На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Эмпирические исследования социального стресса - Развод родителей как фактор социального стресса и психической травматизации ребенка
Эмпирические исследования социального стресса - Развод родителей как фактор социального стресса и психической травматизации ребенка
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Эмпирические исследования социального стресса
Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию студентов-первокурсников
Социальный стресс и проблемы социально-психологической адаптации у педагогов в современных условиях
Экологический стресс и его влияние на социально-психологическую адаптацию человека
Развод родителей как фактор социального стресса и психической травматизации ребенка
Особенности социально-психологической адаптации родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов
Все страницы

 

7. Развод родителей как фактор социального стресса и психической травматизации ребенка


Результаты представленных в данном параграфе исследований были представлены ранее в статьях: Белякова В. А. Развод родителей как фактор психической травматизации ребенка [Текст] / В.А. Белякова // Научное сообщество студентов : материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 69-70; Василенко Е.А. Особенности социально-психологической адаптации к образовательному учреждению детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях: [Текст] / Е.А. Василенко, А.А. Вишневская, Л.С. Картавкина, Г.Н. Плескачева, Е.В. Ткачук // Актуальные проблемы социальной компетентности личности: ресурсы развития: Материалы 4-й Международной научно
практической конференции. - Ульяновск, Вектор-С, 2012. - С. 112-117.
Семья - это главный институт воспитания ребенка, именно в ней закладываются характер, гармония и дисгармония растущей личности. Каждый третий ребенок в современной России рождается в семье, где есть только один родитель. Поэтому многие дети растут в неполных семьях. Большая часть этих семей образовались в результате развода родителей. За последние 30 лет удельный вес разводов от числа браков возрос почти в 2 раза; если в конце 1980-х гг. он составлял 28-30%, то теперь около 60% [194]. В психолого-педагогической литературе неоднократно отмечалось, что развод родителей является тяжёлым психологическим ударом для ребенка, крахом прочно устоявшейся в его восприятии картины мира и среды обитания [7; 23; 243]. При этом травматическая ситуация включает в себя не только сам развод, как процедуру расторжения брака, но и всю совокупность предшествующих и последующих ситуаций.
Понятие «психическая травма» тесно связано с понятием «концептуальный диссонанс». Концептуальный диссонанс - это факт несоответствия ожиданий человека и окружающей действительности, а психическая травма может явиться его результатом [23, с. 59-60]. Развод родителей выступает как источник концептуального диссонанса. Это во многом связано с тем, что ребёнок (особенно маленький), по мнению В. Леви, воспринимает себя не как человека, отдельного от семьи, а как часть единого семейного организма [116]. В разрушении семьи он видит поэтому и своё собственное разрушение.
Как отмечает J.S. Wallerstaine, для детей, перенесших психическую травму, характерны такие симптомы, как: перевозбуждение; расстройства сна и кошмары; вспышки гнева и агрессии; навязчивые идеи; страх и беспокойные состояния, связанные с травмой; прокручивание в голове произошедшего; трудность в общении и доверии к людям, избегание контактов с ними, в том числе с близкими; трудности в обучении, познании, концентрации внимания [296, р. 268].
Совместно с нашей студенткой В.А. Беляковой мы предприняли исследование, в котором поставили целью выяснить, насколько проявляются признаки психической травмы, выделенные J.S. Wallerstaine, у детей и подростков, переживших развод родителей. Мы провели развернутое интервьюирование детей и подростков от 9 до 17 лет из семей, которые пережили развод (группа 1 - 30 респондентов), и семей благополучных (группа 2 - 30 респондентов). Группы уравнены по полу, коли-
честву детей из разных возрастных групп, продолжительности времени после развода родителей (от 1 года до 7 лет). Результаты исследования представлены в таблице 20.
Указанные данные позволяют сделать вывод о наличии статистически значимых различий между детьми, пережившими развод, и детьми из благополучных семей по таким признакам, как перевозбуждение, расстройства сна и кошмары, навязчивые идеи и страхи, прокручивание в голове происходящего в семье, трудности в общении и доверии к людям, легкость контактов с людьми, трудности в общении с близкими. Таким образом, развод родителей как ситуация, включающая расторжение брака и всю совокупность предшествующих и последующих ситуаций, является фактором психической травматизации ребенка.
Таблица 20
Количество детей с признаками психической травмы в исследуемых группах

Признаки психической травмы

Количество детей с признаками травмати- зации

Значение критерия X2 с поправкой на непрерывность

Уро
вень
значи
мости
(р)

Группа 1

Группа 2

Перевозбуждение

19

9

5,42

0,01

Расстройства сна и кошмары

16

5

7,33

0,007

Вспышки гнева и агрессии

18

5

10,15

0,001

Навязчивые идеи, страх, беспокойные состояния

21

6

13,2

0,003

Прокручивание в голове происходящего в семье

23

3

-

-

Трудности в общении и доверии к людям

20

5

13,44

0,002

Лёгкость контактов с людьми

12

27

14,36

0,002

Трудности в концентрации внимания

15

10

1,1

0,295

Трудности в обучении и познании

12

7

1,23

0,267

Трудности в общении с близкими

24

5

19,27

0,000


Опыт наблюдений педагогов и психологов показывает, что развод родителей, даже спустя через несколько месяцев, а иногда и лет, влияет на социально-психологическую адаптацию ребенка ко всем уровням социальной среды.
Нами было инициировано исследование, цель которого состояла в том, чтобы изучить особенности социально-психологической адаптации к образовательному учреждению детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Исследование было проведено силами руководимой нами студенческой творческой лаборатории в составе студенток Вишневской А., Картавкиной Л., Плескачевой Г., Ткачук Е.
Исследование проводилось в ноябре-декабре 2014 г. в шести населенных пунктах Челябинской и Свердловской областей - в областном центре (г. Челябинск), в небольших городах (города Южноуральск, Сим, Краснотурьинск), а также в сельских населенных пунктах. В исследовании приняли участие 94 испытуемых, из них 32 испытуемых из семей, развод которых состоялся от 2-х месяцев до 3 лет назад (группа 1) и 62 - из благополучных семей (группа 2). В состав выборки исследования вошли 23 ребенка старшего дошкольного возраста, 14 детей младшего школьного возраста, 57 подростков (6-8 классы). Что касается гендерных групп, то во всех возрастных категориях они были представлены практически поровну, с небольшим преобладанием девочек.
Мы рассматривали социально-психологическую адаптацию как сложный и многоплановый процесс, который включает в себя психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные аспекты. Итоговый результат адаптации выражается в состоянии адаптированности, уровень которого в социальной психологии определяется по двум критериям: внешний (успешность функционирования индивида в данной среде) и внутренний (субъективное благополучие индивида в данной среде).
Для исследования социально-психологической адаптированности по внешнему критерию были использованы следующие методики:
1. Социометрия.
2. Анализ базы данных по успеваемости учащихся (для школьников).
3. Стандартизированное наблюдение.
Для исследования социально-психологической адаптиро- ванности по внутреннему критерию были использованы следующие методики:
1. Рисуночные пробы «Рисунок семьи» и «Рисунок несуществующего животного».
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (для школьников).
Результаты исследования с помощью метода социометрии представлены в таблице 21.
Удельный вес детей и подростков в различных
социометрических категориях в исследуемых группах


Таблица 21

 

Категории

Удельный вес детей

Группа 1 (%)

Группа 2 (%)

Звезды

6,25

9,7

Популярные

6,25

12,9

Принятые

43,8

40,3

Непринятые

25

17,8

Отвергаемые

18,7

19,3

Статистически достоверных различий в распределении детей по социометрическим категориям между группами не выявлено, что было проверено с помощью критерия %2. Исключением является группа детей старшего дошкольного возраста, где в группе 1 (дети из неполных семей) достоверно больше «непринятых» и меньше «звезд» и «популярных».
Анализ успеваемости проводился только для испытуемых- школьников, он осуществлялся на основе изучения оценок по четвертям текущего ученого года. Были выделены группы учащихся с высоким, средним и низким уровнем успеваемости. Анализ также не выявил достоверных различий между детьми из полных и неполных семей, что было проверено с помощью критерия %2.
Результаты стандартизированного наблюдения, осуществляемого как на уроках, так и на переменах (в ДОУ - как на занятиях, так и в свободной деятельности), представлены в таблице 22.
Таблица 22
Удельный вес детей и подростков с различным типом
дезадаптивного поведения

Тип поведения

Удельный вес детей

Группа 1(%)

Группа 2 (%)

1

Агрессивный

37,5

29

2

Негативистский

15,6

9,7

3

Тревожный

12,5

12,9

4

Уход от деятельности

6,25

3,22

Представленные результаты показывают, в группе 1 (дети из неполных семей) больше детей и подростков с агрессивным и негативистским поведением, а также детей, проявляющих уход от деятельности. Однако различия в распределении испытуемых групп 1 и 2 не являются статистически достоверными, что было проверено с помощью критерия %2.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по внешнему критерию различия в уровне адаптированности между детьми из неполных и полных семей невелики и достигают уровня статистической значимости только в выборке детей дошкольного возраста. Многие дети и подростки, пережившие развод родителей, стараются скрыть свои чувства, занять высокостатусную позицию в коллективе сверстников и хорошо учиться.
Что же касается внутреннего критерия, то исследование с помощью графических проб («Рисунок несуществующего животного» и «Рисунок семьи») представлено в таблице 23.
Приведенные данные показывают, что удельный вес испытуемых с высоким уровнем тревожности в группе 1 значительно больше, чем в группе 2, а испытуемых со средним уровнем тревожности нет совсем. Различия в распределении испытуемых групп 1 и 2 являются статистически достоверны
ми, что было проверено с помощью критерия % . Особенно высок уровень тревожности он у тех, кто недавно пережил развод родителей (менее 1 года).
Таблица 23
Удельный вес детей и подростков с различным
уровнем тревожности

Уровни тревожности

Удельный вес детей и подростков

Группа 1(%)

Группа 2 (%)

Высокий

71,9

29

Выше среднего

28,1

21

Средний

0

50

 

Диагностика с помощью методики Филлипса проводилась только с испытуемыми-школьниками. Были получены результаты, которые представлены в таблице 24.
Таблица 24
Удельный вес детей и подростков с повышенными
показателями по методике Филлипса

Шкалы

Удельный вес детей с повышенными показателями

Группа 1 (%)

Группа 2 (%)

Общая тревожность в школе

43,8

32,3

Переживание социального стресса

12,5

29

Фрустрация потребности в достижении успеха

71,9

45,2

Страх самовыражения

87,5

58,1

Страх ситуации проверки знаний

87,5

58,1

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

50

58,1

Низкая физическая сопротивляемость стрессу

50

51,2

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

71,9

67,8

 

Представленные данные показывают, что наибольшие различия между исследуемыми группами были выявлены по таким показателям, как «Фрустрация потребности в достижении успеха», «Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний. Итак, для детей, переживших развод родителей, характерны снижение уверенности в своих силах, боязнь неудач. Различия в распределении испытуемых групп 1 и 2 по указанным шкалам являются статистически достоверными, что было проверено с помощью критерия %2. Таким образом, пережитый развод родителей, в первую очередь, влияет на самооценку личности, ее уверенность в том, что она справится с внешними стрессорами.
Интересно отметить, что удельный вес школьников с высоким уровнем показателей по шкале «переживание социального стресса» в группе переживших развод родителей значительно ниже, чем в группе детей из благополучных семей. Можно предположить, что это связано с высоким уровнем переживания внутренних конфликтов и стрессов в микросреде. У личности снижается уровень психических ресурсов, которые необходимы для переживания стрессов более широкой социальной среды.
Таким образом, по внутреннему критерию удельный вес плохо адаптированных детей и подростков из семей, переживших развод, значительно выше, чем из благополучных семей. Более чем у 90% этих детей выявлен повышенный уровень тревожности, а у школьников - страхи, связанные с самовыражением, достижением успеха, проверкой знаний.
Подводя итоги результатам исследования, можно отметить, что по внешнему критерию дети и подростки, пережившие развод родителей, адаптированы лучше, чем по внутреннему. Они стремятся хорошо проявить себя на занятиях, занять высокостатусную позицию в коллективе сверстников. По внутреннему же критерию большая часть из них являются плохо адаптированными. Особенно это касается тех, кто недавно пережил развод родителей.
Что же касается различий между возрастными группами, то можно отметить, что у детей дошкольного возраста из семей, переживших развод, в наибольшей степени выявлены внешние проявления дезадаптации (агрессия, негативизм), им не удается добиться высокостатусных позиций в группе. Чем старше становится ребенок, тем лучше ему удается скрывать свои чувства, быть адаптированным по внешнему критерию, однако, по внутреннему критерию признаки трудностей адаптации (тревога, страхи, неуверенность в себе) сохраняются у значительной части этих детей спустя несколько месяцев и даже лет после развода родителей.
Таким образом, развод родителей является выраженным социальным стрессом, травмирующим психику ребенка, последствия чего проявляются спустя длительное время.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.