На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Сопровождение учащихся с трудной жизненной ситуацией - психолого- педагогическое вмешательство
Сопровождение учащихся с трудной жизненной ситуацией - психолого- педагогическое вмешательство
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Власенко Татьяна Павловна бакалавр, студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, трудные жизненные ситуации, сопровождение учащихся, педагогическое вмешательство.


Не все семьи могут хорошо содержать детей. Есть семьи с переломными ситуациями в жизни. В таких ячейках общества дети переживают нелегкие времена. Оттуда и идет трудная жизненная ситуация.
На сегодняшний день проблема психологического сопровождения детей с трудными жизненными ситуациями актуальна и находится в центре внимания. В связи с этим практическая психолого-педагогическая работа по оказанию помощи детям, пребывающим в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с личностью ребенка и ставит перед собой задачу создания необходимых условий для полноценного формирования личности на начальном этапе ее обучения и развития, а основной формой оказания такой помощи становится специально организованный процесс - сопровождение.
Психологическое сопровождение - это педагогическая работа по направлению учащихся в нужное русло, помощь в каких-либо вопросах и проблемах; это поддержка со стороны педагога.
Помощь вхождения ребенка в ту зону развития, которая ему пока недоступно осуществляет успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение, которое, к тому же, еще и открывает перспективы личностного роста.


Сегодня эта тема стала более популярна. Можно утверждать, что психологическое сопровождение и становление личности ребенка - два процесса, взаимосвязанных друг с другом. Педагог должен уметь:
1. Спланировать работу с учащимися с целью решения всех проблем и помощи в социализации.
2. Ввести разговор с родителями.
3. Понять внутренний мир подростка.
4. Быстро и действенно находить выход из сложных жизненных ситуаций.
5. Сопровождать учеников во время образовательного процесса.


Процесс, происходящий под воздействием специфического комплекса микрофакторов (семья, социум, группа сверстников) и зависящий от социального статуса ребенка (сирота; оставшийся без попечения родителей; безнадзорный; требующий экстренной социальной помощи), называется социализацией детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Наиболее часто встречающаяся проблема у современного ученика - это волнение и неуверенность в будущем. Также сюда можно отнести колебания в принятии решений и сомнение в возможностях.
Все вышеперечисленное связано с отсутствием процесса социализации личности, становления его характера и уверенности в себе.
Нынешняя система образования в России за последнее время разрабатывает модели сопровождения, создаст инфраструктуру, вводящую в себя медико-социальные и психолого-педагогические центры, школьные службы, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия, которые организуют психолого-педагогическое сопровождение детей, очутившихся в трудной жизненной ситуации.


В процессе работы с семьей ребенка с трудностями в жизни психолог действует по такой последовательности:
1. В ходе беседы определяет, какие именно трудности беспокоят ученика.
2. Ищет способы решения проблемы.
3. Создает индивидуальную траекторию работы с каждым учащимся.
4. Производит сопровождение на протяжении некоторого времени после помощи, чтобы убедиться, что результат появился.
5. Мобилизует ресурсы родителей и детей, направляя их на улучшение ситуации.


Таким образом, проблема учащихся с трудной жизненной ситуацией актуальна в современном мире особенно. Для этого необходима профилактика решения данной проблемы. Нужен абсолютно новый подход к решению проблем современной молодежи.
В зависимости от того, какая семья, какая психика у ребенка и какая сложившаяся жизненная ситуация, будет происходить выбор индивидуального направления работы с ребенком.
Так, в современном социуме в образовательной среде имеется множество методов работы с учениками, направленных на применение технологий в развитии психики и сопровождении обучающихся.
Каждый ученик в современном обществе индивидуален. Сейчас более сложно выбрать путь и подход к ученику. Однако, если педагог владеет определенным профессиональным спектром психологических знаний, то он сможет преодолеть барьер между учениками и помочь студенту с тяжелой жизненной ситуацией.


Список литературы
1. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №6. - С. 4-11.
2. Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра, 2004. - 345 с.
3. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т.А. Строкова // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 20-27.
4. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - СПб., 1992.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.