На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Эмпирические исследования социального стресса - К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов
Эмпирические исследования социального стресса - К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Эмпирические исследования социального стресса
Факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию студентов-первокурсников
Социальный стресс и проблемы социально-психологической адаптации у педагогов в современных условиях
Экологический стресс и его влияние на социально-психологическую адаптацию человека
Развод родителей как фактор социального стресса и психической травматизации ребенка
Особенности социально-психологической адаптации родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов
Все страницы

 


9. К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов


Результаты данного исследования были впервые опубликованы в статье: Артемьева, И.В. К проблеме методов диагностики экзаменационного стресса у студентов вузов / И.В. Артемьева, Е.А. Василенко // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: Материалы Всероссийской студенческой научнопрактической конференции: Челябинск, Золотой Феникс, 2016. - С. 257-258.
Предметом настоящего исследования стала разработка и апробация методики для диагностики экзаменационного стресса у студентов, а именно - психологических реакций, входящих в состав экзаменационного стресса. Проблема эта встала в связи с тем, что имеющиеся в теории и практике психологии методы имеют некоторые недостатки. Для изучения физиологических проявлений экзаменационного стресса используют психофизиологические методики (изучение частоты сердечных сокращений, артериального давления, анализ вариабельности сердечного ритма и др.). Для диагностики психологических проявлений экзаменационного стресса обычно используют опросники и анкеты. Рассмотрим эти методики более подробно.
Шкала ситуативной тревожности Спилбергера часто используется для изучения стресса студентов в обычной обстановке и перед экзаменами. Ее средний показатель возрастает с 38,9 балла в спокойном состоянии до 56,5 баллов перед экзаменом [232, с. 8]. Методика давно используется психологами, но она не предназначена для изучения именно экзаменационного стресса или стресса, связанного с учебной деятельностью.
Методика изучения учебного стресса Ю.В. Щербатых представляет собой анкету. К достоинствам методики можно отнести небольшое количество вопросов, ограниченное время работы с анкетой со стороны испытуемых и возможность её использования для быстрой диагностики. Однако данная методика имеет недостатки. Так как многие студенты еще плохо осознают свои психологические особенности, у них возникают трудности с оценкой себя по ряду пунктов: «Неумение правильно организовать свой режим дня», «Излишне серьезное отношение к учебе» и др. Кроме того, в методике не представлены нормы оценок, а лишь средние баллы, полученные на группе студентов.
Мы считаем также, что анкеты не всегда показывают реальный уровень стресса у студента перед экзаменом. В момент заполнения анкеты, особенно перед экзаменом, у студента может быть нарушена способность оценивать себя правильно.
Кроме того, экзаменационный стресс - это не только переживания перед самим моментом экзамена. Мы рассматриваем его как длительный процесс, связанный с представлениями о предстоящем экзамене, о себе и своих возможностях, о возможной неудаче. Многие студенты отмечают, что испытывают стресс перед экзаменами в течение всего семестра. Эти переживания колеблются от сильного страха до некоторой надежды, и наоборот. Все эти переживания и колебания не могут быть отслежены с помощью анкет и опросников.
В связи с вышесказанным мы разработали методику, которая поможет не только изучать стресс у студента в течение нескольких дней перед экзаменом, но и проследить динамику состояния студента (см. Приложение 1 к настоящей монографии). Это методика была создана на основе методики самонаблюдения, разработанной В.А. Абабковым и М. Перре для изучения семейного стресса [1, с. 134].
Методика представляет собой самонаблюдение, выполняемое по определенному стандарту - схеме, имеющей форму таблицы. В определенное время (утром, днем и вечером) студент оценивает свое психофизическое состояние, чувства, восприятие событий. Все результаты самонаблюдения он отмечает в предложенной ему таблице. Здесь же он анализирует причины своих чувств, их связь с предстоящим экзаменом. Кроме того, студент оценивает своё поведение, а именно: реакции на события и то, насколько ему удалось справиться со своими чувствами.
В ходе пилотажного исследования мы предложили вести такое самонаблюдение 28 студентам 2 курса Челябинского государственного педагогического университета. Сначала у них возникали трудности в наблюдении за своим состоянием и фиксации результатов. Однако в течение нескольких дней все они освоились с проведением наблюдения и заполнением таблицы. Работа продолжалась в течение 5 недель до начала зимней сессии и далее во время сессии.
Студенты работали также с анкетами и опросниками, которые также предназначены для исследования тревоги и стресса (опросник социального стресса Ридера, шкала личностной и ситуативной тревожности Спилбергера, тест учебного стресса Ю. Щербатых).
Для проверки валидности методики мы рассмотрели корреляционные связи результатов, полученных с помощью самона-
блюдения и упомянутых методик. Коэффициенты корреляции представлены в таблице 27.
Таблица 27
Коэффициенты корреляции между результатами, полученными с помощью методики самонаблюдения и других диагностических методик

Методика

Коэффициенты корреляции с результатами самонаблюдения

1

Опросник социального стресса Ридера

0,62

2

Шкала личностной и ситуативной тревожности Спилбергера

0,77

3

Тест          учебного          стресса
Ю. Щербатых

0,67

Данные, представленные в таблице 27, свидетельствуют о том, что результаты разработанной нами методики, в целом, согласуются с результатами тех методик, которые имеются в психологии.
Отметим, что предложенная нами методика очень информативна. Она позволяет выявить широкую гамму переживаний и чувств, субъективных образов, вызывающих эти переживания.
Кроме того, она пригодна для изучения динамики состояния студента. Многократное применение анкет и опросников вызывает у человека раздражение, теряется мотивация к повторной работе с ранее заполненными анкетами. Предлагаемая нами методика предполагает длительное самонаблюдение и поддерживает интерес благодаря ежедневным изменениям фиксируемой информации. Студенты, участвовавшие в апробации методики, отмечали, что работать с ней им было интересно, постепенно даже вошло в привычку.
Ещё одним плюсом предлагаемой нами методики является свободное изложение студентом своих мыслей на понятном ему языке.
Наряду со всеми «плюсами» самонаблюдение, как и все другие методы, имеет и свои «минусы». К их числу можно отнести: необходимость длительной и ответственной работы с методикой для студента, и достаточно сложную процедуру проверки результатов для экспериментатора.
Хочется отметить, что, несмотря на указанные недостатки, предлагаемая нами методика является эффективным инструментом диагностики экзаменационного стресса, позволяющим отследить разнообразные проявления данного феномена у студентов. Она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами - проективными методиками, опросниками, поскольку дает широкий и разнообразный материал.
Применение методики показало, что интенсивность экзаменационного стресса постоянно меняется в период перед сессией. В целом идет увеличение интенсивности стресса по мере приближения к сессии, достигает пика в начале и затем в конце сессии. При этом имеют место значительные колебания. Примерно у трети студентов эти колебания проходили каждые 2-3 дня, а иногда даже в течение дня.
Многие студенты отмечали в таблицах самонаблюдения, что незначительный повод (например, разговор в общежитии о том, как сдавали данный экзамен студенты-старшекурсники) мог существенно изменить психофизическое состояние. Предлагаемая нами методика позволяет выявить такие колебания в интенсивности переживания экзаменационного стресса.
В заключение отметим, что проведение диагностики экзаменационного стресса особенно важно для студентов младших курсов, которые еще не приобрели навыков совладания с ним.
Применение разработанной нами методики особенно актуально для тех студентов, кто волнуется по поводу своей успеваемости и предстоящих экзаменов, отличается слабым типом нервной системы, низкой стрессоустойчивостью, чувствительностью. Такие студенты часто ощущают экзаменационный стресс в течение семестра, задолго до сессии. Результаты диагностики с помощью предлагаемой методики могут быть использованы в процессе индивидуального консультирования этих студентов. Если студент будет не просто наблюдать свое психическое состояние и фиксировать его проявления, но и обсуждать свои записи с психологом или преподавателем (например, с куратором), то данная методика превратится уже в средство психологической помощи студентам, испытывающим экзаменационный стресс на высоком уровне. Наблюдение за собой и фиксация результатов самонаблюдения помогут студенту лучше осознать свои переживания, а также свои реакции на стресс, способы совладания с ним.
Еще одно направление использования методики - профилактика высокого психического напряжения студентов. Результаты методики позволят выявить наиболее тревожащие студентов ситуации, что может быть учтено при организации работы преподавателей, их взаимодействия со студентами, планирования тех или иных форм работы со студентами, переживающими экзаменационный стресс на высоком уровне.
Таким образом, методика диагностики экзаменационного стресса у студентов, основанная на самонаблюдении, была апробирована нами на группе студентов педагогического вуза. Исследование показало, что результаты, полученные с помощью данной методики, коррелируют с результатами тех методик, которые имеются в литературе. Результаты диагностики с помощью предлагаемой методики могут быть использованы в процессе индивидуального консультирования студентов. Самонаблюдение и фиксация его результатов может также служить средством психологической помощи студентам.

Источник: Василенко Е.А. Социальный стресс и его влияние на социально-психологическую адаптацию личности: монография / Е.А. Василенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск : ЮжноУральский научный центр РАО, 2019. - 272 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.