На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психодиагностические методы и подходы оценки деятельности персонала
Психодиагностические методы и подходы оценки деятельности персонала
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Смирнов Юрий Дмитриевич студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: психологическая диагностика, персонал, работа персонала, психологические особенности личности, психика, личные качества, эффективность деятельности, психология.
В каждом производстве одно из слагаемых успеха - это хорошая работоспособность персонала. Именно от штаба работников зависит правильность функционирования производства: от его психологических особенностей, качеств личности, характера.


Широко разрабатываются системы эффективного управления персоналом, постоянно модернизируется работа в области кадрового менеджмента, от которого напрямую зависит успешность всего предприятия, фирмы либо организации. Кадровая политика является неотъемлемой частью управления организацией.


Психодиагностика позволяет оценить:
1. Уровень выносливости персонала.
2. Психологические характеристики работников.
3. Потенциал штаба работников.
4. Перспективы в развитии [1].


От работников зависит эффективность деятельности, ведь именно персонал является движущим фактором в любом деле. Эффективность - показатель правильного ведения хозяйственной деятельности.

диагностика персонала

Рис. 1. Схема оценивания эффективности работы штаба сотрудников


Оценивать необходимо профессиональные компетенции сотрудника. Однако без оценки личных качеств не сложится картина его деятельности. Для этого необходимо проводить психологические исследования.


Психологические исследования направлены на изучение специфических черт в поведении человека, отличающих его от функционирующей машины. Основное внимание уделяется:
1. Процессам мотивации.
2. Эмоционально-волевым аспектам.
3. Психическим состояниям человека как объекта деятельности.


Изучение роли состояния его психических и физиологических функций в обеспечении профессиональной надежности является одним из центральных направлений развития современной психологической теории деятельности человека [3].
В ходе многочисленных исследований, утвердилось понятие, что условия деятельности прямо пропорционально уровню работоспособности. Содержание и условия работы определяют состояние и характер индивида, что, в свою очередь, составляет эффективность деятельности специалиста.


К основным показателям оценки эффективности работы относятся:
1. Деятельность и результаты.
2. Качества персонала.
3. Возможности осуществления деятельности.
4. Способности работников.
5. Личные качества работников.
6. Мотивы деятельности.


Для психологической оценки эффективности деятельности работников используются ряд методов и методик, которые делятся, в свою очередь, на количественные, качественные и комбинированные. 
К количественным методам относятся личностные опросы - метод, предназначенный для определения личностных особенностей.


Этот опросный метод включает следующие формы анкетирования:
1. Личностный опрос.
2. Опрос мотивов деятельности.
3. Опрос психологических качеств.
4. Опрос самооценки.
5. Опрос особенностей психики.


Другим количественным методом является тест способностей. Этот метод оценки включает в себя подобранный комплект вопросов и заданий, ответы на которые покажут потенциальные способности личности, которые он будет применять при решении поставленных задач.


К качественным методам относятся:
1. Интервью (разговор опрашивающего, который сопровождается вопросами и ответами, в ходе чего выясняются личные качества и форма мышления).
2. Анализ документов (проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму) [4].


Комбинированный метод включает в себя исследование бизнеса и форм его организации. Здесь описывается внешняя ситуация и внутреннее устройство компании. Исследование форм ведения дела покажет работу всего персонала, с помощью чего можно выявить личностные качества.
Таким образом, на современном этапе развития оценка эффективности труда персонала является одной из главнейших функций управления кадрами. Выбор психологических методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только внутри самой организации, учитывая ее специфику работы.
Результаты оценки правильности работы служат фундаментом для принятия правильных решений: необходимо управляющему уметь анализировать каждого сотрудника по результатам его психодиагностического анализа и знать, на какую должность его назначить [2].
Система оценки результатов деятельности работников должна быть ориентирована на учет особенностей труда на каждом рабочем месте по наиболее существенным параметрам, включающая стандарты и критерии оценки результативности, которые для каждой организации могут быть свои, а процедура психологической оценки эффективности деятельности персонала, прежде всего, должна быть ориентирована на будущее всех сотрудников и организации в целом.


Список литературы
1. Гаврилова О.Н. Обзор систем, методов и методик оценки персонала / О.Н. Гаврилова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2009. - №6. - С. 58.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
3. Психологическая диагностика в управлении персоналом: учебное пособие для сотрудников кадровых служб / под ред. Е.А. Климова. - М.: РПО, 1999. - С. 25-30.
4. Управление персоналом: учебное пособие / под ред. Б.Ю. Сербинского и С.И. Самыгина. - М.: «Издательство приор», 1999. - 432 с.
5. Мамай Л.А. Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик / Л. А. Мамай. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 18 (98). - С. 336-341 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/98/22014/ (дата обращения: 24.11.2022).

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.