Быкадоров Константин Дмитриевич студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: подростковый возраст, работа с молодежью, развитие личности, коррекция кризисных периодов, молодое поколение, кризисное состояние личности, анализ психики личности.
В развитии личности необходимо проводить контроль правильности протекания тех или иных изменений. Так, в подростковом возрасте переживания молодежи оказывает большое отрицательное влияние на личность человека и на его приспособленность в социуме.
Кризис личностного развития - это сложный период в жизни индивида. Причинами, вызвавшими такое состояние, может быть следующее: 1. Травма психики. 2. Неприятная жизненная ситуация. 3. Шокирующая ситуация, произошедшая вне воли человека.
В современном мире эта проблема наиболее остро стоит перед специалистами, так как сегодня травмирующих случаев и ситуаций стало намного больше, чем было в прошедшем столетии. Кризисное состояние - это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой. Эти внутренне болезненные переживания могут нести с собой угрозу индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Неблагоприятные воздействия влияют не только на настоящее психологическое состояние личности, но и могут оставаться в психике индивида и мешать ему в дальнейшей жизни. Этот процесс может повлиять на его психику, мировоззрение, развитие, как физиологическое, так и духовное.
Проанализировав показатели современных семей, часто причинами кризисных ситуаций в психике личности могут быть: 1. Недопонимания родителей и детей. 2. Развод родителей. 3. Отсутствие поддержки детей от родителей в связи с постоянной занятостью на работе. 4. Насилие в семье. 5. Смерть близкого человека. 6. Многочисленные запреты со стороны взрослых. 7. Недоверие в семье. 8. Употребление в семье наркотических средств, алкоголя и курения. 9. Частые ссоры в семье, как родителей между собой, так и родителей и детей.
Рис. 1. Диаграмма проблем, вызывающих кризисное состояние в психике молодежи
Необходимо своевременно внедрять профилактические меры в работу с молодежью по преодолению кризиса в психологии личности. Очень большое значение в современном мире играют профилактические меры по предупреждению возникновения глубоких кризисных состояний, как у несовершеннолетних, так и у взрослого населения. Рассмотрим наиболее действенные, по моему мнению, методы работы с индивидом. Во-первых, в коррекционной работе необходимо употреблять игротерапию. Данный метод работы позволит выявить в ходе игры, что волнует индивида, какие переживания он испытывает и в какой момент жизни случилась у него кризисная ситуация.
Игра делится на несколько типов: 1. Регрессивная игра (предполагает возврат к незрелым формам поведения, когда ребенок хочет, чтобы с ним обходились, как с младенцем). 2. Реалистическая игра (ребенок не живет виртуальным миром, а хочет заниматься тем, что видит постоянно в семье, например, если в семье постоянно происходят ссоры, то ребенок хочет играть со специалистами именно в такие игры с представлением семейных конфликтов; однако специалисты будут предлагать ему играть в то, что он видит в образовательном учреждении, например, процесс обучения учителем учеников). 3. Агрессивная игра (игра в жанре боевика, где присутствуют активные формы деятельности). Так, применение различных видов игр в деятельности индивида поможет ему пережить все моменты работы, тем самым преодолеть травмирующие факторы и быть готовым к таким кризисным ситуациям в реальной жизни. Во-вторых, в работе по преодолению кризиса в психике молодежи большое место занимает и арт-терапия. Этот метод предполагает использование искусства.
Арт-терапия делится на несколько видов: 1. Рисуночная арт-терапия (изображения своего внутреннего мира подростков поможет выявить причины кризиса и преодолеть их с помощью занятий искусством, которое поможет молодежи отвлечься от проблем, а затем и вовсе о них забыть). 2. Библиотерапия (исправление кризисных ситуаций через чтение книг; в зависимости от причины кризиса индивида специалист подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи людей, формы переживания стрессовых ситуаций и выход из них). В-третьих, действенным методов преодоления кризиса у молодежи является логотерапия. Это метод разговорной терапии, который направлен на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.
Таким образом, при начальном формировании личности происходит осмысление им действительности, реалий жизни, к которым, зачастую, он бывает не готов. Так, главная задача индивида - закаляться и научиться эффективно справляться с кризисом в жизни, как самостоятельно, так и с помощью специалиста.
Список литературы 1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2005. - 128 с. 2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 455 с. 3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 512 с. 4. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях / авт.-сост. А.А. Осипова, Л.К. Чаусова, М.Н. Мясникова, Л.А. Гейденрих, А.В. Солтовец. - Ростов н/Д, 2001. - С. 55.
Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с. |