На главную Лекции и практикум по психологии Юридическая психология Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии - Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии - Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности
Лекции и практикум по психологии - Юридическая психология
Индекс материала
Теоретический анализ исследований девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии
Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности
Личностные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте
Лживость
Все страницы

 

1.2. Диспозициональный подход и факторные теории в исследовании черт личности

Одним из направлений в изучении структуры личности является диспозициональный подход (от англ. disposition - расположение, нрав, характер, манера, наклонности). Суть его заложена в идее существования в структуре личности устойчивых черт (диспозиций), отражающих повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения и реагирования индивида, сформировавшиеся под влиянием социальных и биологических факторов. Объективное установление диспозиций обладает высокой информативностью и создает необходимые предпосылки для прогнозирования поведения индивида.
Основоположником диспозиционального подхода и теории черт стал американский психолог Гордон Олпорт. Он был убежден, что черта личности — это «нейропсихическая структура, обладающая способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными, инициировать и направлять эквивалентные (разумно последовательные) формы адаптивного и экспрессивного поведения» . И эта его убежденность привела к выводу, что «поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт» .
Черты личности (диспозиции), по мнению Г. Олпорта, характеризуются следующими особенностями:
— Черта личности — это не только номинальное обозначение, но и реальное «обобщенное стремление к действию».
— Черта личности более обобщенное качество, чем привычка.
— Черта личности движущий или определяющий элемент поведения.
— Существование черт личности можно установить эмпирически.
— Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.
— Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.
— Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
— То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты .
К числу критериев диспозиций автор относит: 1) определенный способ адаптации, который человек выбирает; 2) круг ситуаций, в которых он его выбирает; 3) интенсивность реакций человека, согласованных с паттерном поведения .
Г. Олпорт делит все черты личности на две основные группы: общие черты, присущие большинству людей, принадлежащих к данной культуре, и индивидуальные (уникальные) черты, личностные диспозиции, которые являются сугубо специфическими для каждой личности.
Общие черты - «это те стороны личности, в отношении которых может быть проведено осмысленное сравнение большинства людей, принадлежащих к данной культуре» . Они отражают диспозиции многих людей, которые вырабатывают схожие способы адаптации к окружающей среде в силу общности человеческой природы и общей культуры (языковые способности, социальные установки и т. п.).
Личностные диспозиции являются уникальными для каждого человека и наиболее полно отражают структуру его личности, они заставляют индивида в определенных ситуациях реагировать и действовать «функционально одинаково», формируют различные формы адаптивного поведения.
Г. Олпортом были определены следующие подвиды личностных диспозиций: кардинальные диспозиции (определяют все поступки человека), центральные (влияют на поведение человека в некоторых ситуациях) и вторичные (ситуативные и динамические черты, не оказывающие значительного влияния). По степени влияния на поведение человека личностные черты делятся на мотивационные и стилистические. Первые из них обладают большей мотивационной силой, направляют деятельность человека, а вторые выступают в качестве отдельных инструментов и направляют деятельность, которая мотивирована другими личностными чертами.
Позже Г. Олпорт признавал, что теорию черт не стоит понимать так упрощенно, как она была сформулирована на начальном этапе, так как в подобной трактовке остаются недооцененными социальные и ситуационные факторы. Другим словами, адекватная теория должна обнаруживать связь между внутренней (черта) и внешней (ситуация) системами .
Наиболее значительный вклад в разработку теории черт и практическую их диагностику внес Р. Кэттелл. Вначале он заинтересовался перечнем прилагательных, характеризующих личность, который составили Г. Олпорт и Х. С. Одберт, и решил использовать этот многотысячный список для поиска базовых черт. Впоследствии почти 60 лет своей жизни он посвятил составлению исчерпывающего перечня фундаментальных личностных черт, позволяющего предсказывать поведение человека в конкретной ситуации. Используя факторный анализ, он свел многообразие выделенных им характеристик к меньшему числу наиболее фундаментальных черт личности. В результате чего было создано несколько вариантов 16PF Личностного опросника .
Развернутое описание этого обширного труда содержится в книге Роберта Фрейджера и Джеймса Фейдимена «Теории личности и личностный рост» . Этому же посвящена целиком глава 26 «Раймонд Кэттелл и факторная теория черт» в другом издании на русском языке . Черта личности по Р. Кэттеллу — это относительно постоянное свойство или расположение, или «то, от чего зависит, что человек будет делать в конкретной ситуации».
Р. Кэттелл произвел классификацию личностных черт и разделил их на основные (темпераментные, конституциональные, генетически обусловленные), которые предопределяют поведение человека и динамические (мотивационные, сформировавшиеся в течение жизни: аттитюды, эрги (врожденные побуждения) и семы (приобретенные посредством культурного влияния мотивы)) черты. Основные черты включают два подвида: первичные основные черты (23 нормальных и 12 патологических) и черты второго порядка, полученные путем факторного анализа первичных черт - факторов. Это: QI - Эксвия (экстраверсия), QII - Тревожность, QIII - Кортерия (живость коры головного мозга), QIV - Независимость, QV - Благоразумие, QVI - Субъективность, QVII - Интеллект, QVIII - Воспитанность).
Г. Айзенк предложил иерархическую структуру личности, содержащую различные уровни организации человеческого поведения: 1) уровень специфических реакций, которые возникают в ответ на узкий круг стимулов; 2) уровень привычных реакций, которые повторяются при определенных схожих условиях и обстоятельствах; 3) уровень черт, которые по своей структуре образованы взаимосвязанными привычными реакциями, поведенческими актами или тенденциями деятельности; 4) уровень типов (экстравер- сия/интроверсия, нейротизм / эмоциональная стабильность, психотизм / сильное «супер-эго»), каждый из которых представляет собой структуру взаимокоррелируемых черт. Выделенные Г. Айзенком типы (черты высшего порядка) легли в основу его концепции криминальности, согласно которой экстраверсия, нейротизм и психотизм являются прогностическими признаками преступного поведения .
Теория криминальности и факторная структура личности Г. Айзенка внесла существенный вклад в юридическую психологию. Она, как считает Р. Блэкборн, появилась в 1964 году, развивалась на протяжении полувека и продолжает стимулировать научные исследования, несмотря на многие спорные положения .
Ганс и Майкл Айзенк полагали, что для преступников характерны определенные черты личности, и имеются убедительные свидетельства в поддержку их взгляда. Криминальному типу присущи, например, такие черты, как экстраверсия, сильная эмоциональность, обусловленная сверхчувствительностью лимбической системы, которая контролирует выражение эмоций, и ригидность. «Люди, отличающиеся общительностью, импульсивностью, легкомысленностью и несдержанностью в своем поведении, с большим трудом поддаются воспитанию, а значит, при прочих равных [условиях], в большей степени предрасположены к антисоциальному поведению». Что касается ригидности, то эта черта личности, по мнению авторов, чрезвычайно важна в связи с антисоциальным поведением и преступностью. Она имеет прямое отношение к психопатическому поведению и характеризуется такими особенностями поведения, как эгоцентризм, злобность, агрессивность, эгоистичность (отсутствие сочувствия и внимания к другим людям, их проблемам, заботам и потребностям, стремление удовлетворять свои желания и потребности, не считаясь с другими), «косность» мышления и «мужественность». Ригидность мышления имеет непосредственное отношение к особенно жестоким преступлениям: разбой, сексуальное насилие, убийство .
Оригинальная модель личностных черт была представлена также Дж. П. Гилфордом . Он определял черту, как устойчивый образ действий, которым один человек отличается от других. Дж. Гилфорд рассматривает личность как обобщенную совокупность черт. Под чертой он понимал любую переменную, которой индивидуум отличается (или может отличаться) от других людей. В 1949 году Дж. П. Гилфорд разработал опросник (Гилфорда — Циммермана «Темперамента обозрение»), а в 1975 и предложил трехуровневую иерархическую модель черт, основанную на десяти, выявленных в результате факторного анализа, факторах: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Выделенные Гилфордом факторы являются в отличии от Р. Кэттелла, ортогональными.
Д. Мак-Клелланд представил еще одну модель личности, в которой черты играют центральную роль. Он определял черту как «приобретенную тенденцию индивидуума реагировать так, как он уже реагировал с большей или меньшей степенью успешности в прошлом в сходных ситуациях со сходной мотивацией». Он выделил 15 базовых черт, сгруппированных соответственно следующим системам реагирования: движение, мышление, исполнение, проявление эмоций, взаимодействие и подчинение требованиям.
Р. Стегнер писал о том, что «черту следует понимать, как схему или когнитивное правило, которое руководит поведением в разнообразных ситуациях, воспринимаемых, как связанные с этой схемой или подпадающие под действие этого правила. Стегнер называл черту «когнитивно-аффективной «глубинной структурой» (т. е. исходной чертой), которая может трансформироваться в многообразие открытых поведенческих совместимостей (т. е. поверхностную черту). Полезность понятия черты, по мнению Стегнера, состоит в том, что «поведение часто прогнозируется более точно на основе знания об установленных структурах черт, чем на основе информации о специфической ситуации» .
В 90-е годы в нашей стране исследование черт личности осуществил А. Г. Шмелев . Позже им была издана книга «Психодиагностика личностных черт» , и «Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом» , в которых в которых были обобщены результаты исследований современных зарубежных и отечественных специалистов в области психодиагностики личности, изложен материал, имеющий практическое значение для психодиагностики личностных черт и интерпретации результатов в личностных методиках, разработано практическое руководство, основанное на тридцатилетнем опыте автора по созданию и внедрению тестов и компьютеризированных тестовых систем.
Развитием теории черт в наше время активно занимаются сторонники Большой пятерки. За рубежом сложились две группы исследователей вокруг двух основных моделей, разрабатываемых в рамках диспозициональной теории: сторонники пятифакторной модели личности, которые, в основном, используют лексический анализ прилагательных-признаков в естественном языке, и теоретики «большой тройки», которые склонны сосредоточиваться на нейробиологической основе личности . Общим для представителей обоих подходов является стремление «объединить в одну категорию большое количество черт, имеющих уникальный оттенок значения, но относящихся к общей теме» . Затем установить корреляцию между личностными чертами и поведением и получить таким путем возможность прогнозировать действия людей, их реакции и поступки.
Пятифакторная модель или «большая пятерка» описывает личность при помощи пяти интегральных диспозиций (черт): «экстраверсия», «нейротизм», «склонность к согласию», «добросовестность» и «открытость опыту». Основные постулаты пятифакторной модели личности были разработаны и обоснованы Р. МакКреем и П. Костой (Таблица 3).


Таблица 3. Главные постулаты пятифакторной модели личности

1. Основные тенденции

  1. все взрослые индивиды могут охарактеризовать себя с помощью набора устойчивых личностных черт, которые отражают закономерности их мыслей, чувств и поведения;
  2. черты личности являются основными внутренними тенденциями;
  3. несмотря на то, что черты личности начинают формироваться с раннего детства, они достигают зрелости уже в период взрослости; там они стабилизируются в когнитивно неизменные характеристики;
  4. черты личности имеют иерархическую структуру, где узкие характеристики объединяются в широкие генеральные диспозиции; «Нейротизм», «Экстраверсия», «Открытость опыту», «Склонность к согласию» и «Добросовестность» составляют наивысший иерархический уровень.

2. Адаптационные характеристики

  1. индивиды постоянно реагируют на окружающую обстановку посредством изменения образцов своих мыслей, чувств и поведения, которые постепенно складываются в личностные черты и составляют первичную адаптацию;
  2. время от времени адаптация может быть неоптимальной основанной не на уважении к культуре, а основанной на собственных целях;
  3. адаптационные характеристики время от времени изменяются в ответ на процесс созревания, изменения окружающей среды или целенаправленное вмешательство.

3. Объективная биография

  1. посредством деятельности и опыта в любой момент происходит комплексное усвоение всех тех адаптационных характеристик, которые поступают из окружающей среды;
  2. индивиды имеют планы, расписание, цели, которые позволяют организовать деятельность на длительный временной промежуток, что согласуется с их личностными чертами.

4. Внешние факторы

  1. физическое и социальное воздействие окружающей среды совместно с личностными диспозициями формирует адаптационные характеристики, а последние в свою очередь регулируют ход поведения;
  2. индивиды принимают участие и конструируют окружающую среду в процессе жизнедеятельности в соответствии с их личностными чертами;
  3. индивиды избирательно влияют на окружающую среду, которая на них воздействует.

5. Динамические процессы

  1. процесс постепенной адаптации, выражающийся в формировании соответствующих паттернов мыслей, чувств и поведения отчасти регулируется универсальными познавательными, эмоциональными и волевыми механизмами;
  2. некоторые динамические процессы дифференцированно влияют на главные тенденции личности, включающие черты личности.


Значительная часть исследований, выполненных в рамках этой модели посвящена вопросам взаимосвязи личностных свойств и криминального поведения. А. Абдулла и С. Марикан изучали взаимосвязь факторов большой пятерки с двумя видами девиантного поведения, проявляющегося в организационной деятельности и в межличностных отношениях. Результаты проведенного исследования показали, что девиантное поведение детерминируется такими чертами как: «экстраверсия», «добросовестность» и «открытость к опыту», но при этом оно не связано с уровнем «нейротизма» и «склонностью к согласию». Кроме того, исследователями было установлено что возраст и пол оказывают значительное влияние на факторы большой пятерки.
Несколько иные результаты были получены в исследовании Р. Уэйб , который установил, что среди компонентов «большой пятерки» прогностическими для преступного поведения взрослых являются «склонность к согласию» и «добросовестность». По всей видимости, чем больше выражены данные свойства личности, тем меньше вероятность совершения преступления.
В другом исследовании было установлено, что правонарушители в возрасте 12-13 лет, которые занимались кражей со взломом, торговлей наркотиками и оружием, характеризуются более низкими показателями «согласия», «добросовестности» и «открытости опыту», а также более высоким уровнем «экстраверсии» .
На основе разработанной факторной модели личности (HEXACO), которая включала в себя такие показатели, как честность-смирение, эмоциональность, согласие и добросовестность, Дж. Медедовик, предпринял попытку установить взаимосвязь указанных факторов с преступным поведением, а также оценить их прогностическую значимость. Результаты исследования показали, что преступники имели низкие показатели честности, согласия, добросовестности и высокие показатели эмоциональности. При этом фактор «согласие» оказался лучшим предиктором преступности по данным регрессионного анализа .
В исследовании П. Хейвен была показана взаимосвязь факторов большой пятерки с отдельными видами криминального поведения подростков — насилием, кражей и вандализмом. Было установлено, что склонность к согласию, а также (в меньшей степени) добросовестность и нейротизм являются значимыми коррелятами криминального поведения. Установлено, что доверчивость и тревожность так же являются значительными предикторами преступности, а самодисциплина коррелирует с вандализмом.
Современные исследователи, работающие в рамках диспозиционального подхода, пошли несколько дальше, чем просто установление взаимосвязи между теми или иными диспозициями и поведением индивида. Так, например, С. Хемпсон в своей статье приводит обзор исследований, раскрывающих и описывающих процесс влияния личностных диспозиций на поведение посредством оперирования понятиями модерация и медиация. Автор указывает на то, что влияние черт личности на поведенческую активность индивида происходит под воздействием опосредованных признаков (медиаторов и модераторов), которые призваны установить связь между предиктором (причиной поведения) и результатом (поведением). Другими словами, медиаторы и модераторы помогают понять характер причинно-следственной связи между личностными диспозициями и поведением.
Следующая группа исследователей интересовалась чертами личности, связанными с преступным поведением подростков мужского и женского пола. Авторами были определены два основных предиктора криминального поведения подростков обоих полов: 1) негативная эмоциональность, связанная с возникновением неприятных эмоциональных состояний, таких как гнев, беспокойство и раздражительность; 2) низкий самоконтроль, как неспособность модулировать экспрессивные реакции .
Особый интерес представляют результаты исследования авторов, полученные путем разделения подростков-правонарушителей на несколько групп: а) тех, кто сообщил, что они никогда не совершали преступлений («воздерживающиеся»); б) тех, кто совершал различные преступные деяния («версаль- цы»); в) тех, которые допускали правонарушения, считавшиеся нормативными в их среде («нормативные»). Было установлено, что «воздерживающиеся» подростки отличаются прежде всего не эмоциональными особенностями, а низким уровнем социальной активности в межличностном взаимодействии. Они описывали себя, как людей покорных, которым не нравиться руководить и которые не имеют возможности влиять на других. Подростки «версальцы» представляли собой континуум недооцененных, более агрессивных, социально отчужденных личностей. Они описывали себя, как людей, лишенных социальной близости, чувствующих угрозу со стороны окружающих и преследуемых своими сверстниками.
Ещё одним из важнейших предикторов криминального поведения является «гнев». Установлено, что люди с более высоким уровнем «гнева» более склонны испытывать напряжение, злиться и реагировать асоциально .
Особый интерес представляют работы, в которых раскрывается проблема криминального рецидивизма у подрастающего поколения. Так, в исследовании Х. Стейнера, Е. Кауфмана и Е. Даксбари решалась задача по определению взаимосвязи личностных факторов с криминальным поведением, а также по установлению предикторов будущего рецидива на выборке 16-летних осужденных. В результате исследования было установлено, что личностные особенности являются более значимыми прогностическими факторами рецидива в сравнении с возрастом и количеством совершенных преступлений. Было доказано, что категория осужденных подростков-правонарушителей представляет собой гетерогенную популяцию с точки зрения личностных особенностей, которые имеют значительную прогностическую достоверность. Результаты исследования показали наличие корреляции между уровнем самооценки, самообладания в стрессовой ситуации и предшествующим преступным поведением, а также поведением во время лишения свободы .
В отечественной социологии и психологии значительный вклад в разработку идей прогнозирования социального поведения личности внес В. А. Ядов. Согласно, разработанной им диспозиционной концепции поведение личности, будь то реакция, поступок или их последовательность, регулируется ее диспозиционной системой. По В. А. Ядову диспозиции личности представляют собой «фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом». Диспозиции личности имеют иерархическую структуру: первый уровень составляют элементарные фиксированные установки (неосознаваемые), второй уровень представлен социальными фиксированными установками (аттитюды), третий уровень — общая (доминирующая) направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности, пятый уровень составляет система ценностных ориентаций личности. При этом наибольшую предсказательную силу имеют не столько отдельные диспозиции различного уровня, сколько их целостная система .
С. Г. Беспалая в ходе психодиагностического исследования с применением методов логистической регрессии получила математические прогнозные модели, позволяющие определить наличие личностных качеств, способствующих нарушению дисциплины и законности у сотрудников ОВД .
Таким образом, понятие «диспозиция» отражает предрасположенность субъекта к определенному поведению. В зарубежной психологии диспозиции личности понимаются, как определенные реакции субъекта на внешнюю среду, а в отечественной обозначают готовность личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленным ее предшествующим опытом.
В нашем исследовании диспозицию личности следует понимать, как устойчивую склонность индивида к определенному поведению, повторяющуюся в различных ситуациях, сложившуюся в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов. В математическом выражении данное понятие соответствует понятию фактора в факторном анализе.
В первом приближении черты личности девиантного подростка будут рассматриваться как характеристики, измеренные психологическими и статистическими методами, либо, выделенные в научном источнике «относительно устойчивые и длительно существующие тенденции вести себя определенным образом в различных ситуациях» , как черты характера, связанные с противоправным поведением.
Завершая обзор, следует заметить, что литературные источники многократно указывают нам на связь черт личности с криминальным поведением и не исключают возможности прогнозирования на этой основе девиантного поведения. Описание личности на языке черт, как утверждает Д. А. Леонтьев, является наиболее распространенным явлением в повседневной жизни благодаря их устойчивости и обобщенности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.