ценности не сформированы.
По данным исследования О. А. Падун деформация системы ценностей является одним из условий, формирующих готовность к применению насилия подростками, совершившими корыстно-насильственные преступления .
Исследование Л. В. Ковтуненко показало, что приоритетными ценностями несовершеннолетних осужденных являются: свобода, власть, яркая жизнь, здоровье родных, авторитет, безопасность семьи. При этом практически не значимыми для подростков оказались — вежливость, выдержанность, польза другим, самодисциплина .
Вместе с тем С. А. Беличева отмечает, что для правонарушителей и просоциальных подростков характерно признание одних и тех же ценностей (верность, смелость, решительность и т. п.), а различие заключается в содержательном смысле, который они вкладывают в них. Как правило, правонарушители примитивно и поверхностно трактуют данные понятия, искажают их смысл.
В качестве системообразующего криминогенного качества личности подростка-правонарушителя С. Д. Арзуманян признал «криминогенную установку», как «внутреннюю готовность личности к неправомерной активности, которая ложится в основу ее избирательной мобилизованности во взаимодействиях с окружающей действительностью и принимает определенное участие в построении и управлении конкретным противоправным поведением» . Антиобщественная установка может формироваться, как непосредственно, под длительным негативным влиянием факторов микросреды, так и опосредованно, не находясь под таким воздействием. При этом внутри личности содержатся, как адекватные установки, так и криминальные, выбор которых в конкретный момент действия зависит от актуальной потребности и сложившейся ситуации.
Исследование Р. В. Чиркиной показало, что мотивационные установки подростков-правонарушителей, отражающие их готовность нарушить закон, изменяются лишь у незначительного числа подростков, независимо от их уголовно-правового статуса (условно осужденные, отбывающие наказание в колонии, освободившиеся). Подростки не имеют установки на изменение себя и своих ценностей, а главной целью их адаптивного поведения после освобождения из мест лишения свободы, является избежание повторного наказания в виде лишения свободы.
Значительную роль в генезисе формирования криминального поведения у подростков отводят самооценке. Противоречие заключается лишь в определении ее характера. Первая точка зрения основана на убеждении в том, что подростки-правонарушители характеризуются заниженной самооценкой (Г. В. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, Г. Каплан). Низкая самооценка придает неправильную направленность активности личности и тем самым способствует переориентации личности на антисоциальный путь развития. Стремясь повысить самооценку, но не имея возможности сделать это социально допустимыми способами, подросток обращается к антисоциальным образцам и ценностям поведения, в результате чего самооценка повышается .
Среди исследователей существует мнение о завышенной самооценке подростков-правонарушителей, которая приводит к оправданию подростком любых своих действий, эгоцентризму и низкой критичности к себе, что тем самым обесценивает в его глазах окружающих людей .
По мнению Ю. А. Пучковой высокий уровень самооценки у подрост- ков-правоонарушителей носит защитно-компенсаторный характер. Ряд авторов полагает, что завышенная самооценка характерна в первую очередь для более старшего контингента осужденных (16-18 лет), которые бравируют своими отрицательными личностными качествами и недостатками .
В. М. Литвишков указывает на то, что подростки-правонарушители женского пола с завышенной самооценкой, характеризуются стремлением доказать свою исключительность, выделиться среди других, игнорированием требований взрослых. При заниженной самооценке их поведение приобретает случайный характер, зависимый от внешних влияний.
А. Р. Ратинов также указывает на существование двух тенденций самооценок у преступников: завышенная самооценка и притязания приводят к отчуждению от общественной системы ценностей и толкают к поиску среды, обеспечивающей удовлетворение этих притязаний, тогда как заниженная самооценка толкает человека на поиск наиболее простых путей и формирует у него комплекс неполноценности.
Существует мнение, что самооценка подростка всегда оказывается ниже оценки, которую дают окружающие . Получается, что формированию противоправного поведения подростков способствует внутренний конфликт, возникающий вследствие несовпадения самооценки подростка, уровня его притязаний с его объективным положением.
С высказанным мнением согласуются результаты исследования О. М. Мороз , которые показали, что образ «Я» у подростков- правонарушителей представлен преимущественно негативным содержанием, которое выражается в идентификации себя с образом «трудного». При этом тенденция к подобной идентификации в большей степени характерна для девочек, а самосознание правонарушителей мужского пола отличается схематичностью, неопределенностью и несформированностью образа «Я».
Позже В. М. Раева обнаружила у подростков-правонарушителей нарушения самопознания, сниженный уровень самоуважения и самопринятия, нарушения самоконтроля и самоактуализации.
Вместе с тем В. П. Велев пришел к выводу, что подростки- правонарушители отличаются слабо развитыми рефлексивными способностями, что способствует их самооправданию и отстаиванию аморальных ценностей.
К числу характерных индивидуально-психологических особенностей подростков-правонарушителей относят так же экстернальный локус контроля (А. А. Реан, Т. Г. Визель, И. Ю. Кулагина, Л. В. Ковтуненко, Л. Р. Аптикиева и др.). Концепция локуса контроля в своей основе содержит идею об ответственности индивида за свои поступки и действия . Подростки- правонарушители, как правило, склонны винить в своих неудачах внешние силы, расчитывают на то, что в ближайшее время все проблемы разрешаться сами собой. Они характеризуются неуверенностью в себе, у них отсутствует представление о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответсвии с поставленными целями .
По данным Л. В. Ковтуненко подростки-правонарушителям, как впервые осужденным, так и ранее отбывавшим наказание, характерен экстерналь- ный локус контроля. При этом экстернальность последних выше, что свидетельствует о деформации личности преступника под влиянием криминальной субкультуры.
По данным исследования А. А. Реана 84% несовершеннолетних правонарушителей относятся к экстерналам, тогда как интерналами являются лишь 16% подростков. При этом, по мнению автора, экстернальность несовершеннолетних может являться, как одной из причин детерминирующих противоправное поведение, так и следствием неблагоприятнных социальных условий.
Эмоционально-волевая сфера подростков-правонарушителей отличается от таковой у правопослушных подростков негативным содержанием и деформацией. Подростки характеризуются эмоциональной неустойчивостью, преобладанием негативных эмоций и состояний, аффективностью, нечувствительностью к проблемам окружающих, раздражительностью, импульсивностью, враждебностью и неспособностью контролировать свои эмоции. Подобные особенности способствуют совершению необдуманных, спонтанных преступлений под влиянием внезапно возникших эмоций.
Не случайно В. Л. Васильев отмечал, что специфика насильственных преступлений, совершаемых подростками, выражается в неадекватных (часто аффективных) реакциях на действия, которые воспринимаются ими, как личное оскорбление. Е. Б. Усова так же указывает на то, что для подростков характерны импульсивные и скоротечные преступления.
Ряд исследователей обращает внимание на низкий уровень эмпатии у несовершеннолетних правонарушителей, на их неспособность сопереживать, сочувствовать окружающим (Т. В. Серебрякова, Л. В. Петрушина, И. А. Горьковая и др.). Так, в исследовании Л. В. Петрушиной установлено, что очень низкий уровень эмпатии имеет 41% несовершеннолетних осужденных женского пола, а 50,5% — низкий, 8,5% — средний.
По данным А. И. Ушатикова и волевой процесс у несовершеннолетних осужденных отличается значительной деформацией, которая проявляется в негативном отношении к преодолению трудностей и общественно-полезной деятельности, деформацией этапов волевого действия (принятие решения, планирование, исполнение), слабостью волевого усилия. Н. В. Рогава в связи с этим отмечает, что волевая сфера подростков-правонарушителей в целом характеризуется неустойчивостью и импульсивностью.
В исследовании Н. А. Хариной было установлено, что несовершеннолетние осужденные женского пола имеют более низкие показатели развития динамических и содержательных компонентов волевой саморегуляции по сравнению с правопослушными девочками. В то же время К. Е. Игошев считал, что подростки-правонарушители высоко ценят такие качества личности, как смелость, решительность, мужество, а сами нередко характеризуются подражанием, неумением контролировать свои поступки и отсутствием целеустремленно сти.
В целом, как мы видим, противоправное поведение подростков есть результат сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов: неблагоприятной социальной среды и особенностей личности (Таблица 1).

 


Таблица 1. Факторы девиантного поведения подростков

Группа факторов

Область проявления

Физиологические факторы

Психические отклонения и физические недостатки наследственного или приобретенного характера, особенности протекания процесса полового созревания.

Социальные (макросредовые) факторы

Низкий социальный статус, криминальное окружение, доступность незаконных средств достижения цели, негативное влияние СМИ, недостаток социального контроля, состояние общественной аномии, подростковая мода, плохая правовая осведомленность, кризис института семьи.

Социально-психологические (микросредовые) факторы

Негативное влияние ближайшего окружения (семьи, референтной группы, школьного коллектива и т. п.).

Психологические факторы

Индивидуально-психологические свойства личности.

 

На наш взгляд, очевидным является тот факт, что в редких случаях можно говорить лишь об одной специфической индивидуально- психологичекой особенности, которая выступает в качестве предпосылки криминального поведения. Поэтому более убедительной представляется идея о «криминогенном комплексе личности» несовершеннолетних правонарушителей, который включает в себя определенную структуру психологических свойств, участвующих в процессе возникновения противоправного поведения (Н. П Крейдун, 1990; Л. В Фомина,1998;
А. Б Петрова, 2003; Л. Р. Аптикиева, 2005 и др.).
Ниже представлены различные комплексы личностных характеристик несовершеннолетних правонарушителей, которые по мнению исследователей составляют психологическую основу криминального поведения или повышают вероятность его возникновения (Таблица 2).


Таблица 2. Комплексы психологических характеристик, составляющих структуру личности подростка-правонарушителя

Содержание комплекса личностных характристик подростков-
правонарушителей

Автор

Лживость, грубость, агрессивность, слабоволие, безответственность, вспыльчивость, неуравновешенность

М. А. Алемаскин (1968)

Жестокость жадность, лживость

Л. Б. Филонов (1981)

Конформность, выраженная реакция эмансипации, склонность к делинквентности и аддиктивному поведению, маскулинный тип межличностных отношений, акцентуированные черты характера

Т. В. Иванова (2002)

Акцентуации          характера          (гипертимный          эпилептоидный,
истероидный, лабильный типы), утилитарные цели, установка на выработку у себя примитивных качеств, зависимость от группы

Н. П. Крейдун (1990)

Личностная незрелость, дефектность или ригидность внутренних установок, дезадаптированность

Л. В. Фомина (1998)

Низкий уровнь активности, общительности, эмоциональная нестабильность, стремление к доминированию, самоуверенность, закрытость, низкий уровнь осмысленности жизни и способности контролировать себя и свою жизнь

Ю. А. Пучкова (2006)

Деформированная система жизненных ценностей, отсутствие адекватных представлений о будущем, конфликтность в отношении со взрослыми и сверстниками, акцентуации характера, агрессивность, враждебность, эмоциональная неустойчивость, экстернальный уровень субъективного контроля, психологическая склонность к делинквентности, низкий уровень развития самосознания

Л. Р. Аптикиева (2005)

Акцентуации характера, жизненная перспектива, детерминируемая целями и идеалами будущего, особенности поведения, специфическая система ценностей, самооценка

А. Б. Петрова
(2003)

Замкнутость, отчуждение, низкий уровень интеллектуального развития,                      эмоциональная         неустойчивость,          доминирование,
напористость, подозрительность, пренебрежение правилами, корысть, неуверенность, расчетливость, хитрость, тревожность, чувство вины, низкий уровень самоконтроля, жесткость, радикализм, самодостаточность, агрессивность, враждебность, высокая          раздражительность,                         негативизм,                           высокая
подозрительность, чувство обиды, редко проявляющееся угрызение совести

Т. Н. Кропалева (2004)

Подозрительность, враждебность, духовная опустошенность, отчужденность, эмоциональная нестабильность, низкий уровень волевого контроля

Е. Р. Чернобродов (2008)

Неуважение к закону, неготовность следовать ему и соблюдать его, стремление к наживе аморальным или преступным способом, стремление к праздности и безделию, потребность в общественном признании, неразвитые механизмы целеполагания, неумение контролировать свои поступки, эмоциональная неустойчивость, агрессивность

Л. Н. Костина (2010)


Современная интерпретация концепций, классификация форм и проблем девиантного поведения с позиции сотрудников кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена дана в работе «Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях» .
На основании вышеизложенного нам представляется возможным выделить несколько основных подходов к изучению проблемы детерминации девиантного поведения: 1) подход, основывающийся на выделении переменных модераторов, медиаторов и предикторов; 2) типологический подход; 3) «точечный» подход.
Сущность первого подхода, который в современных исследованиях приобретает все большую популярность, состоит в разграничении функциональной роли различных переменных, объясняющих индивидуальные различия в человеческом поведении . Установлено, что наибольшее предсказательное значение имеют предикторы и модераторы. Последние оказывают опосредованное влияние на поведение индивида, они не являются сами по себе причиной того или иного поступка, но влияют на силу и направленность существующей взаимосвязи (пол, возраст, раса, социальное положение и др.). Модераторы уточняют в каком случае и в какой ситуации будет происходить то или иное влияние. А. А. Реан обозначает данный фактор как «модулятор» и указывает на то, что он определяет вариативность проявления личностных факторов.
Предикторы представляют собой непосредственные причины того или иного поведения (детерминанты). Переменные-медиаторы объясняют почему и как данное влияние будет происходить. Несомненным достоинством данного подхода является то, что разграничение роли детерминирующих факторов позволяет не только более наглядно представить целостную систему детерминации поведения, но и определить место каждой переменной. Он обосновывает необходимость поиска не прямой связи между поведением и личностью, а опосредованной. Посредниками могут выступать, как внешние, так и внутренние условия.
Типологический подход к проблеме психологической детерминации девиантного поведения является традиционным для отечественной психологии. В его основе лежит идея об определенных типах личности, которые наиболее склонны к преступному поведению. Примером данного подхода может служить выделение различных типов акцентуаций характера. Несмотря на то, что данный подход является достаточно удобным в использовании, довольно часто он повергается критике ввиду своей упрощенности и с точки зрения этических соображений.
«Точечный» подход к решению проблемы детерминации девиантного поведения состоит в установлении взаимосвязи между отдельными личностными образованиями и девиацией, такими как: 1) нарушения в сфере самосознания (неадекватность самооценки, слабые рефлексивные способности, несоответствие уровня притязаний реальным возможностям, низкая самокритичность, внутренняя неуверенность в способности самостоятельно изменить собственную жизнь, нечувствительность к критике, зависимость от мнения окружающих); 2) деформация ценностно-нормативной системы (преобладание утилитарных, материальных ценностей, над духовными и эстетическими, ограниченность и примитивность интересов, антисоциальные установки); 3) специфика мотивационно-потребностной сферы (ориентация на немедленное удовлетворение актуальных потребностей, преобладание примитивных потребностей над познавательными и духовными, гипертрофированность потребностей, преобладание ситуативных и импульсивных мотивов, связанных со стремлением самоутвердиться и заработать авторитет в группе, любопытством, подражанием, желанием развлечься, привлечь к себе внимание, отсутствие жизненных целей); 4) нарушения эмоционально-волевой сферы (слабый самоконтроль, склонность к риску, неразвитое чувство эмпатии, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень волевого контроля) и др.
Каждый из рассмотренных подходов имеет, как сильные, так и слабые стороны, поэтому наиболее эффективное решение проблемы девиантности возможно лишь в результате интеграции всех подходов, либо в поиске новых.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.