На главную Лекции и практикум по психологии Юридическая психология Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии - Лживость
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии - Лживость
Лекции и практикум по психологии - Юридическая психология
Индекс материала
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии
Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности
Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте
Лживость
Все страницы

 


3.4. Лживость


Ложь является распространенным явлением общественной жизни и человеческого взаимодействия, но в преступной среде она получает наиболее широкое распространение, так как успех в преступном сообществе и адаптация к нему во многом связана со способностью лгать и умением определять ложь у других . Кроме того, ложь остается одним из основных способов совершения преступления и ухода от уголовного или административного наказания.
Феноменология лжи включает многие аспекты, в числе которых: философский, логический, этический, юридический, социологический и социальнопсихологический. В рамках философско-этической парадигмы обычно рассматриваются проблемы методов познания истинного и ложного, критерии истины и лжи, этические аспекты «лжи во благо» и т. д. (Б. Спиноза, Г. Гегель, И. Кант, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. Фихте, Ж. Дюпра).
Правовой аспект лжи отражает, как правило, различные аспекты ложной информации. В уголовном праве обман часто входит в квалифицирующий признак преступлений и тем самым предполагает различные виды ответственности за совершение действий с использованием лжи и обмана: клевета (ст. 128.1 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ); заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ); фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ) и др.
Лживость, как индивидуально-психологическое свойство личности, выражается в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях . Лживость также рассматривают, как одну из форм девиантного поведения подростков (В. Т. Кондрашенко, Н. А. Рождественская).
По А. А. Вихману лживость — это «целостное психологическое образование, характеризующее склонность личности к сознательному нарушению принципов конструктивного общения посредством различных способов манипуляции информацией» . Наиболее характерными для лжецов, по мнению автора, являются такие особенности как: психотизм, аморальность, слабая эмоциональная устойчивость, низкая волевая устойчивость и коммуникативная пластичность.
Е. К Игошев видел причину лжи у подростков-правонарушителей в искаженном представлении о «честности». Для подростков считается нормой: не продать друга, поддержать его в любом деле, «честно украсть», «честно поднять ворованное». Они склонны к отождествлению понятий честности и правдивости. По их мнению, человек должен во всех случаях говорить только правду, хотя и не всегда поступать в соответствии с ней. С возрастом это у многих проходит.
По Л. Б. Филонову лживость является одной из отрицательных черт личности, предрасполагающих подростков к противоправному поведению. Возникнув изначально, как средство избегания наказания, склонность лгать у подростков-правонарушителей формируется в устойчивое свойство личности и становится одним из способов добиться желаемого. У подросткиов- правонарушителей вырабатывается положительное отношение ко лжи и обману, как к эффективному способу удовлетворения своих потребностей и получения желаемого. Умение лгать преимущественно расценивается ими как проявление ума, интеллекта и сообразительности. Подростки-правонарушители считают ложь полезным и даже необходимым навыком.
По данным исследования Д. И. Фельдштейна лживость характерна для 97%подростков-правонарушителей. М. А. Алемаскин относит лживость к числу отрицательных свойств личности, детерминирующих противоправное поведение подростков.
В. Г. Деев и ряд других исследователей отмечают, что для осужденных- подростков типичны такие качества как: скрытность, лживость и нечестность . По Е. И. Петухову , лживость является одним из основных признаков, характеризующих педагогически запущенных учеников.
По данным В. С. Пелипец склонность ко лжи является отличительной особенностью трудновоспитуемых девочек с антисоциальным поведением. По мнению автора «постоянные конфликты их с коллективом, учителями и родителями по поводу различных нарушений, проступков и желание оправдать себя, чтобы избежать наказаний, сформировали у них привычку говорить неправду, а также отрицательную черту характера — нечестность» .
По Е. И. Петухову , лживость является одним из основных признаков, характеризующих педагогически запущенных учеников.
В психиатрии рассматривается феномен «патологической лживости», которая часто входит в число клинических признаков того или иного психического отклонения и понимается как «склонность к вранью без цели и удержу» . По мнению Е. В. Змановской патологическая лживость является одним из неблагоприятных прогностических признаков антиобщественного поведения. В рамках социально-психологического подхода ложь представляет собой феномен общения, возникающий в процессе взаимодействия людей в виде намеренного искажения действительной информации.


3.5. Экстраверсия


В зарубежной психологии до появления концепции «Большой пятерки» широкое распространение получила модель так называемой «большой тройки» (экстраверсия, нейротизм, психотизм), которая строилась, прежде всего, на идеях и научных положения, разработанных Г. Айзенком. Исследования показали, что во многих случаях данные относительно взаимосвязи нейротизма с криминальным поведением спорны и эта взаимосвязь обнаруживается лишь в отдельных случаях у определенной категории правонарушителей. А вот корреляции правонарушений с психотизмом и экстраверсией обнаруживаются значительно чаще.
Экстраверсия по Г. Айзенку объединяет в себе следующие личностные характеристики: активность, общительность, готовность к риску, импульсивность, экспрессивность, практичность, безответственность. Экстравертов отличает общительность, ориентация на взаимодействие с окружающими, активная социальная позиция, импульсивность, легкомыслие, несдержанность в поведении. Они комфортно себя чувствуют в большой компании и на публике, склонны принимать участие в возбуждающей и стимулирующей деятельности, связанной с экстримом, редко задумываются о последствиях своих действий, любят рисковать, склонны испытывать скуку к влиянию тех или иных стимулов. Экстраверты характеризуются принятием поспешных, необдуманных решений, непостоянством, непредсказуемостью, склонны, открыто выражать свои эмоции.
По мнению Г. Айзенка экстраверты более предрасположены к преступному поведению в сравнении с интровертами. Данное утверждение основано на результатах исследования формирования условных рефлексов, которое показало, что последние формируются у экстравертов гораздо медленнее, чем у интровертов. Другими словами, при воспитании у экстравертов, определенных желаемых образцов поведения они с трудом поддаются такому влиянию, а, следовательно, в большей степени предрасположены к асоциальному поведению. Кроме того, согласно данным ученого, отличительной особенностью экстравертов является постоянная потребность в стимуляции, которая имеет биологическую основу. У экстравертов возбуждение коры головного мозга находится в подавленном состоянии, что приводит к поиску дополнительной стимуляции, чтоб достичь необходимого возбуждения . Потребность экстравертов в стимуляции тем самым подталкивает их на совершение рискованных поступков, связанных с получением острых ощущений, в том числе и противоправных.
У Реннер и Ф. Андерл установили, что уровень экстраверсии достоверно выше у подростков-нарушителей правил дорожного движения в сравнении с контрольной группой, однако в отношении психотизма такой зависимости выявлено не было .
Высокий уровень экстраверсии у подростков-правонарушителей был обнаружен и в исследовании А. Дадерман, А. У Мерлинг и Дж. Халмена .
В отечественной литературе так же представлены данные о взаимосвязи указанных личностных свойств с противоправным поведением. Однако они характеризуются фрагментарностью и противоречивостью. Так, по данным исследования Н. В. Майсак у просоциальных подростков экстраверсия в среднем выражена сильнее, чем у девиантов, среди которых почти половина амбиверты. Вместе с тем, в группе девиантных подростков экстравертов и потенциальных экстравертов 43,3%, тогда как интровертов — 15%.
Исследование Н. Н. Савиной показало, что у правопослушных подростков экстраверсия выражена сильнее, чем у подростков-правонарушителей, что по мнению автора связано с фрустрацией потребности в общении в условиях воспитательной колонии. Она же пишет, что психотизм так же является значимым фактором в совершении подростками убийств, и более выражен у правонарушителей 14-15 лет по сравнению с их просоциальными сверстниками.


3.6. Психотизм


Психотизм в концепции Г. Айзенка представляет собой отдельный континуум на противоположном полюсе которого располагается сильное «СуперЭго». По своему содержанию и смыслу психотизм близок по значению к психопатии и характеризуется такими чертами как эгоцентричность, конфликтность, нечувствительность, черствость, жестокость, тяга к необычному и аф- фективность. Наличие в структуре личности ярко выраженного психотизма, характеризует индивида, как склонного к проявлению агрессии, враждебно настроенного к окружающим, подозрительного, импульсивного, асоциального. При влиянии стресса такие личности склонны к появлению психических нарушений.
Фактор психотизма не раз становился предметом исследований в контексте его взаимосвязи с криминальным поведением. Так, П. Хевен в своем исследовании доказал значимость психотизма как опосредующего фактора, усиливающего влияние других факторов, связанных с криминальным поведением. Было установлено, что психотизм усиливает склонность к риску у подростков обоего пола, а также у подростков женского пола опосредует взаимосвязь криминального поведения и негативных семейных взаимоотношении .
Интерес представляет исследование А. Фарнхама, проведенное на выборке не девиантных подростков. Целью исследования являлась проверка предсказательной силы трех теорий криминального поведения — теории личностных черт (экстраверсия, нейротизм и психотизм), аномии и социального научения. В результате было установлено, что факторы личности, выделенные Г. Айзенком, особенно психотизм, наиболее сильно коррелировали с делинквентностью, в то время как между самооценкой, социальными навыками и делинквентностью зависимости не обнаружено. Кроме того, мужчины, как правило, имели более низкий уровень нейротизма, но более высокий психо- тизм и показатели аномии .
П. Раштон и Р. Чрайсджон предприняли попытку проверки теории Г. Айзенка о взаимосвязи параметров нейротизма, экстраверсии и психотизма с криминальным поведением на выборке школьников и студентов. Результаты исследования показали существование явной взаимосвязи между делинквентностью и высоким уровнем экстраверсии и психотизма, тогда как связь с нейротизмом не была установлена .
Связь между высоким уровнем психотизма и преступным поведением подростков установлена также по результатам исследования Е. Ромеро, А Лунго и С. Собрал . Психотизм и экстраверсия положительно коррелировали с подростковой преступностью и в исследовании П. Алейксо и С. Норрис.


3.7. Нейротизм


Наряду с экстраверсией и психотизом, нейротизм также является важным аспектом изучения взаимосвязи между чертами личности и криминальным поведением. Индивид с высоким уровнем нейротизма характеризуется восприимчивостью к отрицательным эмоциям и аффектам, таким как тревога, враждебность, раздражительность, импульсивность, депрессивные реакции и др. Дети и подростки с высокой степенью нейротизма часто описываются как тревожные, уязвимые, напряженные, пугливые, склонные испытывать чувство вины, капризные, с низким уровнем устойчивости к фрустрации, неуверенные в межличностных взаимоотношениях и склонные легко впадать в невротические состояния под воздействием стресса . Противоположностью нейротизма является эмоциональная стабильность, которая, напротив, предполагает тенденцию индивида находится в спокойном состоянии, хорошо владеть собой в ситуации стресса и критически оценивать ее.
По убеждению Г. Айзенка индивид с высоким уровнем нейротизма скорее проявит себя в криминальной деятельности, чем эмоционально стабильный, поскольку высокая эмоциональность будет способствовать использованию привычных поведенческих стереотипов, в том числе и антисоциальных в случае их наличия.
Подтверждение точки зрения Г. Айзенка мы находим в ряде отечественных и зарубежных исследований. Так, например, по данным исследования
Н. В. Майсак у девиантных подростков уровень нейротизма выше, чем у их сверстников с нормативным поведением. Н. Н. Савина относит нейротизм к числу личностных факторов криминального поведения подростков.
Дж. Лак в своем исследовании установил положительную взаимосвязь между уровнем нейротизма и уровнем подростковых правонарушений. Кроме того, по данным автора нейротизм значимо коррелировал и с отдельными видами правонарушений, в частности с причинением ущерба.
A. Диаз, A. Балена и M. Багуин исследуя личность подростков- правонарушителей мужского и женского пола, сравнивая их с правопослушными подростками стремились установить предикторы криминального поведения с учетом гендерных особенностей используя в качестве теоретической основы в том числе и концепцию Г. Айзенка. Ученым удалось обнаружить, что нейротизм является лучшим предиктором для дискриминации правонарушителей женского пола от лиц, не являющихся правонарушителями.
Взаимосвязь между высоким уровнем нейротизма и преступным поведением была установлена в исследовании В. Геста, А. Блокланда, К. Бийлевер- да . Обследовав более двухсот преступников в возрасте от 12 до 32 лет, было установлено, что более двух третей из них имели уровень нейротизма выше среднего (33 %), или высокий (37 %). В исследовании П. Хейвен также было установлено, что и нейротизм является значимым коррелятом криминального поведения.
С. Кан в своем исследовании установила, что подростки- правонарушители, содержащиеся в тюрьмах, достоверно отличаются от своих правопослушных сверстников (студентов вузов) более высокими значениями по всем показателям личностного опросника Г. Айзенка в том числе и более высоким уровнем нейротизма.


3.8. Низкий интеллект


Характер восприятия неблагоприятных внешних влияний во многом зависит от уровня умственного развития подростка. Так, В. Л. Васильев писал, что «подростки с высоким интеллектуальном развитием, живущие в семьях, где родители имеют низкую культуру, не воспринимают их идеалы, не хотят походить на отца или мать, не следуют их примеру» .
Установлено, что уровень интеллектуального развития играет значительную роль в развитии правосознания. Исследование О. А. Кавинской показало, что подростки с нарушением интеллектуального развития характеризуются поверхностным правосознанием, имеют фрагментарные представления о законности, нравственности и морали. Кроме того, низкий интеллект снижает критичность подростков к ситуации, способствует их податливости влиянию окружающих.
Результаты многочисленных эмпирических исследований показывают, что подростки-правонарушители отличаются от своих правопослушных сверстников уровнем интеллектуального развития. Низкий интеллектуальный уровень и слабые способности к обучению были выявлены у подростков- правонарушителей по результатам исследования Е. Р. Чернобродова . Достоверно более низкий показатель формального мышления, интеллекта был установлен у последних в исследовании Ю. А. Пучковой . По В. Е. Идрисовой подростки-правонарушители в сравнении с правопослушными сверстниками отличаются низким уровнем общего интеллектуального развития и абстрактно-логического мышления.
Результаты исследования Н. В. Майсак показали, что девиантные подростки характеризуются отсутствием навыков решения логических задач, слабым развитием абстрактного мышления, низкими мыслительными способностями, ригидностью и конкретностью мышления.
Исследование Д. С. Ошевского показало, что подростки-
правонарушители независимо от уголовной направленности совершенного ими преступного деяния характеризуются низким уровнем образования и интеллектуального развития, который не соответствует возрастной норме. Данная особенность, по мнению автора, отягощенная психическими аномалиями, может выступать в качестве одного из факторов риска противоправного поведения подростков. Действие данного фактора усиливается негативным влиянием социального окружения и отсутствием у подростка просоциальной активности.
Т. Н. Кропалева также указывает на низкое интеллектуальное развитие подростков-правонарушителей, которое можно рассматривать как один из факторов, влияющий на выбор противоправного поведения.
При этом необходимо отметить, что в первую очередь речь идет не об умственной отсталости различной степени (как следствия врожденной патологии или перенесенных травм), а об интеллектуальной недостаточности, которая обусловлена педагогической запущенностью, дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего возраста. Подобное снижение интеллектуальных способностей связано с недостатками развития психических познавательных процессов и выражается в неумении логическим мыслить, анализировать межличностные отношения, предвидеть последствия своих действий, низкой познавательной активностью . Данный вид интеллектуальной недостаточности подростков при использовании надлежащих мер педагогического и воспитательного воздействия, как правило, имеет тенденцию к сглаживанию . Так, еще П. И. Люблинский указывал на то, что дело не в умственной неполноценности правонарушителей, а в несформированности у них должного отношения к знаниям и учебе.
Образ жизни подростков, характеризующийся систематическими прогулами школьных занятий, бесконтрольностью со стороны родителей и ближайшего окружения приводит к несформированности познавательных интересов, учебной мотивации, отсутствию надлежащего отношения к процессу получения знаний. Общий образовательный уровень подростков часто не соответствует их возрасту. Так, в настоящее время большинство правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательных колониях, характеризуются безграмотностью и отсутствием элементарных навыков письма и чтения. Из них: 1,9% не имеют никакого образования, 33,4% - начальное, 56% основное общее (неполное среднее), и только 8,7% имеют среднее полное образование и среднее профессиональное .
Уровень знаний подростков-правонарушителей в основном ограничивается полученным жизненным опытом, поэтому в отличие от правопослушных подростков они быстрее решают задачи бытового уровня, не требующие длительных размышлений и анализа. При этом их мышление конкретно, они неспособны логически и абстрактно мыслить, плохо понимают значение метафор, пословиц, иносказаний. Низкий уровень образования и правовой осведомленности приводит к тому, что многие правонарушители на момент совершения преступления не знают, что их деяние уголовно наказуемо.


3.9. Внушаемость и конформность


Одним из индивидуально-психологических свойств личности, имеющих существенное криминогенное значение, является внушаемость, которая обусловливает высокую подверженность подростков влиянию окружающей неблагоприятной обстановки и способствует закреплению у них антисоциальных образцов поведения. Внушаемость, как свойство личности, представляет собой «склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам» . Криминогенная значимость внушаемости заключается в том, что она создает специфические личностные условия, которые способствуют некритическому восприятию и усвоению негативных форм поведения, провоцируют возникновение антисоциальных проявлений.
Чаще всего детерминирующая роль данной черты проявляется в групповых преступлениях, которые неизменно составляют наибольший вес всей молодежной преступности. В группе наблюдается повышение внушающего воздействия, так как индивид подвергается воздействию каждого из ее членов, эффект внушения также увеличивается при росте числа членов группы, оказывающей воздействие . По мнению Ю. М. Антоняна, внушаемость может выступать и в качестве барьера, препятствующего воспитательным воздействиям,
в том случае, когда более авторитетными оказываются другие лица, в том числе с антисоциальной.
В многочисленных типологиях несовершеннолетних правонарушителей исследователи довольно часто выделяют в отдельную группу высоко внушаемых подростков, используя при этом различные дополнительные формулировки. Так, еще П. Г. Бельский в своей классификации выделил группу подростков, «поддавшихся в силу слабоволия подстрекательству». Г. Г. Бочкарева указывает на «бесконфликтных» подростков, характеризующихся конформностью, внушаемостью и повышенной подверженностью постороннему влиянию. Г. М. Миньковский выделяет правонарушителей, совершивших преступления в результате внешнего влияния и неустойчивой ориентации собственной личности, которые составляют 25-35% всех правонарушителей. Б. Н. Алмазов по тому же принципу выделяет группу подростков, «поддавшихся дурному влиянию». Д. И. Фельдштейн указывает на «случайных правонарушителей», отличающихся безволием, легкомысленностью и исполнительностью.
По данным К. Е. Игошева высокая внушаемость отмечается у подавляющего большинства подростков, совершивших преступления различной направленности. Установлено, что высокая внушаемость способствует вовлечению подростков в групповые правонарушения, облегчает процесс воспитания в специальном учреждении, но затрудняет закрепление положительных черт после выхода из специального учреждения .
Результаты изучения уголовных дел подростков, совершивших преступления в группе, показали, что первое место в числе их характерологических особенностей занимает такая характеристика как «мягкий, податливый, внушаемый» . Специалисты в пенитенциарной психологии также отмечают, что осужденным подросткам присущи повышенная восприимчивость, впечатлительность, подражательность, отсутствие прочных убеждений и критичности .
В. Д. Менделевич и Р. Г. Садыкова определяют внушаемость, как «психическую заразительность, индуцированность, склонность к имитационному и подражательному поведению» . По мнению исследователей, психологическими особенностями внушаемого подростка являются: некритичность мышления; легковерность; податливость групповому воздействию; подчиняемость; безоговорочная вера в правомерность поступков того, кто им руководит. Основой для формирования внушаемости, по мнению авторов, являются такие личностные характеристики как наивность, простодушие, непосредственность, тогда как гармоничную личность характеризуют способность предвосхищать будущее, прогнозировать поведение окружающих и собственные реакции.
Результаты исследования В. А. Бакеева показали, что степень внушаемости подростков «под косвенным влиянием мнения неорганизованной группы» резко увеличивается. В непривычной ситуации они испытывают эмоциональное напряжение и растерянность, что ведет к повышению внушаемости. Кроме того, внушаемость у подростков имеет свои отличительные особенности. Так, среди испытуемых подростков оказалось большое количество как сильно внушаемых, так и не внушаемых подростков, что обусловливается преобладанием тех или иных личностных особенностей. Негативизм, самостоятельность и критичность мышления препятствуют внушаемости, тогда как стремление подростка к подражанию в силу небольшого жизненного опыта, напротив способствует формированию внушаемости. По данным В. А. Бакеева внушаемость коррелирует со слабой устойчивостью внимания, медленным темпом умственной деятельности, ригидностью и тревожностью .
По В. Н. Куликову высокая внушаемость связана со снижением критичности и сознательности психических явлений, а также зависит от того, насколько субъект внушения наделяет суггестора способностью внушать. Автором установлена корреляция внушаемости с такими параметрами как: «доверчивость-недоверчивость», «смелость-робость», «самооценка», «эмпатия», «самостоятельность».
Ю. Е. Рыжкин установил зависимость внушаемости от самооценки и уровня нейротизма. Так, лица с низкой самооценкой и высоким уровнем нейротизма более внушаемы, тогда как уравновешенность, сильная относительно возбуждения нервная система, развитые волевые качества и низкий уровень нейротизма препятствуют внушаемости.
Г. Айзенком была установлена взаимосвязь первичной внушаемости (связанной с внутренними идеомоторными тенденциями) и нейротизма.
Исследование, проведенное В. Ф. Сафиным , показало, что конформность является компонентом внушаемости как личностной черты, наблюдаемой у значительного числа подростков.
В заключение стоит отметить, что описанные нами черты не претендуют на исчерпывающий перечень личностных детерминант девиантного поведения подростков. Они выступают лишь в качестве ориентира и нуждаются в эмпирическом подтверждении.


Выводы по 1 главе
1. Проблема изучения девиантого (отклоняющегося) поведения находится на стыке многих наук и имеет различные подходы к пониманию данного феномена и факторов детерминации. Психологический подход фиксирует деструктивное развитие личности, медицинский — патологию индивида, криминологический — общественно опасные отклонения. При этом сущность девиантного поведения раскрывается не через противопоставление нормы и отклонения от неё, а путем феноменологического подхода, который учитывает различные стороны девиации.
2. Анализ литературных источников и результатов исследований в юридической психологии показал, что личность подростка-правонарушителя обладает своеобразием личностных черт, однако содержательная сторона и структура этих свойств неоднозначна. По этой причине личностная сторона девиантности носит описательный характер и остается недостаточно исследованной. Юридическая психология нуждается в дальнейших эмпирических исследованиях подростковой девиантности.
3. В рамках психологического подхода представляется возможным выделить следующие подходы к изучению отклоняющегося поведения: 1) подход, основывающийся на выделении переменных модераторов, медиаторов и предикторов, сущность которого состоит в разграничении функциональной роли различных переменных, объясняющих различия в человеческом поведении; 2) типологический подход, в основе которого лежит идея об определенных типах личности, которые наиболее склонны к отклоняющемуся поведению; 3) «точечный» подход, состоящий в установлении взаимосвязи между отдельными личностными образованиями и девиацией, такими как: нарушения в сфере самосознания, деформация ценностно-нормативной системы, специфика мотивационно-потребностной сферы, нарушения эмоциональноволевой сферы.
4. Проблема детерминации девиантного поведения подростков может быть исследована с позиции диспозиционального подхода к исследованию личности, который предполагает наличие в структуре личности некоторого количества устойчивых черт (диспозиций), во многом определяющих поведение индивида. Черта личности представляет собой устойчивую склонность индивида к определенному поведению, повторяющуюся в различных ситуациях, сложившуюся в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов.
5. Проведенный анализ литературных источников позволяет выделить следующие черты личности, выступающие, по мнению исследователей, психологическими детерминантами девиантного поведения подростков: расстройства личности, агрессивность, жадность, лживость, экстраверсия, психо- тизм, нейротизм, низкий интеллект, внушаемость и конформность.

Источник: Кириллова Елена Борисовна Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Санкт-Петербург-2019



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.