На главную Лекции и практикум по психологии Юридическая психология Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии - Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии - Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Юридическая психология
Индекс материала
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии
Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности
Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте
Лживость
Все страницы

 


3. Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте


В этой части диссертации мы рассмотрим отдельные личностные черты, которые в предыдущем обзоре чаще всего связывали с девиантностью подростков.


3.1. Расстройства личности


Существует категория психических нарушений, которые рассматриваются как присущие личности, и не являющиеся следствием патологии. Исторически личностные расстройства ассоциировались с психопатией, с антисоциальными, социопатическими расстройствами и относились к области психопатологии .
Личностные расстройства определяются как «онтогенетические состояния, которые появляются в детстве или подростковом возрасте и сохраняются в период зрелости». Они «подразделены на кластеры характерных черт, соответствующих наиболее часто встречающимся и заметным поведенческим проявлениям. Полный перечень класса V «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)» содержится в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Описанные там подтипы признаются, как основные формы девиации личности» .
Авторитетные зарубежные психологи Р. Герриг и Ф. Зимбардо под расстройствами личности понимают «проявления долговременных (хронических), неизменных, неадекватных характеристик восприятия, мышления и поведения... Обычно они проявляются к началу подросткового возраста». Далее они, ссылаясь на DSM-IV-TR (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации, сокр. АПА), использовавшееся в США с 2000 по 2013 год, называют четыре вида расстройств: параноидное, театральности, нарциссическое и антисоциальное расстройства. Отмечается, что «антисоциальное расстройство отличается длительным проявлением безответственного или противозаконного поведения, идущим вразрез с общественными нормами. Для данного расстройства типичны ложь, воровство и драки. Люди с антисоциальным расстройством личности зачастую не испытывают стыда или раскаяния за свои вредные поступки». К этим признакам авторы добавляют: срывы уроков, побеги из дому, безразличие к правам окружающих, употребление опиоидов, сочетание влияния генов и среды .
Расстройство личности в современном понимании, характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, иногда в сочетании с агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.
Для диагностики антисоциального расстройства личности по DSM-IV- TR и DSM-5 необходимо наличие трёх или более показателей:
— Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы, проявляющееся в систематическом их нарушении, приводящем к арестам.
— Лицемерие, проявляющееся в частой лжи, использовании псевдонимов, или обмане окружающих с целью извлечения выгоды.
— Импульсивность или неспособность планировать заранее.
— Раздражительность и агрессивность, проявляющиеся в частых драках или других физических столкновениях.
— Рискованность без учёта безопасности для себя и окружающих.
— Последовательная безответственность, проявляющаяся в повторяющейся неспособности выдерживать определённый режим работы или выполнять финансовые обязательства.
— Отсутствие сожалений, проявляющееся в безразличном отношении к причинению вреда другим, дурного обращения с другими или воровства у других людей.
К сказанному будет уместно добавить, что в настоящее время Американская психиатрическая ассоциация (APA) руководствуется DSM-5, которое базируется на более четких критериях, чем МКБ-10, поэтому ВОЗ в МКБ-11 стремится сблизить клинические описания критериев расстройств личности в разных странах.
В отечественной научной литературе в последнее время используется понятие «диссоциальное расстройство личности» как аналогичное антисоциальному, а названия расстройств: акцентуация, психопатия, антисоциальная психопатия и социопатия рассматриваются как устаревшие.
В нашей стране так же значительную роль в генезисе противоправного поведения подростков отводят различным психическим расстройствам. Т Б. Дмитриева отмечает, что среди осужденных подростков 60% составляют лица с психическими нарушениями или с задержкой психического развития, включая случаи своевременно не диагностированных хронических психических заболеваний . По данным В. В. Устиновой у 60% осужденных подростков отмечались те или иные психические или физические отклонения (черепно-мозговые травмы, нервно-психические расстройства, физические недостатки, ранняя алкоголизация, дефекты органов зрения или слуха), осложняющие процесс адаптации.
Результаты многочисленных исследований подростков-
правонарушителей показал, что среди них высокий процент подростков с акцентуациями различных типов, которые представляют собой «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» . Указывается, что каждый тип акцентуации характера обладает определенной уязвимостью в отношении тех или иных воздействий окружающей среды («зона наименьшего сопротивления характера»). При условии, когда зона и воздействие совпадают, могут возникать различные поведенческие отклонения.
Самыми частыми типами акцентуаций у подростков-правонарушителей в терминологии А. Е. Личко являются: неустойчивый, эпилептоидный, истероидный. По результатам исследования Н. П. Крейдун наиболее склонны к противоправному поведению подростки с эпилептоидным, истероидным, лабильным и гипертимным типами акцентуаций. По утверждению И. А. Горьковой — с гипертимным, эпилептоидным и шизоидным. А по данным Т. В. Ивановой — с эпилептоидно-истероидным и неустойчивым. М. В. Иванов, М. М. Аксенов, М. С. Яницкий так же установили, что у под- ростков-правонарушителей преобладают неустойчивый, эпилептоидный и истероидный типы акцентуаций.
А. Б. Петрова указывает на то, что наибольшую криминогенную потенцию несут в себе следующие типы акцентуаций: эпилептоидный, шизоидный, гипертимный и паранойяльный. Подростки с указанными типами совершают более тяжкие преступления, являются лидерами отрицательной направленности, нарушают режим содержания и трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции.
Исследователи отмечают взаимосвязь между типом акцентуации и характером совершенного преступления. Так, для подростков, совершивших убийства, причинивших тяжкий вред здоровью или совершивших сексуальные преступления характерны акцентуации неустойчивого и эпилептоидного типа, для подростков, причинивших легкий или средний вред здоровью — неустойчивый и истероидный тип .
М. В. Иванов не только диагностировал многочисленные психические и поведенческие расстройства у подростков-правонарушиетелй, но и установил их взаимосвязь с направленностью совершенных преступлений. Так, для подростков, совершивших убийства и причинивших тяжкий вред здоровью, преобладают расстройства поведения (F91.9) - 44,7%, у подростков, причинивших легкий и средней тяжести вред здоровью - расстройства личности органической этиологии (F07.09) - 46,9%, у подростков, совершивших сексуальные преступления — легкая умственная отсталость с нарушениями поведения (F70.89) - 32,0%.
Взаимосвязь личностных особенностей и характеристик криминального поведения у серийных сексуальных убийц исследовали так же Н. В. Дворянчиков, О. А. Логунова и Д. В. Решетова. Они установили, что лица с диагнозом «органическое психическое расстройство» значимо чаще других демонстрируют девиации сексуального характера, обусловленные ригидностью, вязкостью и обстоятельностью мышления, склонностью к застреванию переживаний .
Еще в одном исследовании сотрудницы Института психологии и образования Казанского федерального университета А. И. Ахметзянова, И. А. Кедрова и Е. В. Рудакова изучали психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение . Использовались методики диагностики тревожности (Ч. Д. Спилбергер), стресса (Д. Амирхан), адаптированности (К. Роджерс, Р. Даймонд) и агрессии (А. Басс, А. Дарки). Анализ показателей в группах с разным характером совершённых правонарушений показал, что каждая из групп обладает специфичными психологическими особенностями. Считается, что характер совершённых правонарушений накладывает отпечаток на психологические особенности подростков и способы проявления агрессивности.
В целом существующая взаимосвязь между различными психическими аномалиями и криминальным поведением подростков имеет двусторонний характер: с одной стороны, расстройства могут содействовать совершению преступления, а с другой стороны, антиобщественное поведение, оказывая на психику подростка негативное влияние, способно провоцировать возникновение психических отклонений или отягощение уже имеющихся. В отношении вменяемых подростков, совершивших преступные деяния, психические аномалии приобретают криминальное значение только в совокупности с другими детерминирующими факторами. Так, В. В. Королев отмечает, что «непосредственно на период совершения правонарушения в зависимости от условий аномалии могут играть криминогенную, нейтральную или даже антикриминальную роль» .
Современные данные по распространенности и особенностям проявления в подростковом возрасте таких форм расстройств, как злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами, делинквентное и агрессивное поведение, приводятся в книге А. Ю. Егорова и С. А. Игумнова .
В настоящее время в нашей стране и за рубежом ведется интенсивная исследовательская и нормотворческая работа по гармонизации стандартов DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (APA), которые базируются на более четких критериях определения расстройств личности, и МКБ-10
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). 18 июня 2018 г. ВОЗ выпустила предварительный вариант новой версии Международной классификации болезней (МКБ-11), которая будет представлена для принятия государствами- членами на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2019 г. и вступит в силу 1 января 2022 года. В ней содержатся более подробные клинические описания и рекомендации по расстройствам личности, а в раздел ад- диктивных расстройств было добавлено игровое расстройство.


3.2. Агрессивность


Агрессивность занимает доминирующее место в числе причин всех, особенно насильственных, преступлений. А. А. Налчаджян, посвятивший агрессивности большой труд, определяет её как черту характера личности, как «установку, позицию, готовность к совершению агрессивных действий» .
В большинстве случаев девиантное поведение связано с применением насилия, основной составляющей которого является агрессия. В корыстных преступлениях агрессия может носить инструментальный характер и служить каким-либо личным целям, а в насильственных являться следствием эмоционального возбуждения.
На данный момент в научной литературе нет общепринятого определения агрессии, что по мнению Ф. С. Сафуанова приводит к тому, что одни определения оказываются слишком узкими и не охватывают все виды агрессии, другие наоборот слишком широкие и включают действия, которые нельзя отнести к агрессивным (несчастные случаи, преступления, совершенные по неосторожности).
В широком смысле понятие агрессии имеет нейтральный характер. В животном мире она обеспечивает сохранность вида и является необходимым элементом выживания. В узком смысле агрессия выступает синонимом агрессивного поведения и понимается, как «индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей» . В поведенческой сфере агрессию обычно связывают с физической агрессией, жестокостью и насилием, в эмоциональной сфере с такими эмоциями как гнев, раздражение, враждебность.
Выделяют инструментальную и целевую (враждебную) агрессию, главное отличие которых заключается в специфике мотивации агрессора. Так, в первом случае агрессивные действия выступают в качестве способа достижения той или иной неагрессивной цели, а во втором, причинение вреда является самоцелью. О «просоциальной» агрессии говорят в том случае, когда она является общественно полезной (агрессия полицейских при задержании преступников), «санкционированной» является агрессия, используемая в качестве самозащиты от преступного или иного посягательства .
Агрессия может варьироваться по степени интенсивности и формам проявления (физическая, вербальная др.), проявляться в прямой демонстрации агрессивных действий (прямая агрессия) или выражаться в том же стремлении, но без конфронтации лицом к лицу с объектом агрессии (косвенная агрессия). Агрессивные реакции могут быть направлены, как на окружающих (гетероагрессия), так и на собственную личность (аутоагрессия).
При рассмотрении проблемы противоправного поведения прежде всего речь идет о «криминальной агрессии», которая ограничивается действиями, подпадающими под понятие преступления. Криминальная агрессия понимается как «форма поведения (конкретное действие), реализующая какое-либо намерение или побуждение по отношению к потерпевшему (мотивированное действие) и связанная с этим намерением (побуждением) определенным смысловым отношением, объективно направленная на причинение вреда (ущерба) его жизни и здоровью» . При этом как отмечает Ф. С. Сафуанов наблюдается интересная тенденция относительно исследовании в области криминальнои агрессии. Проведенный автором анализ публикаций по указанной теме показал, что их подавляющее число посвящено вопросам влияния психических расстройств на криминально-агрессивное поведение.
Агрессивность как свойство личности характеризуется наличием деструктивных тенденций в межличностном взаимодействии, готовностью к использованию насилия для реализации своих целей . Агрессивность, получившая в структуре личности чрезмерное развитие, начинает определять весь облик человека, проявляться в любых его действиях, делает его конфликтным, враждебно настроенным к окружающим, нарушает социальное взаимодействие, а в крайних проявлениях является патологией. С другой стороны, отсутствие проявлений агрессивности снижает адаптивность личности, может приводить к повышенной конформности индивида, его податливости внешним влияниям и неспособности преодолевать жизненные трудности (Ю. М. Антонян, А. Р. Ратинов, О. Д. Ситковская).
Значительный интерес представляет исследование Ф. С. Сафуанова , в котором приняли участие более трехсот испытуемых, обвиняемых в совершении агрессивных преступлений. Оказалось, что 67% участников исследования имеют различные психические аномалии, не исключающие вменяемости, характеризуются недостатком регуляторного влияния на поведение. Предполагается, что даже при невысокой степени выраженности агрессивности и недостатке контролирующих функций такие лица способны совершить преступление под влиянием различных ситуационных факторов. То есть первостепенное значение имеет не уровень агрессивности, а нарушение функций контроля и регуляции своего поведения.
Анализу личностных детерминант агрессии уделяется внимание в работе В. А. Пятунина . В качестве возможных причин агрессивности, со ссылкой на источники, называются раздражительность, гнев, тревожность, локус контроля, стыд, враждебность, формы выражения которых обусловлены склонностью к болезням сердца, половыми различиями и другими факторами.
Дж. Эдмундс и Д. Кендрик использовали опросник Басса-Дарки для исследования агрессивности, а личностный опросник Г. Айзенка для оценки экстраверсии и нейротизма. Основная выборка состояла из 530 испытуемых, разбитых на шесть разнородных групп. Математический аппарат включал факторный, дисперсионный и дискриминантный анализы. Исследования выявили факторную структуру, остающуюся устойчивой при изменении исходной выборки испытуемых и батареи тестов. В виде таких устойчивых факторов выступают в первую очередь агрессивность и враждебность. Результаты этого исследования указывают также на различия структуры агрессивности у лиц мужского и женского пола .
Повышение уровня агрессивности у подростков довольно часто рассматривают как возрастную особенность, обусловленную массивными психологическим сдвигами и особенностями протекания нервных процессов в пубертатный период развития. Исследователи утверждают, что пик агрессивности приходится на возраст 11-15 лет, после чего наблюдается тенденция к ее затуханию (П. А. Ковалев, 2006; А. В. Никитин, 2006; Н. Ю. Жарновецкая, 2007; А. С. Крючкова, 2016).
Многочисленные исследования так же показывают, что подростки- правонарушители в сравнении с их правопослушными сверстниками, отличаются более высоким уровнем агрессивности, которая имеет устойчивый характер и специфическими формами её проявления (Ю. М. Антонян, М. А. Алемаскин, Л. Б. Филонов, Е. В. Змановская, Т. Н. Курбатова, Г. Г. Бочкарева, Д. И. Фельдштейн, С. В. Богданова, Н. Г. Кобусь, Е. В. Костюхина, Л. Р. Аптикиева, Е. А. Мавренкова, Д. С. Ошевский, Л. Н. Костина и др.).
Исследование Д. С. Ошевского показало, что в структуре личности подростков-правонарушителей агрессивность выражена как индивидуальная черта и готовность к спонтанному и реактивному агрессивному поведению.
Д. И. Пономарева указывает на то, что подростки-правонарушители по сравнению с правопослушными сверстниками характеризуются повышенным негативизмом, враждебностью, подозрительностью, склонностью к проявлению деструктивной (социально неприемлемой) агрессивности, что во многом определяет специфику их поведения. Высокой агрессивностью характеризуются подростки, совершившие групповые сексуальные преступления вне зависимости от положения подростка в преступной группе .
Д. В. Жмуров выделяет «агрессивно-ориентированный тип несовершеннолетнего преступника», который имеет два вида: «с высоким порогом агрессивности» и «с низким порогом агрессивности». По мнению автора, чаще всего агрессивные криминальные деяния совершают несовершеннолетние мужского пола в возрасте 16-17 лет, воспитывающиеся в неблагоприятной семейной обстановке. Специфика криминальной агрессии несовершеннолетних по мнению автора заключается в том, что последняя может осуществляться в насильственных (физическое или психическое насилие) и ненасильственных формах (вандализм). По Т. Н. Курбатовой агрессивность наиболее характерна для несовершеннолетних правонарушителей 11-14 лет, совершивших преступления хулиганской направленности, а у более старших подростков уровень агрессии обычно ниже. Несовершеннолетние правонарушители различаются в проявлении агрессии по направленности совершенного противоправного деяния. У подростков, совершивших насильственные преступления, преобладает физическая агрессия, у корыстных — косвенная агрессия и раздражение .
Исследование М. Л. Мельниковой показало, что девиантные подростки, содержащиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа склонны к открытому проявлению агрессивности (физическая и вербальная агрессия) по первому побуждению и без учета последствий своих действий, тогда как просоциальные подростки проявляют скрытые формы агрессии (косвенная агрессия, негативизм).
Признаками агрессии у подростков могут быть враждебность, директивность, подозрительность, подражание агрессивным стереотипам реагирования.
По данным исследования Н. Г. Кобусь тяжесть совершенных преступлений у подростков зависит от специфики проявления агрессивности. Так, «грабители», «разбойники» и «хулиганы» характеризуются более высокими показателями враждебности, чем подростки, подозреваемые в совершении убийств, нанесении тяжких телесных повреждений и изнасилований. Более агрессивны подростки, подозреваемые в совершении разбоя, хулиганских преступлениях, грабеже и насилии, чем в убийстве или нанесении тяжких телесных повреждений. Чувство вины чаще всего испытывают подростки-хулиганы и подозреваемые в убийстве. Вербальная агрессия чаще встречается среди подростков, подозреваемых в хулиганстве и нанесении тяжких телесных повреждений.
Крайней степенью проявления агрессии является жестокость. Авторы указывают на то, что подростковые преступления часто характеризуются особой жестокостью (Ю. М. Антонян, Д. В. Жмуров, Е. В. Васкэ и др.). Последняя в научной литературе рассматривается в нескольких аспектах: 1) как оценочная категория в уголовном законодательстве; 2) как концепт этикофилософской парадигмы (проявление зла); 3) как негативное свойство личности. В юридической психологии понятие «жестокость» используется для обозначения: 1) особо брутальных способов совершения преступления; 2) для обозначения свойств характера преступника; 3) как комплексное понятие, обозначающее все объективные и субъективные факторы преступления и его последствия для общества .
По Ю. М. Антоняну, жестокость представляет собой «стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействиях, словах, а также в фантазировании соответствующего со- держания» .
А. Р. Ратинов, О. Ю. Михайлова и А. Д. Ситковская, считали, что большинство жестоких преступлений совершалось лицами, не имеющими никаких психических аномалий. Жестокость же, как черта личности, представляет собой безразличие к страданиям других людей или стремление к причине-
нию мучений и страданий людям для достижения определенной цели и является отражением деформации ядерной ценности личности .
Результаты исследования Г. В. Уваровой показали, что высокий уровень «жесткости» у подростков, которая характеризуется черствостью, низкой чувствительностью, суровостью во взаимодействии с социальными условиями, повышает риск совершения ими преступлений. «Жёсткие» подростки чаще совершают, как преступления вообще, так и преступления против личности. Жестокость, как личностная особенность, порождает противоречия между принятием и отвержением социальных норм и, тем самым, является одной из личностных детерминант преступного поведения.
Чаще всего «жестокость» выносят за рамки нормы, а соответственно и за рамки явлений, изучаемых психологией. При этом М. И. Буянов отмечает, что жестокость может быть, как следствием психического заболевания, так и проявляться у психически здорового человека.
По Л. Б. Филонову жестокость является одной основной детерминантой девиантного поведения подростков и выступает в качестве мотива совершения преступлений насильственной направленности. По мнению автора, предпосылкой к формированию жестокости, как черты личности, является безразличное отношение родителей к ребенку, отсутствие положительных эмоций, сочувствия, поддержки и внимания, в результате чего у ребенка не развивается чувство эмпатии. По Л. Б. Филонову жестокость у подростков может проявляется в двух основных формах: неосознанной, когда, подросток не считает свои действия жестокими и для него такое поведение является нормой в силу сложившихся с детства поведенческих стереотипов, и осознанной, при которой подростки стараются оправдать свои действия и переложить ответственность на других. При этом, неосознанная жестокость, как черта личности, складывается в ранний период онтогенеза, а осознанная преимущественно в подростковом возрасте, на основе соответствующих предпосылок.
Дополнением к существующим представлениям и исследованиям агрессии явилась диссертационная работа Е. Г. Шестаковой . В ней автор, опираясь на результаты эмпирического исследования и факторный анализ, утверждает, что агрессивность представляет собой не однородную, а бимодальную (негативную и позитивную) подструктуру личности.
Проблемы агрессии и ответственности в подростковом возрасте были предметом рассмотрения в книге Л. А. Регуш .
Показателями негативной агрессивности при исследовании обычно служат: вербальная агрессия, негативизм, физическая агрессия, косвенная агрессия, а наиболее надежными показателями позитивной агрессивности — насту- пательность, принятие собственной агрессии, демонстративность, неуступчивость. Факторы негативной и позитивной агрессивности взаимодействуют и могут модифицировать друг друга. Помимо них, компонентами агрессивности выступают психодинамические (психотизм, нейротизм) и межличностные (экстраверсия, доминантность) черты, которые вносят вклады в агрессивность.
1.3.3. Жадность
Жадность С. И. Ожегов определяет в двух значениях: 1) Чрезмерное стремление удовлетворить какое-либо желание; 2) Скупость, корыстолюбие. Жадный человек у него «неудержимый в стремлении удовлетворить какое- нибудь желание, слишком падкий на что-нибудь», либо «выражающий это стремление» .
Жадность с позиций психологии следует рассматривать, как черту личности, характеризующуюся неумеренным желанием и действием приобретения, владения или потребления чего-либо, обусловленную физиологическими или социальными ненасыщаемыми потребностями. В ней проявляется особенность человека, стремящегося к чрезмерному обогащению, не любящего делиться с другими, отличающегося расчетливостью, корыстолюбием, бережливостью, соперничеством, завистливостью, алчностью, стяжательством, скупостью, коллекционированием, накопительством, либо «ониоманией», как непреодолимым желанием что-либо покупать без необходимости.
На связь жадности с девиантным поведением детей и подростков впервые обратил внимание Л. Б. Филонов . Он же указал на причины и условия формирования этого негативного качества.
К сожалению, серьезных эмпирических исследований по психологии жадности мы не обнаружили. Неизвестны нам и профессиональные методики исследования этого качества.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.