На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическая помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях
Психологическая помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Прохода Ирина Андреевна студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, сложная жизненная ситуация, проблемы школьников, психологическая поддержка, психологопедагогическое сопровождение.

В современности все чаще входит в обиход словосочетание «школьники со сложной жизненной ситуацией». В нашем мире данная проблема оказалась актуальной, хотя 10 лет назад такую проблему и представить не могли.

В связи с этим практическая психолого-педагогическая работа по оказанию помощи детям, пребывающим в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с личностью ребенка и ставит перед собой задачу создания необходимых условий для полноценного формирования личности на начальном этапе ее обучения и развития, а основной формой оказания такой помощи становится специально организованный процесс - сопровождение.
Сопровождение - это действия, направленные на помощь учащимся в любых жизненных ситуациях, которая предполагает постоянное нахождение с подростком и направление его на правильные поступки.


Сопровождение поспособствует следующим пунктам:
1. Создание таких условий жизни, в которых учащийся будет чувствовать себя хорошо.
2. Создание условий, в которых учащийся получит воспитание и подготовку ко взрослой жизни.
3. Личность получит развитие и пройдет обучение.
4. Получит поддержку и помощь от взрослых.
5. Получит личностный рост.
6. Пройдет процесс социализации.
7. Войдет в ту зону развития, которая осуществит успешное психологическое развитие.


Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов и другие жизненные ситуации.
Разбор научной литературы показывает, что в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение и социализация ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, неотделимо от работы с семьей и заключается в продумывании и исполнении стратегии и тактики организации образовательного процесса с целью оказания помощи детям и их опекунам в преодолении ими всевозможных трудностей.
Каждый учащийся со сложной жизненной ситуацией должен пройти процесс социализации, процесс становления личности. До прохождения такого процесса учащийся будет чувствовать страх будущего, сомнение в дальнейшей жизни. Это происходит потому, что в его внутреннем мире пока не сформировалась личность, которая будет давать ему сил на дальнейшее будущее.


Для помощи детям со сложной жизненной ситуацией образование страны разрабатывает систему действий, которые способны помочь им. Эта совокупность действий следующая:
1. Внедрение медико-социальные центры, которые будут работать на базе школ и других образовательных учреждений; они могут быть в разных формах ведения деятельности: кабинеты доверия, служба психологической помощи в виде колл-центра; педагогические комиссии и другие.
2. Развитие и повышение квалификации педагога и школьного психолога, все большее внедрение их работы в жизнь школьников; педагог мобилизует возможные ресурсы родителей, социума, самого ребенка, ориентируя их на улучшение ситуации, самоизменение, саморазвитие.
3. Создание фондов психологической помощи ученикам с трудными жизненными ситуациями, работа которых будет направлена на урегулирование деятельности медико-социальных центров, которые ведут свою деятельность на базе образовательного учреждения; такие фонды психологической помощи будут располагаться вне школ, но будут контролировать центры, работающие в школах.
4. Фонды психологической помощи, работающие с родителями детей со сложными ситуациями в жизни; так как наибольшее психологическое отрицательное воздействие на психику детей оказывают их родители, то необходимо организовать специальные фонды, которые смогут научить родителей правильно взаимодействовать со своими детьми без нанесения им психологической травмы.


Таким образом, проблема детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стоит на данный момент достаточно остро. Оттого присутствует потребность специального отношения к подобным детям, то есть потребность не только социализации, но и психолого-педагогического сопровождения.
Необходимо обращать внимание на то, какое происхождение у сложившейся сложной ситуации и какой расклад характера и психологии ребенка. Узнав это, только тогда можно будет делать вывод о том, какой выбор персонального направления работы необходимо сделать. На сегодняшний день существует множество исследований, ориентированных на то, чтобы как можно более качественно подойти к составлению и применению технологий психолого-педагогического сопровождения детей, которые оказались в трудной для них жизненной ситуации.


Список литературы
1. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №6. - С. 4-11.
2. Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра, 2004. - 345 с.
3. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т.А. Строкова // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 20-27.
4. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - СПб., 1992.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.