Предпосылки деструктивной деятельности
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Агрессия - основная качественная характеристика нарушений поведения

И. А. Фурманов, БГУ

ОНТОГЕНЕЗ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

* Классификация нарушений поведения.
* Агрессия как основная качественная характеристика нарушений поведения. Регуляция агрессивного поведения.
* Психологические теории агрессивности.


* 1. Психодинамическая модель.
* 2. Фрустрационная модель.
* 3. Поведенческая модель.
* 4. Динамически-аффективная модель И. А. Фурманова
* Механизмы формирования нарушений поведения
* Социализация агрессивности
* Просоциальное поведение как нормативное поведение

 

Кризис нуклеарной семьи

Проблемы в семье

Нарушение системы мать-дитя

Дефекты воспитания

Проблемы социальной адаптации

ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ВЕБ-СРЕДЕ


* Деструктивный и жестокий онлайн-контент
* 1. Пропаганда экстремизма и терроризма в сети
* 2. Колумбайн и прочие виды общественного насилия
* 3. Сообщества деструктивной направленности
* 4. Распространение и пропаганда психоактивных веществ посредством Интернет
* 5. Фейковая информация, псевдособытия и пост правда в Интернет


* Деструктивная онлайн-коммуникация
• 1. Киберагрессия
* 2. Кибербуллинг как один ив наиболее опасных видов киберагрессии.
• 3. Моббинг
• 4. Троллинг
* 5. Онлайн-груминг


• Аутодеструктивное онлайн-поведение
* 1. Самоповреждающее поведение
* 2. Расстройства пищевого поведения и Интернет.
* 3. Цифровое самоповреждение.
* 4. Суицидальное онлайн-поведение
* 5. Чрезмерное использование Интернета, или интернет-зависимость.


ДЕСТРУКТИВНЫЙ И ЖЕСТОКИЙ ОНЛАЙН-КОНТЕНТ


Все формы жестокого, агрессивного и насильственного контента в сети: от оскорбительных комментариев, до видеороликов со сценами насилия над животными или даже людьми.
Развитие технических возможностей предоставило пользователям инструменты для создания жестокого контента, всё более и более шокирующего и визуально-впечатляющего.
Агрессивный, насильственный, оскорбительный и жестокий контент наиболее надолго запоминается детьми и подростками, часто очень расстраивает их и длительное время переживается.
Одна из наиболее популярных форм жестокого контента - это любительские видеоролики в свободном доступе в социальных сетях или на видеоплатформах, содержащие насилие, избиения, издевательства, чаще всего подростков, над сверстниками или животными. Ролики подобного содержания создаются самостоятельно, нередко записываются на личный смартфон и выкладываются в свободный доступ. Жестокий контент привлекает внимание пользователей сети и вызывает естественный отклик в виде комментариев и множества просмотров. Ролики подобного содержания вырываются в топы просмотров и далеко не сразу блокируются. Этот эффект особенно используется в интернет-СМИ, которые публикуют кадры жестокости с мест трагедий или преступлении без цензуры и сообщают подробности в новостных заметках с целью привлечения аудитории.


ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СЕТИ


Экстремизм - это «приверженность крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами»


ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СЕТИ
Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-З "О противодействии экстремизму" гласит:
"Экстремизм (экстремистская деятельность) - деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) либо политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
захват или удержание государственной власти неконституционным путем;
создание организации для осуществления экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистской группы (далее - экстремистские формирования); создание незаконного вооруженного формирования; осуществление террористической деятельности;
разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни;
организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
реабилитацию нацизма, пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения;
распространение экстремистских материалов, а равно на изготовление, издание, хранение или перевозку в целях распространения таких материалов;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно на применение насилия либо угрозу насилием в отношении близких названных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей;
финансирование экстремистской деятельности, иное содействие в ее осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, других материально-технических средств или информационных услуг;
публичные призывы к деятельности и действиям, указанным в абзацах втором - тринадцатом настоящей части".

ТЕРРОРИЗМ

Терроризм является идеологией и практикой насилия, а также практикой воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти или международными организациями. Как правило, терроризм связан с силовым воздействием, устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий. Молодежь может столкнуться в Интернете с проявлением террористических угроз в нескольких формах:
• киберпреступность;
• незаконный оборот наркотиков и оружия;
• намеренное снижение авторитета государственной и муниципальной власти;
• пропаганда терроризма;
• разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, призывы к массовым беспорядкам.
Частота столкновения с контентом, пропагандирующим экстремизм и терроризм- две трети респондентов 15- 25 лет
• Способы использования Интернета террористами (Г. Вейман, 2012):
• i) проведение психологической войны;
• 2) поиск информации;
• з) обучение террористов;
• 4) сбор денежных средств,
• 5) пропаганда;
• 6) вербовка;
• 7) организация сетей;
• 8) планирование и координирование террористических действий.
• На данный момент во многих странах наблюдается существенный рост радикализации населения, на фоне которого происходит активная вербовка людей, в том числе молодежи, в ряды террористических организаций.
• Для достижения целей вербовщики используют множество разных каналов, в том числе интернет, а также различные психологические и экономические приемы:
• • создание материальной заинтересованности;
• • продвижение положительного образа террориста как борца за справедливость;
• • распространение искаженных интерпретаций социальных и культурных норм.
• В Интернете пространством для вербовки могут стать тематические сайты, форумы, чаты, блоги, паблики в социальных сетях, каналы в мессенджерах. На данных ресурсах сторонники террористических взглядов распространяют различного рода экстремистский контент, обсуждают различные аспекты экстремизма и терроризма и осуществляют планирование, координацию и информирование о своей деятельности. Такой формат обеспечивает первичный отбор потенциальных кандидатов в экстремистские и террористические сообщества, с которыми затем общаются лично в приватном режиме мессенджеров. Рекрутам предлагается выполнение специальных заданий, в процессе которых они привыкают к насилию как единственному способу решения жизненных проблем.
• Экстремистами разрабатываются целые технологии по онлайн- рекрутингу несовершеннолетних в преступные экстремистские и радикальные группировки, для противодействия которой требуется применение комплекса организационно-технических и воспитательных мер. В структуре данных организаций могут содержаться крупные медиахолдинги, которые производят различную мультимедийную продукцию: агитационные ролики, аудиозаписи проповедей, видеофильмы, журналы, постеры и т. д. Для распространения этой продукции используются сайты, аккаунты в наиболее популярных соцсетях, групповые чаты и каналы в мессенджерах.
• Интернет-контент террористической направленности нацелен на четыре типа аудитории:
• 1. Противники, которых нужно запугать, деморализовать, заставить выполнять требования террористов.
• 2. Международная общественность, для которой необходимо сформировать соответствующее мнение о деятельности террористических и антитеррористических организаций. В связи с этим любой теракт - это информационно-пропагандистская акция, призванная привлечь внимание как можно большего количества людей.
• 3. Сочувствующие, по отношению к которым главной задачей является агитация, вербовка, подготовка новых активистов. С помощью Интернета осуществляется объединение сочувствующих по идеологическому или религиозному признаку.
• 4. Активные члены террористической организации, с которыми посредством Интернета осуществляется связь и организуется подготовка террористических операций, проведение инструктажа с непосредственными исполнителями и решение тактических задач.


РИТОРИКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ САЙТОВ


• Контент интернет-ресурсов, продвигающих идеологию терроризма, обладает наступательным, агрессивным характером и использует различные методы информационно-психологического воздействия на пользователей. При создании экстремистского контента используются различные технологии манипуляции сознанием: формирование идеологии «Свой-Чужой», превосходства одной национальности над другой, стереотипизация образа «врага», публикация непроверенной информации, намеренное искажение фактов, создание своего «языка общения», апелляция к авторитетам, наглядная агитация.


РИТОРИКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ САЙТОВ


Основные риторические конструкции для оправдания необходимости использования насилия:
1. Террористы якобы не имеют иного выбора, кроме как обратиться к насилию. Насилие представляется потребностью, навязанной слабому в качестве единственного доступного средства ответа врагу, применяющему репрессивные меры. При этом террористическая организация изображается как постоянно преследуемая, а ее последователи и сторонники - как подвергающиеся постоянным избиениям, пыткам, убийствам и гонениям.
2. Демонизация и делегитимация образа врага. Использующие такие приемы тексты содержат лексику обвинительного плана, изобилующую понятиями «кровавые убийства», «геноцид», «немыслимая жестокость» и т. д., очерняющих государство и его силовые структуры. Члены движения или организации представляются борцами за свободу и независимость, использующими насилие вопреки своему желанию, но лишь потому, что безжалостный враг ущемляет права и достоинство людей. Враг, олицетворяющий систему власти, представляется «настоящим террористом», а насилие, осуществляемое им, гипертрофируется. Террористическая риторика перекладывает ответственность за насилие с террористов на противника, который обвиняется в совершении зверств, жестокости и безнравственности.
3. Признание террористической организации легитимной политической силой: утверждается, что группы, от имени которых производятся действия, находятся в поиске путей мирного урегулирования политических, экономических и межконфессиональных противоречий. Террористы выставляют себя потенциально легитимной политической силой, представленной определенной организацией, у которой есть свои лидеры, берущие на себя ответственность и выдвигающие конкретные требования. Это делается потому, что таким образом возможно изменение восприятия статуса террористической структуры: она может рассматриваться как правомочный субъект политического процесса.


РЕКОМЕНДАЦИИ
• Одним из способов повышения эффективности мониторинга интернет-среды является вовлечение интернет-пользователей в процесс борьбы с противоправным контентом. Взаимодействие с общественностью позволяет сформировать ряд рекомендаций для эффективного совместного противодействия экстремистскому контенту.
• Необходимо также заниматься информационно-просветительской работой, включающей разъяснение принципов грамотного информационного потребления. Поскольку в Интернете можно встретить контент самого разного содержания, пользователю необходимы знания основ эффективной коммуникации, правовых основ массовых коммуникаций (в частности, касающихся законодательства в антитеррористической и антиэкстремистской сферах), а также навыки рационального, критического мышления, личной ответственности и самоконтроля по отношению к информационным ресурсам.

КОЛУМБАЙН


• Колумбайн или школьные расстрелы («школьный шутинг») - особое явление, отличающееся от других преступлений с использованием оружия. Формальными признаками школьных расстрелов выступают следующие: преступники учились в этом образовательном учреждении; ранения или убийства были умышленными, но совершались не в корыстных целях; преступления планировались заранее; нападения носили демонстративный характер и имели своей целью убийство неопределенного круга лиц.

Основные факторы и механизмы массовых убийств в образовательных учреждениях (Давыдов, Хломов 2019)


1. Генерализованные проблемы во взаимоотношениях, отсутствие доверительных отношений. Обычно стрелками становятся одиночки, не имеющие широкого круга дружеских отношений.
2. Самоощущение социальной изоляции. Большая часть стрелков (71 %) считала себя жертвами обстоятельств или преследования, несмотря на то, что почти половина из них занималась различными видами деятельности вне школы.
3. Конкретные проблемы во взаимоотношениях и связанные с ними обида и желание мести. Более 8о % стрелков подвергались давлению, издевательствам, буллингу, побоям или ранениям. Травля при этом указывается главным предиктором школьных расстрелов (Клейн, 2012).
4. Наличие психологических трудностей или психических расстройств. Данные исследований показывают, что такие преступления редко связаны с психопатологией, однако большинство массовых убийц имеют психологические проблемы.
5. Распространенность культурных сценариев, в которых поддерживается насилие как средство решения проблем.Такая роль насилия частично закреплена во многих культурах как «военная идентичность» (Э. Эриксон), кроме того, в ряде случаев школьные стрелки росли в среде, где насилие считалось вариантом нормы и главным способом получения признания и уважения.
6. Подражание, влияние СМИ и компьютерных игр. Существует несомненная зависимость между публикациями в СМИ и различными формами насильственного поведения подростков и молодежи. Однако, что касается компьютерных игр, только 15 % стрелков имели выраженный интерес к жестоким видеоиграм.


СООБЩЕСТВА ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


• Существует крупное международное сообщество -True Crime Community (ТСС), куда входят люди разных возрастов, интересующиеся массовыми убийствами, серийными убийцами и другими преступлениями. Среди его участников популярны убийцы вроде Чарльза Мэнсона (создатель секты, организатор ряда жестоких убийств) или Джеффри Дамера, который убил ту человек с 1978 по 1991 годы. Фанаты «Колумбайна», которые называют себя колумбайнерами, так или иначе попадают в группуТСС. Ее участники восхищаются Диланом - депрессивным юношей, а девушки в него просто влюблены. Хотя лидером в «Колумбайне» был Эрик, культ Дилана значительно масштабнее. Девушки влюбляются в него так же, как некоторые взрослые женщины влюбляются в наркоманов или алкоголиков: веря, что они спасут его заблудшую страдающую душу. Предрасположенность душевную и сексуальную к «плохим мальчикам» (хулиганам, преступникам, убийцам) называют гибристофилией или синдромом «Бонни и Клайда».


РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРОПАГАНДА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ


• По данным международного центра исследования ситуации с наркотрафиком (Global Drug Survey), процент людей, покупающих наркотические вещества через Интернет, с каждым годом растет. Проблема состоит в том, что благодаря интернету покупка становится всё более быстрой, доступной, а также кажется безопасной и простой. Для распространения используются разные каналы: от закрытых групп и социальных сетей, до виртуальных площадок «даркнета». Для распространения привлекают курьеров-доставщиков, которые желают быстро заработать.


• основные опасности контента, связанного с наркотическими веществами:
• Втягивание подростков и молодежи в наркотрафик в качестве наркокурьеров, закладчиков, которые делают «закладки» для покупателей. Примерный механизм работы закладчика выглядит следующим образом. Сначала забирается оптовый клад - так называемый мастер- клад, в котором лежат разные виды наркотиков. Затем закладчик получает задание, как именно нужно расфасовать товар, и отправляется делать закладки. «Трудоустройство» закладчика включает внесение на счет работодателя залога - определенной суммы в несколько тысяч рублей и получение наркотиков на эту сумму. После осуществляется расфасовка полученных веществ на небольшие порции и раскладывание их по району, а специальный проверяющий затем контролирует качество работы. В данном случае желание заработать быстрые деньги оборачивается тюремным сроком.
Популяризация наркотических веществ как части «молодежной» культуры, создание образа наркотиков как того, что модно и означает принадлежность к определенно привилегированной группе. Подобная популяризация может привести к наркотической зависимости, экспериментам с всё более тяжелыми видами наркотических веществ, а также высок риск смертности или нанесения вреда здоровью «кустарными» видами веществ.

ФЕЙКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ, псевдособытия и пост-правда


• Фейк (фэйк, от англ, fake - подделка) - в широком смысле любая подделка, которая пытается выдать себя за оригинал. Когда мы говорим об информации, то фейком является вымысел, который основан на недостоверных, неполных либо искаженных фактах или создан без опоры на факты, и часто является намеренной дезинформацией, преследующей конкретные цели - управления мнением, эмоциями, поведением и ценностями аудитории для достижения определенных эффектов.
• Фейковая информация может серьезно дезориентировать людей, как молодых, так и пожилых, так как они в полной мере не обладают опытом различения достоверной и недостоверной информации. Если это безобидная шуточная информация, то в ней нет ничего страшного, что ей сначала поверили, а потом разобрались. Но это может быть негативная и недостоверная информация, которая может привести к деструктивным действиям как в Интернете, так и в реальной жизни.
• • Фейковые новости. Чаще всего они создаются намеренно, чтобы ввести читателей в заблуждение, либо какой-либо «сенсацией» заполучить их внимание и просмотры на своём портале. Это давно известный жанр «газетной утки», который стал крайне распространенным с появлением онлайн-медиа.
• • Мнения пользователей сети в форме постов и комментариев, которые разносятся по интернету как достоверный факт.
• • Информация, которая была отредактирована, «порезана», «вырвана из контекста» и затем стала преподноситься как достоверный факт.
Фейки могут быть созданы в соответствии с разными целями.
• С целью привлечения внимания и просмотров (например, всем знакомые баннеры с громкими заголовками «Найден секрет вечной молодости!» или «Она рассказала всю правду о своей жизни!» и т. и.).
• Для манипуляций мнениями (например, политические игры).
• Без цели, а по случайности, из-за собственной некомпетентности по данному вопросу, нехватки точных фактов.
• С целью развлечения и ради шутки.


Сегодня существуют целые агентства фальшивых новостей (например, Denver News), «альтернативные СМИ», специализирующиеся на дезинформации, разжигании ненависти и троллинге противников, также создающие и т.н. псевдособытия, которые необходимы лишь для того, чтобы быть показанными в медиа для манипуляций обществом в идеологических и политических целях. Сопутствующие им армии троллей и ботов-аффилиаторов (фальшивых пользовательских аккаунтов в соцсетях, нужных для репоста, размножения и распространения контента, которыми в огромных количествах торгуют SMM- агентства (Devumi), занимающиеся раскруткой и продвижением в Интернет) создают ощущение мощного резонанса вокруг такого контента ("контент вирусится"). Этот подход сегодня является инструментом многих крупных информационных кампаний, и, противостоя радикальным сетевым сообществам, конечная цель которых свергнуть существующие мировые порядки, погрузив мир в хаос, мировую революцию и установить новые порядки, которые вероятнее всего будут чем-то средним между средневековьем и технократией, многие государства вынуждены использовать и совершенствовать те же самые инструменты и механизмы.
ПОСТПРАВДА
• Постправда (англ, post-truth) — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям. Постправда представляет собой информационный поток, который намеренно конструируется в современном обществе с помощью СМИ для создания виртуальной, отличной от действительности, реальности с целью манипулирования общественным сознанием.
• Феномен постправды считают одним из следствий значительно увеличивающегося потока информации, возникшего в результате стремительного развития Интернета информационной лавины Интернета и значимой современной проблемой, хотя некоторые философы полагают, что мы всегда жили именно в таком мире до появления конкретного слова, его определяющего.


РЕКОМЕНДАЦИИ
• как отличить фейк от правды:


• 1. Правило трех. Прежде чем принять за истину какую-либо информацию в Интернете, необходимо проверить ее еще, как минимум, в двух не зависимых друг от друга источниках.
• 2. Сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме. В поисках какого-либо материала не стоит полагаться на первые попавшиеся источники.
• 3- Проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов. Если того требует необходимость, можно проверить информацию, проконсультировавшись с экспертами в данной области.
• 4. Запрос у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения. Если на сайте нет контактов автора или же он вообще не указан, то, скорее всего, такая информация является перепечаткой, соответственно она могла утратить свою точность и истинный смысл.


• Правила проверки достоверности информации в Интернете:
• 1. Относись критично к любой информации в Интернете.
• 2. Красиво сделанный дизайн сайта - еще не повод верить всему, что на нем написано.
• 3. Если ты что-то узнал в Сети, найди источник информации, узнай, кто ее автор.
• 4. Задумайся, какова позиция автора сайта, на котором ты нашел информацию. Спроси себя: что тебе хотят доказать и во что заставить поверить?
• 5. Задумайся, единственная ли это возможная точка зрения. Какие мнения или идеи отсутствуют на сайте?
• 6. Следуй правилу трех источников: прежде чем поверить в какой-либо факт, проверь еще как минимум два других источника информации.
• 7. Будь осторожен, используя факты, которые ты еще не проверил.

Источник ГАЛЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Профилактика деструктивных
коммуникации в интернет-среде
Минск 2021

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.