На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие личности: коррекция кризисных периодов молодежи
Развитие личности: коррекция кризисных периодов молодежи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Быкадоров Константин Дмитриевич
студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: подростковый возраст, работа с молодежью, развитие личности, коррекция кризисных периодов, молодое поколение, кризисное состояние личности, анализ психики личности.


В развитии личности необходимо проводить контроль правильности протекания тех или иных изменений. Так, в подростковом возрасте переживания молодежи оказывает большое отрицательное влияние на личность человека и на его приспособленность в социуме.


Кризис личностного развития - это сложный период в жизни индивида. Причинами, вызвавшими такое состояние, может быть следующее:
1. Травма психики.
2. Неприятная жизненная ситуация.
3. Шокирующая ситуация, произошедшая вне воли человека.


В современном мире эта проблема наиболее остро стоит перед специалистами, так как сегодня травмирующих случаев и ситуаций стало намного больше, чем было в прошедшем столетии.
Кризисное состояние - это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой.
Эти внутренне болезненные переживания могут нести с собой угрозу индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее.
Неблагоприятные воздействия влияют не только на настоящее психологическое состояние личности, но и могут оставаться в психике индивида и мешать ему в дальнейшей жизни. Этот процесс может повлиять на его психику, мировоззрение, развитие, как физиологическое, так и духовное.


Проанализировав показатели современных семей, часто причинами кризисных ситуаций в психике личности могут быть:
1. Недопонимания родителей и детей.
2. Развод родителей.
3. Отсутствие поддержки детей от родителей в связи с постоянной занятостью на работе.
4. Насилие в семье.
5. Смерть близкого человека. 
6. Многочисленные запреты со стороны взрослых.
7. Недоверие в семье.
8. Употребление в семье наркотических средств, алкоголя и курения.
9. Частые ссоры в семье, как родителей между собой, так и родителей и детей.

кризисные состояния

Рис. 1. Диаграмма проблем, вызывающих кризисное состояние
в психике молодежи


Необходимо своевременно внедрять профилактические меры в работу с молодежью по преодолению кризиса в психологии личности. Очень большое значение в современном мире играют профилактические меры по предупреждению возникновения глубоких кризисных состояний, как у несовершеннолетних, так и у взрослого населения.
Рассмотрим наиболее действенные, по моему мнению, методы работы с индивидом.
Во-первых, в коррекционной работе необходимо употреблять игротерапию. Данный метод работы позволит выявить в ходе игры, что волнует индивида, какие переживания он испытывает и в какой момент жизни случилась у него кризисная ситуация.


Игра делится на несколько типов:
1. Регрессивная игра (предполагает возврат к незрелым формам поведения, когда ребенок хочет, чтобы с ним обходились, как с младенцем).
2. Реалистическая игра (ребенок не живет виртуальным миром, а хочет заниматься тем, что видит постоянно в семье, например, если в семье постоянно происходят ссоры, то ребенок хочет играть со специалистами именно в такие игры с представлением семейных конфликтов; однако специалисты будут предлагать ему играть в то, что он видит в образовательном учреждении, например, процесс обучения учителем учеников).
3. Агрессивная игра (игра в жанре боевика, где присутствуют активные формы деятельности).
Так, применение различных видов игр в деятельности индивида поможет ему пережить все моменты работы, тем самым преодолеть травмирующие факторы и быть готовым к таким кризисным ситуациям в реальной жизни.
Во-вторых, в работе по преодолению кризиса в психике молодежи большое место занимает и арт-терапия. Этот метод предполагает использование искусства.


Арт-терапия делится на несколько видов:
1. Рисуночная арт-терапия (изображения своего внутреннего мира подростков поможет выявить причины кризиса и преодолеть их с
помощью занятий искусством, которое поможет молодежи отвлечься от проблем, а затем и вовсе о них забыть).
2. Библиотерапия (исправление кризисных ситуаций через чтение книг; в зависимости от причины кризиса индивида специалист подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи людей, формы переживания стрессовых ситуаций и выход из них).
В-третьих, действенным методов преодоления кризиса у молодежи является логотерапия. Это метод разговорной терапии, который направлен на установление доверия между взрослым и ребенком.
Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.


Таким образом, при начальном формировании личности происходит осмысление им действительности, реалий жизни, к которым, зачастую, он бывает не готов. Так, главная задача индивида - закаляться и научиться эффективно справляться с кризисом в жизни, как самостоятельно, так и с помощью специалиста.


Список литературы
1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2005. - 128 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 455 с.
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 512 с.
4. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях / авт.-сост. А.А. Осипова, Л.К. Чаусова, М.Н. Мясникова, Л.А. Гейденрих, А.В. Солтовец. - Ростов н/Д, 2001. - С. 55.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.