Эмпирические исследования социального стресса - К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||
Страница 7 из 7
|
№ |
Методика |
Коэффициенты корреляции с результатами самонаблюдения |
1 |
Опросник социального стресса Ридера |
0,62 |
2 |
Шкала личностной и ситуативной тревожности Спилбергера |
0,77 |
3 |
Тест учебного стресса |
0,67 |
Данные, представленные в таблице 27, свидетельствуют о том, что результаты разработанной нами методики, в целом, согласуются с результатами тех методик, которые имеются в психологии.
Отметим, что предложенная нами методика очень информативна. Она позволяет выявить широкую гамму переживаний и чувств, субъективных образов, вызывающих эти переживания.
Кроме того, она пригодна для изучения динамики состояния студента. Многократное применение анкет и опросников вызывает у человека раздражение, теряется мотивация к повторной работе с ранее заполненными анкетами. Предлагаемая нами методика предполагает длительное самонаблюдение и поддерживает интерес благодаря ежедневным изменениям фиксируемой информации. Студенты, участвовавшие в апробации методики, отмечали, что работать с ней им было интересно, постепенно даже вошло в привычку.
Ещё одним плюсом предлагаемой нами методики является свободное изложение студентом своих мыслей на понятном ему языке.
Наряду со всеми «плюсами» самонаблюдение, как и все другие методы, имеет и свои «минусы». К их числу можно отнести: необходимость длительной и ответственной работы с методикой для студента, и достаточно сложную процедуру проверки результатов для экспериментатора.
Хочется отметить, что, несмотря на указанные недостатки, предлагаемая нами методика является эффективным инструментом диагностики экзаменационного стресса, позволяющим отследить разнообразные проявления данного феномена у студентов. Она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами - проективными методиками, опросниками, поскольку дает широкий и разнообразный материал.
Применение методики показало, что интенсивность экзаменационного стресса постоянно меняется в период перед сессией. В целом идет увеличение интенсивности стресса по мере приближения к сессии, достигает пика в начале и затем в конце сессии. При этом имеют место значительные колебания. Примерно у трети студентов эти колебания проходили каждые 2-3 дня, а иногда даже в течение дня.
Многие студенты отмечали в таблицах самонаблюдения, что незначительный повод (например, разговор в общежитии о том, как сдавали данный экзамен студенты-старшекурсники) мог существенно изменить психофизическое состояние. Предлагаемая нами методика позволяет выявить такие колебания в интенсивности переживания экзаменационного стресса.
В заключение отметим, что проведение диагностики экзаменационного стресса особенно важно для студентов младших курсов, которые еще не приобрели навыков совладания с ним.
Применение разработанной нами методики особенно актуально для тех студентов, кто волнуется по поводу своей успеваемости и предстоящих экзаменов, отличается слабым типом нервной системы, низкой стрессоустойчивостью, чувствительностью. Такие студенты часто ощущают экзаменационный стресс в течение семестра, задолго до сессии. Результаты диагностики с помощью предлагаемой методики могут быть использованы в процессе индивидуального консультирования этих студентов. Если студент будет не просто наблюдать свое психическое состояние и фиксировать его проявления, но и обсуждать свои записи с психологом или преподавателем (например, с куратором), то данная методика превратится уже в средство психологической помощи студентам, испытывающим экзаменационный стресс на высоком уровне. Наблюдение за собой и фиксация результатов самонаблюдения помогут студенту лучше осознать свои переживания, а также свои реакции на стресс, способы совладания с ним.
Еще одно направление использования методики - профилактика высокого психического напряжения студентов. Результаты методики позволят выявить наиболее тревожащие студентов ситуации, что может быть учтено при организации работы преподавателей, их взаимодействия со студентами, планирования тех или иных форм работы со студентами, переживающими экзаменационный стресс на высоком уровне.
Таким образом, методика диагностики экзаменационного стресса у студентов, основанная на самонаблюдении, была апробирована нами на группе студентов педагогического вуза. Исследование показало, что результаты, полученные с помощью данной методики, коррелируют с результатами тех методик, которые имеются в литературе. Результаты диагностики с помощью предлагаемой методики могут быть использованы в процессе индивидуального консультирования студентов. Самонаблюдение и фиксация его результатов может также служить средством психологической помощи студентам.
Источник: Василенко Е.А. Социальный стресс и его влияние на социально-психологическую адаптацию личности: монография / Е.А. Василенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : ЮжноУральский научный центр РАО, 2019. - 272 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |