Аутодеструктивный контент в социальных сетях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Голополосов Евгений Юрьевич студент
Научный руководитель Яковлева Анастасия Вячеславовна
ассистент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: аутодеструктивный контент, социальные сети, подростки.


Подростковый возраст является периодом повышенной уязвимости. Одним из элементов уязвимости является аутодеструктивное поведение несовершеннолетнего, которое начинает активно себя проявлять именно в пубертатный период. Несмотря на все внешние и внутренние перестройки организма (интенсивный рост, половое созревание, переменчивый гормональный фон), подросток начинает активно социализироваться, в том числе, с помощью Интернета и социальных сетей.
Деструктивное поведение в широком смысле понимается как любые действия, направленные на причинение вреда окружающему миру, себе или другим. Под деструктивным онлайн-поведением рассматриваются те действия в Сети, которые наносят прямой вред пользователям и онлайн- сообществам, а также способствуют распространению разрушительного поведения в реальном мире [4].
Одним из видов деструктивного поведения является аутодеструктивное поведение. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение - один из видов девиантного поведения, проявляющееся в действиях, направленных на физическое или психическое разрушение личности человека. Аутодеструктивное поведение проявляется в таких формах, как: химическая зависимость (употребление психоактивных веществ, алкоголя), компьютерная зависимость, суицидальное поведение, селфхарм, виктимное поведение и т. д.
Аутодеструктивный контент - вид информационного контента в социальных сетях и сети Интернет, направленный на нанесение психологического вреда человеку, а также способствует распространению разрушительного поведения в реальной жизни. Аутодеструктивное поведение офлайн и обращение к аутодеструктивному контенту (например, контенту о самоповреждении) - способ выражения и преодоления психологической боли, тревоги и страха, попытка справиться с эмоциями, с которыми совладать другим путем подросток еще не научился [1].
Стоит отметить, что не каждый подросток будет проявлять интерес к аутодеструктивному контенту. В «группе риска» находятся подростки с эмоциональной дисрегуляцией. Под эмоциональной дисрегуляцией понимается нарушение нормальной регуляции эмоций (преобладание негативных и болезненных эмоций; импульсивность; эмоциональная опустошенность), которое может привести к дезадаптивному поведению, приводящему к ухудшению ситуации [2]. Поскольку аутодеструктивное поведение помогает подростку справляться с сильными эмоциями, восстановить чувство самоконтроля, а также выстраивать коммуникацию и близкие отношения с другими людьми (чаще всего, такими же подростками как они сами), то поиск информации в специализирующихся на аутодеструктивном поведении сообществах в социальных сетях становится ценностным действием для подростков с эмоциональной дисрегуляцией.


Наиболее распространенные виды аутодеструктивного поведения онлайн и оффлайн:


1. Самоповреждение. Намеренное нанесение увечий своему телу называют самоповреждением (self-harm). Нанесение себе вреда может быть универсальным способом совладать с трудной ситуацией и порожденными ею эмоциями, а может проявиться однократно в состоянии острого стресса (нанесение себе порезов и увечий; злоупотребление лекарственными препаратами, наркотическими веществами, алкоголем; обкусывание губ, ногтей, внутренней стороны щек; выдергивание волос на голове и других частях тела). В социальных сетях интерес к селфхарму может поощряться через распространение информации о новых видах самоповреждений, а главное - эта информация легкодоступна и не составит большого труда найти её через группы и сообщества в социальных сетях.


2. Цифровое самоповреждение. Это специфический вид поведения, когда подросток создает анонимную страницу в любой социальной сети и распространяет о себе контент, содержащий информацию уничижительного, унизительного и оскорбительного содержания. Подобное поведение может привести подростка к совершению суицида в реальной жизни.


3. Суицидальное онлайн поведение. В начале второго тысячелетия возник новый термин - киберсуицид - групповое или индивидуальное самоубийство с использованием интернет-ресурсов. Одна из разновидностей киберсуицида - кибербуллицид - доведение до самоубийства посредством кибербуллинга. Онлайн-киберсуицид - самоубийство в реальном времени, перед веб-камерой. Коммуникативным киберсуицидом (флешмоб-суицид) называют объединение ранее незнакомых между собой людей с целью группового онлайн-самоубийства на основе виртуального договора [4].


4. Расстройство пищевого поведения. РПП (анорексия, булимия, ком- пульсивное переедание и другие формы) как вид самоповреждающего поведения включен ВОЗ в число заболеваний, требующих пристального внимания, так как наносит серьезный вред психологическому и физическому здоровью и может приводить к смерти [3]. Участие в сообществах в социальных сетях по темам РПП и селфхарма позволяет подросткам оказаться в среде единомышленников и людей, испытывающих те же проблемы. Интернет устраняет барьеры, позволяя свободно говорить о самоповреждающем поведении, находить понимание и круг поддерживающих людей, что может создавать среду для ухудшения состояния и повторных возвращений к опасным видам поведения.
По мнению многих исследователей, социальные сети - одна из наиболее популярных площадок и часть повседневности каждого современного подростка. Несмотря на большие возможности, которые открывают социальные сети (возможность общаться с людьми из разных стран, обмениваться интересными новостями и полезными файлами, состоять в сообществах по интересам), они содержат контент, который принадлежит к категории аутодеструктивного контента (самоповреждение, суицидальное поведение, участие в сообществах по темам расстройств пищевого поведения и т. д.). Бесконтрольное потребление подобного вида контента несет в себе угрозу для психологической безопасности и благополучия современного подростка, в том числе, подростков с эмоциональной дисрегуляцией. Поэтому необходимо уделять большое количество внимания не только тому, сколько времени подросток проводит в социальных сетях, но и тому, какой контент он потребляет в процессе использования социальных сетей.


Список литературы
1. Абрамова А. А. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями / А. А. Абрамова, С.Н. Ениколопов, А.Г. Ефремов [и др.] // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т. 7, №2. - C. 21-40
2. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи: методические рекомендации / авт.-сост. Н.А. Польская. - М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019.
3. Келина М.Ю. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста / М.Ю. Келина, Е.В. Маренова, Т.А. Мешкова // Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 16, №5. - С. 44-51
4. Солдатова Г. У. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи / Г.У. Солдатова, С.Н. Илюхина // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29, №1. - С. 66-91.
5. Солдатова Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.